Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
6
1.3. Содержание программы и планируемые результаты
9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
49
2.2. Условия реализации программы
49
2.2. Формы аттестации
50
2.3. Методические материалы
51
2.4. Список литературы
55
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Студия
дизайна» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» Реализация требований санитарных правил на практике, должна
обеспечить здоровье сберегающие условия воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи. (от 28.09.2020)
СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)" (от 30.06.2020)
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает
единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного искусства, дизайна в
эстетической деятельности.
Направленность - художественная. Программа направлена на
приобщение детей к основам дизайна, развитие их творческого потенциала.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что
программа дает возможность не только изучить различные техники
декоративно-прикладного искусства, но и применить их. Использовать
3
комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего, что,
окружает нашу жизнь.
Актуальность программы определяется тем, что в содержании
изучаются оригинальные техники и методы работы, что является источником
знаний, которые не только знакомят и расширяют знания учащихся о
профессиональной деятельности художника-дизайнера, но и предоставляют
возможность проявить свою активность, почувствовать себя успешными,
ощутить свою значимость в коллективе через вовлечение их в творческую
коллективную деятельность.
Предпосылками дизайнерского искусства является естественное
человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всѐ
более совершенных образов.
Педагогическая целесообразность программы нацелена на формирование
и развитие творческих способностей в области декоративно прикладного
искусства и проектно-художественной деятельности (дизайне).
Дидактические принципы построения и реализации программы, обусловленные
единством воспитательное-образовательного пространства:
∙ принцип культуросообразности: построение и корректировка
универсального эстетического содержания программы с учѐтом региональных
культурных традиций;
∙ принцип систематичности и последовательности: постановка и
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
∙ принцип цикличности: построение и корректировка
программы с постепенным усложнением и расширением от
возрасту;
содержания
возраста к
∙ принцип развивающего характера художественного образования; ∙
принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями
художественно-эстетической деятельности:
∙ принцип эстетизма предметно-развивающей среды и быта в целом;
∙ принцип культурного обогащения содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей
разных возрастов;
∙ принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
∙ принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание
человека
думающего,
чувствующего,
созидающего,
4
рефлектирующего);
∙ принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
∙ принцип организации тематического пространства (информационного
поля) - основы для развития образных представлений; ∙ принцип взаимосвязи
обобщѐнных представлений и обобщѐнных способов действий, направленных
на создание выразительного художественного образа;
∙ принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций,
эмоциональной открытости).
Отличительные особенности программы по содержанию: Программа
«Студия дизайна» имеет следующие образовательные разделы:
1 модуль: «Цветоведение».
2 модуль: «Работа в материале».
3 модуль: «Графическая композиция».
Возраст обучающихся: от 12 до 16 лет.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 4 года обучения.
На программу принимаются все желающие. Во время приема и
формирования учебных групп проводится первичная диагностика
способностей, обучающихся (знаний, умений, навыков).
Из обучающихся объединения по программе формируются группы.
Группы, смешанные по полу (девочки, мальчики). В программе учитываются
возрастные и психологические особенности детей.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.
1 год обучения - 2 занятия в неделю по 2 ч. (144 ч.)
2 год обучения - 2 занятия в неделю по 2 ч. (144 ч.)
3 год обучения- 2 занятия в неделю по 2 ч. (144 ч.)
4 год обучения- 2 занятия в неделю по 2 ч. (144 ч.)
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся
в области декоративно-прикладного искусства и проектно художественной
деятельности (дизайне).
Задачи программы:
Обучающие:
5
- формировать умение использовать различные технические приемы при
работе с художественными материалами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами; осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и
содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое
мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную
активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и
эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к
людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом
и учащимися
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся. воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Форма и режим занятий:
Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным
подходом. Для одаренных детей разрабатывается индивидуальный
образовательный маршрут.
Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего
повышенную
работоспособность
и
возможность
активизации
индивидуального участия.
Прогнозируемые результаты программы
Личностные результаты:
- в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное
отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
6
ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и
чужих поступков, явлений окружающий жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к
художественному познанию мира; умение применять полученные знания в
собственной художественно–творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных
материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративноприкладное искусство, художественное конструирование).
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в
окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания
и выразительных средств произведений искусства; - активное использование
языка изобразительного искусства и различных художественных материалов
для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных,
деятельностных) художественно – эстетическим содержанием; - формирование
мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно–
творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для
реализации художественного замысла; - формирование способности оценивать
результаты художественно– творческой деятельности, собственной и
одногруппников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов,
представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды
и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих в России и художественных
музеях своего региона;
- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и
свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих
ценностей, выраженных в главных темах искусства и отражения их в
собственной художественной деятельности;
-умение самостоятельно оценивать шедевры русского и мирового
искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям
7
своего и других народов;
- в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать
коллективные результаты художественно – творческой деятельности; - в
трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности, для передачи замысла в собственной
художественной деятельности; моделирование новых образов путем
трансформации известных (с использованием изобразительного искусства и
компьютерной графики).
1.3. Содержание программы
Учебный план программы
№
п/п
Наименован
ие
дисциплин
1 год
обучения
Кол-во час
2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
Кол-во часов
Кол-во часов
Кол-во часов
нед год
нед
год
нед
год
нед
год
1.
Основы
изобразительн
ой грамоты и
колористики
4
30
4
30
4
30
4
30
2.
Работа в
материале
4
82
4
82
4
82
4
82
3.
Графическая
композиция
4
32
4
32
4
32
4
32
Итог:
144
144
144
144
Учебный (тематический) план
первый год обучения
№
Наименование тем,
разделов
Общий объем времени
в часах
8
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Основы
изобразительной
грамоты и колористики
1.1.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
2
2
-
-Наблюдение
-Устный опрос.
1.2
Цветовой круг.
Основные и составные
цвета
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Устный опрос.
1.3
Цветовые растяжки.
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
1.4
Теплые и холодные
цвета. Выполнение
упражнения.
6
1
5
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Устный опрос
1.5
Техника
работы
акварелью
«вливание
цвета в цвет»
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Устный опрос
1.6
Техника работы
акварелью «по сырому»
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Устный опрос
1.7
Техника работы с
акварелью «лессировка»
6
1
5
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Устный опрос
-Игра с карточками
«Составь портрет» Выставка работ
Стилизованная роспись
по твѐрдому материалу.
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
Коллаж.
6
1
5
-Наблюдение
-Самоконтроль
8
1
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
Раздел 2.
Работа в материале
2.1
2.2.
23 Работа с бумагой. Выполнение
плоской композиции.
9
2.4
Работа
с
Выполнение
композиции.
бумагой.
объѐмной
2.5
Работа с бумагой.
Создание «авторской»
бумажной композиции.
8
1
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
6
1
5
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.6 Моделирование из
картона. Плоскостная
композиция.
8
1
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.7 Моделирование из картона.
Объѐмная поделка.
8
1
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.8 Лепка. Полуобъѐмная
аппликация из пластилина.
8
2
6
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.9 Лепка. Объѐмная
композиция из пластилина.
8
2
6
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.10
Лепка. Работа с каркасом.
8
2
6
-Наблюдение
-Презентация
эскизов
2.11
Дизайн персонажа.
Лепка фигуры.
2
1
1
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.12
Основы пластилиновой
анимации.
Разработка
мультфильма.
8
1
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Демонстрация и
защита проекта.
3.1 Выразительные средства
композиции: точки,
линии, пятна
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Устный опрос
3.2
Многообразие линий в
природе.
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Устный контроль
3.3.
Выразительные
возможности
цветных карандашей.
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
Раздел 3. Графическая
композиция
10
Выразительные
возможности
фломастеров.
4
3.5
Фактуры.Выполнение
эскизов. Имитация
фактур при помощи
графических средств
выразительности.
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
3.6
Стилизация
природных форм.
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
3.7
Стилизация
городского пейзажа.
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
3.8
Изображение персонажа
по средствам силуэта
(сказочный
герой,
мифическое существо,
исторический
костюмированный герой)
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Игра работа с
карточками «Чья
это тень?!»
-Выставка работ.
144
31
113
3.4
Итого:
1
3
-Наблюдение
-Игра с карточками
«Окружают нас
фактуры»
Содержание учебного (тематического) плана
первого года обучения
Раздел 1. Основы изобразительной грамоты и колористики.
1.1. Тема. Вводное занятие (2 ч)
Материалы, инструменты. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с учащимися.
1.2. Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета (4 ч)
Теория: знакомство с понятием «цветовой круг», последовательностью
спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными
цветами.
11
Практика: выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга,
радужные игрушки). Использование акварели, формата А 4.
1.3. Тема: Цветовые растяжки (4 ч)
Теория: изучение возможностей цвета, его преобразование
(высветление, затемнение).
Практика: выполнение этюдов (например, «Бусы», «Гусеница»).
Использование акварели, формата А4.
Практика: выполнение тоновых растяжек.
1.4. Тема: Теплые и холодные цвета (6 ч)
Теория: знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета.
Практика: выполнение работы «Жар- птица» и «Ледяная птица».
Использование акварели, А4.
1.5. Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» (4 ч)
Теория: развитие и совершенствование навыков работы акварелью.
Практика: выполнение этюдов (например, река, ручеѐк, водопад (композицию
можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом
«оригами»). Использование акварели, формата ½ А 4.
1.6. Тема: Техника акварелью «по сырому» (4 ч)
Теория: дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы
акварелью.
Практика: выполнение этюдов – упражнений акварелью по сырому
листку бумаги. Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа:
знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике.
1.7. Тема: Техника акварелью «лессировка» (4 ч)
Теория: дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы
акварелью.
Практика:
полупрозрачными
Самостоятельная
выполнение
слоями.
работа:
этюдов
–
Использование
знакомство
12
с
упражнений
акварели,
репродукциями
акварелью
формата
А4.
художников,
работавших в этой технике.
Раздел 2. Работа в материале
2.1. Тема. Стилизованная роспись по твердому материалу (8 ч)
Теория: знакомство с термином «стилизация». Основные принципы
стилизации. Просмотр аналогов.
Практика: Оформление поверхности камня стилизованной росписью.
Работа над эскизом
2.2. Тема. Коллаж (2 ч)
Теория: Развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков
работы в технике коллаж. Формирование навыков по созданию произведения
декоративно-прикладного искусства.
Практика: работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.
Материал: вырезки из журналов, картон, клей – карандаш, ножницы. 2.3.
Тема. Работа с бумагой. Плоская аппликация.
Теория: Развитие навыков работы с бумагой и составление плоскостной
композиции.
Практика: Вырезание из бумаги стилизованных силуэтов и составление
из них декоративной композиции.
2.4. Тема. Объемная аппликация из бумаги.
Теория: формирование навыков работы с бумагой.
Практика: выполнение цветных эскизов к композиции.
Выполнение объѐмной аппликации из бумаги.
2.4. Тема: Работа с бумагой, выполнение «авторской» бумажной
композиции (6 ч)
Теория: развитие фантазии через изготовление бумажной композиции.
Экспериментирование с фактурами и цветом бумаги.
Практика: изготовление бумаги и дальнейшего изделия из него с
декорированием (открытка, бирка, визитка и т.д.)
2.6. Тема: Моделирование из картона. Плоская композиция (8 ч)
13
Теория: знакомство с новым материалом (картоном) и его особенностями в
работе.
Практика: Работа с шаблоном. Формирование силуэтов их картона с
дальнейшим его декорированием.
2.7. Тема: Моделирование из картона. Объѐмная композиция (8 ч)
Теория: знакомство с новым материалом (картоном) и его особенностями в
работе.
Практика: Работа с шаблоном. Формирование объѐмной фигуры их картона
с дальнейшим декорированием.
2.8. Тема: Стилизованная роспись по твердому материалу (8 ч)
Теория: знакомство с термином «стилизация». Основные принципы
стилизации. Просмотр аналогов.
Практика: Оформление поверхности камня стилизованной росписью.
Работа над эскизом.
2.9. Тема: Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги (8 ч)
Теория: Развитие фантазии. Знакомство с понятием симметричности.
Практика: применение в практической работе теоретических знаний.
Использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.
Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
2.10. Тема: Лепка. Полуобъѐмная аппликация (8 ч)
Теория: Знакомство с новым материалом (пластилин). Знакомство с
понятием «рельеф», «текстура».
Практика: создание аппликации из пластилина с предварительным эскизом.
Материал: пластилин, картон.
2.11. Тема: Лепка. Объѐмная аппликация (8 ч)
Теория: Знакомство с новым материалом (пластилин).
Практика: создание объѐмной композиции из отдельных фигур. Материал:
пластилин, картон.
2.12. Тема: Лепка. Работа с каркасом (8 ч)
14
Теория: Знакомство с новым материалом (пластилин).
Практика: создание каркасной конструкции для будущей фигуры, и
облепливание еѐ пластилином. Проработка деталей стеком.
Материал: пластилин, картон, проволка, фольга.
Раздел 3. Графическая композиция
3.1. Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна (4 ч)
Теория: Знакомство с выразительными средствами графической композиции.
Практика: Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы
птиц,
людей, лыжников и т.д.). Использование Формата А4, черного фломастера,
гелиевой ручки.
3.2. Тема: Многообразие линий в природе (4 ч)
Теория: Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая
линия». Освоение графического языка.
Практика: Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с
льющимся
вареньем).
Использование
формата
½
А4
(белый
или
тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых
ручек.
3.3. Тема: Выразительные возможности цветных карандашей (4 ч) Теория:
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с
цветовыми переходами.
Практика:
Выполнение
рисунка
по
шаблону
(например,
праздничные
воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата
½ А 4, цветных карандашей.
3.4. Тема: Выразительные возможности цветных карандашей (4 ч) Теория:
Знакомство с фломастерами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с
цветовыми переходами.
Практика: Выполнение рисунка. Использование формата ½ А 4, фломастеров.
3.5. Тема: Фактуры (4 ч)
Теория: Знакомство с материальностью окружающего мира средствами
графики.
15
Практика: Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох,
ракушки,
камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские
камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера,
гелиевых ручек.
3.6. Тема: Стилизация природных форм (4 ч)
Теория: Изучение особенностей реалистичной, декоративной, абстрактной
композиций. Главные отличия.
Практика: обобщение формы живописными средствами:
а) реалистическое изображение, б) декоративное изображение,
в) абстрактное изображение.
3.7. Тема: Стилизация городского пейзажа (4 ч)
Теория: Изучение особенностей реалистичной, декоративной, абстрактной
композиций. Главные отличия.
Практика: обобщение формы живописными средствами:
а)реалистическое изображение, б) декоративное изображение,
в) абстрактное изображение.
3.8. Тема: Изображение персонажа по средствам силуэта (4 ч)
Теория: Композиционное решение листа, поиск выразительности силуэтного
образа и его узнаваемости.
Практика: создание силуэтной композиции на формате А 4. Материалы:
бумага А 4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.
Результаты освоения программы 1 года обучения
Обучающиеся будут знать:
- о деятельности художника, о художественных материалах; об основных цветах солнечного спектра;
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками; - о рисунке,
живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре; - об особенностях работы
акварельными и гуашевыми красками, - об элементарных правилах смешения
основных цветов для получения составных цветов;
16
будут уметь:
- правильно сидеть за столом;
-правильно держать карандаш или кисть, свободно рисовать карандашами
- без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при
этом лист бумаги;
- определять величину и расположение, изображения в зависимости от размера
листа бумаги;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их
форм, очертаний; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом,
использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; - правильно
определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное
строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать
размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка
уточнение общих очертаний и форм).
Учебный (тематический) план
второй год обучения
№
Наименование тем,
Общий объем времени в
разделов
часах
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Раздел 1. Основы
изобразительной
грамоты и
колористики.
17
Практика
1.1.
Нюансы.
2
1
1
-Наблюдение
Многообразие
-Самоконтроль
оттенков цвета.
-Игра с цветными
Выполнение
карточками
упражнений.
«Коврик
настроения»
1.2.
1.3.
Контрасты.
4
1
3
-Наблюдение
Контрастные пары
-Самоконтроль
цветов.
-Игра с
Составление
карточками
контрастной
«Найди цвету
композиции.
пару».
Цвет в тоне.
Выполнение
4
1
3
эскиза
-Наблюдение
-Самоконтроль
«Котенок с клубками
ниток».
1.4.
Ахроматические цвета.
6
1
5
Изображение
-Наблюдение
-Самоконтроль
домашних животных
в ахроматической
палитре.
1.5.
Локальный цвет и его
4
1
3
оттенки
-Наблюдение
-Самоконтроль
Выполнение
упражнения.
1.6.
Плановость.
4
Знакомство
пейзажем
как
1
3
-Наблюдение
с
-Самоконтроль
с
-Показ
жанром
документального
изобразительного
фильма про
искусства.
великих
пейзажистов
18
1.7.
Изучение
6
1
5
нетрадиционных
-Наблюдение
-Самоконтроль
живописных приемов
Раздел 2.
Работа в материале
2.1.
Декупаж на тарелке.
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.2.
Знакомство с
6
1
5
техникой точечной
-Наблюдение
-Самоконтроль
росписи.
2.3
Витраж. Выполнение
8
1
7
эскиза.
2.4
Создание упаковки
-Наблюдение
-Самоконтроль
8
1
7
для
-Наблюдение
-Самоконтроль
шоколадных конфет.
2.5
Аппликация из ткани.
6
1
5
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.6
Срапбукинг.
8
1
7
Создание
-Наблюдение
-Самоконтроль
поздравительной
открытки.
2.7
Игрушка из ваты.
8
1
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.8
Дизайн одежды.
8
2
6
Конструирование
-Наблюдение
-Самоконтроль
головного убора из
бумаги.
2.9
Дизайн одежды.
8
2
Аппликация «Мой
6
-Наблюдение
-Самоконтроль
любимый наряд»
19
2.10
Конструирование из
8
2
6
бумаги «Золотая
-Наблюдение
-Самоконтроль
рыбка»
2.11
Папье-маше.
8
1
7
Венецианская маска.
2.12
Поделка из солѐного
-Наблюдение
-Самоконтроль
2
1
1
теста «Подсвечник»
-Наблюдение
-Самоконтроль
Раздел 3.
Графическая
композиция
3.1
Буквица. «Веселая
4
1
3
азбука»
-Наблюдение
-Самоконтроль
Создание шрифтовой
композиции.
3.2
Создание
4
1
3
иллюстрации к
-Наблюдение
-Самоконтроль
литературному
произведению.
3.3
Дудлинг. Работа на
4
1
3
свободную тему.
3.4
3.5
Скетчинг. Зарисовки
-Наблюдение
-Самоконтроль
4
1
3
-Наблюдение
к меню
-Самоконтроль
ресторана.
-Выставка
Коллективный
проект
4
1
«Имидж
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
сказочного героя».
-Презентация
проекта
-Выставка
20
3.6
Проект «Комната
4
1
3
моей мечты».
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Презентация
проекта
-Выставка
3.7
Орнамент. Виды
4
1
3
орнамента
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Игра на внимание
«Найди ошибку в
орнаменте»
3.8
Кляксография
4
1
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
Итого:
144
31
113
Содержание учебного (тематического) плана
второго года обучения
Раздел 1. Основы изобразительной грамоты и колористики. 1.1
Тема: Нюансы (2 ч)
Теория:
Знакомство
с
понятиями:
«локальный
цвет»
и
«оттенок».
Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и
«оттенок».
Практика: Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины,
виноград, перо сказочной птицы).
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в
пределах одного цвета.
1.2 Тема: Контрасты (4 ч)
Теория: Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов,
их способностью «усиливать» друг друга.
20
21
Практика: Выполнение композиции из предметов, контрастных по
цвету
(например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.).
Использование формата А 4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов).
1.3 Тема: Цвет в тоне (4 ч)
Теория: Знакомство с понятием «тон».
Практика: Выполнение эскиза (например, «Котенок с клубками ниток»,
«Свинья с поросятами»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.
1.4 Тема: Ахроматические цвета (6 ч)
Теория: познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с
техникой их составления.
Практика: Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке В. Сутеева
«Три котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата
А4, гуаши черной и белой.
Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.
1.5 Тема: Локальный цвет и его оттенки (4 ч)
Теория: развить у детей способность видения градаций цвета в живописи,
многообразие цветовых оттенков.
Практика: Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на
клумбе).
Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».
1.6 Тема: Плановость (4 ч)
Теория: повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость,
равновесие, композиционный центр).
Практика: Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной).
Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная
работа:
знакомство
22
с
творчеством
художников,
работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея
изобразительных искусств.
1.7 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов (6 ч)
Теория: Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение
новых техник.
Практика: Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с
«барашками», морозные узоры, цветы и т.д.). Набрызг (салют,
Использование
соли
(звездное
небо,
созвездия
зодиака).
фонтан).
Монотипия
(применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография +
раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши,
свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
Раздел 2. Работа в материале
2.1. Тема. Декупаж на тарелке (4 ч)
Теория: Дальнейшее знакомство с техникой декупаж. Основные виды и
техники декупажа.
Практика: Составление композиции в круге.
2.2. Тема. Точечная роспись (6 ч)
Знакомство с техникой точечной росписи. Оформление эскиза композиции.
Декорирование поверхности точечной росписью.
2.3. Тема. Витраж (4/8 ч)
Теория: Формирование навыков по изготовлению витража. История появления
витража.
Практика: Показ презентации. Выполнения эскиза витража. Роспись стекла
(пластика).
2.4. Тема. Создание упаковки для шоколадных конфет (8 ч)
Теория.
Беседа
о
промышленном
дизайне
(история
зарождения
промышленного дизайна, его задачи и функции). Поиск аналогов и
собственного стиля упаковки.
23
Практика: Выполнения поисковых эскизов. Изготовление упаковки из картона
с дальнейшим еѐ декорированием. Защита проекта.
2.5. Тема. Аппликация из ткани (6 ч)
Теория: Формирование у учащихся аккуратности и креативности. Практика:
Создание декоративного панно из ткани с дополнительным декором
(пуговицы, ленты, бисер).
2.6. Тема. Скрапбукинг. Создание поздравительной открытки (8 ч)
Теория: Знакомство с новой техникой работы с бумагой - скрапбукингом. Виды
скрапбукинга и особенности техники. Изучение понятий «нюанс» и
«доминанта» в цвете.
Практика: Составление композиции. Выявление центра композиции в
открытке.
2.7. Тема. Игрушка из ваты (8 ч)
Теория: Формирование у учащихся навыков в создании ватной игрушки.
Практика: Работа с каркасом и дальнейшим наслоением на него ваты. Роспись
изделия.
2.8. Тема. Дизайн одежды. Моделирование головного убора из бумаги (8 ч)
Теория: Основы бумагопластики. Первоначальные приѐмы работы с бумагой.
Практика: Составление объемной конструкции шляпы и дальнейшая еѐ
детализация.
2.9. Тема. Дизайн одежды. Аппликация «Мой любимый наряд» (8 ч)
Теория: Основы бумагопластики. Первоначальные приѐмы работы с бумагой.
Практика: Работа с шаблоном из бумаги в форме рубашки (штаны, платья,
пальто и т.д.) Декорирование шаблона цветной бумагой. Прорисовка деталей
фломастером.
2.10. Тема. Конструирование из бумаги «Золотая рыбка» (8 ч) Теория:
Совершенствование и дальнейшее формирование навыков конструирования из
бумаги у учащихся.
Практика: Конструирование из бумаги поделки «Золотая рыбка»
2.11. Тема. Папье-маше. Венецианская маска (8 ч)
Теория: Обучение технологии папье-маше.
24
Практика: Выполнение маски в технике папье-маше.
2.12. Тема. Поделка из солѐного теста «Подсвечник» (2 ч)
Теория: Дальнейшее формирование знаний о работе с солѐным тестом.
Практика: Изготовление элемента декора из солѐного теста с применением
природных материалов.
Раздел 3. Графическая композиция
3.1. Тема. Буквица. «Веселая азбука» (4 ч).
Теория: Знакомство с понятием «Шрифт», историей письменности и
книгопечатания. Изучение видов шрифта.
Практика: Составление шрифтовой композиции с помощью графических
материалов (карандаши, фломастеры и т.д.)
3.2. Тема. Создание иллюстрации к литературному произведению(4 ч).
Теория: Беседа о возникновении и роли иллюстрации. Знакомство с
репродукциями великих художников-иллюстраторов. Изучение основных
приѐмов в работе с иллюстрацией.
Практика: Выполнение поисковых эскизов (поиск композиции и образа
литературного персонажа)
3.3. Тема. Дудлинг. Работа на свободную тему. (4 ч).
Теория: Знакомство с техникой «дудлинг» и «зентагл». Работа с шаблоном.
Практика: Заполнение силуэта (это может быть силуэт животного или
растения) разными узорами из точек, линий и геометрических фигур.
3.4. Тема. Скетчинг. Зарисовки к меню ресторана. (4 ч).
Теория: Формирование у учащихся знаний и навыков в искусстве быстрой
зарисовки (скетче).
Практика: Выполнение быстрых зарисовок продуктов питания и оформление
дизайна меню выдуманного ресторана.
3.5. Тема. Коллективный проект «Имидж сказочного героя». (4 ч).
Теория: Беседа об истории моды и возникновении дизайна одежды. Изучение
основных приѐмов при создании имиджа.
25
Практика: Выполнение поисковых эскизов и итоговой работы в цвете. Защита
проекта.
3.6. Тема. Проект «Комната моей мечты». (4 ч).
Теория: Беседа об истории возникновения дизайна интерьера.
Изучение
понятий «эргономика», «колорит помещения». Знакомство с
основными
стилями дизайна интерьера.
Практика: Выполнение поисковых эскизов и итоговой работы в цвете. Защита
проекта.
3.7. Тема. Орнамент. Виды орнамента (4 ч).
Теория: Дальнейшее развитие и совершенствование навыков при
стилизации. Знакомство с видами орнамента. Демонстрация
создании
аналогов с
орнаментальной композицией (посуда, расписные изделия, вышивка).
Практика: Дидактическая игра «Найди ошибку в орнаменте». Ученикам
демонстрируются разные примеры орнаментальных композиций, и их задача
выявить и объяснить ошибки.
3.8. Тема. Кляксография (4 ч).
Теория: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Развитие у
учащихся воображения и абстрактного мышления. Практика. Использование
акварельных красок и акварельной бумаги А4 формата.
Результаты освоения программы 2 года обучения:
обучающиеся знакомятся:
- с основными средствами композиции; высота горизонта, точка зрения
контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра; - с
особенностями симметричной и асимметричной композиции; - с простейшими
композиционными, приемами и художественными средствами необходимыми
для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- с простейшими закономерностями линейной и воздушной перспективы
светотени, элементарного цветоведения;
будут уметь:
- рисовать с натуры, по памяти или представлению отдельные предметы и не
26
сложные натюрморты из 2 - 3 предметов; доступными
живописными
средствами
передавать
в
графическими или
изображении
строение
перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом
и
источника
освещения, влияния окраски окружающего;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению
карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции,
объѐм фигуры человека, находящегося в движении;
- сравнивать свой
графический или живописный рисунок с изображаемым
предметом и
исправлять ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой
контраст, теплый и холодный колорит.
Учебный (тематический) план
третий год обучения
№
Наименование тем,
Общий объем времени в
разделов
часах
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
2
2
-
Раздел 1. Основы
изобразительной
грамоты и
колористики.
1.1.
1.2.
Введение.
-Наблюдение
Знакомство с
-Самоконтроль
материалами.
-Игра с цветными
Инструктаж по
карточками
технике
«Коврик
безопасности.
настроения»
Понятие тон.
4
1
3
-Наблюдение
Тональная раскладка
-Самоконтроль
(синего,
-Игра с
красного).
карточками
27
1.3.
Выполнение
«Найди цвету
упражнения.
пару».
Свойство цвета
4
1
3
насыщенность.
-Наблюдение
-Самоконтроль
Композиция «Дождь в
городе»
1.4.
Колористическая
6
1
5
передача состояния
-Наблюдение
-Самоконтроль
дня (утро, день, вечер,
Ночь)
1.5.
Композиция в технике
4
1
3
«Набрызг»
1.6.
Выразительные
-Наблюдение
-Самоконтроль
4
1
3
-Наблюдение
возможности
-Самоконтроль
пастельных мелков.
-Показ
Выполнение
документального
иллюстраций.
фильма про
великих
пейзажистов
1.7.
Пастозная
6
1
5
живопись.
-Наблюдение
-Самоконтроль
Изготовление
интерьерной
картины на холсте.
Раздел 2.
Работа в материале
2.1.
Предметный
4
1
дизайн. Роспись
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
на
28
деревянном спиле
Акрилом.
2.2.
Предметный
6
1
5
дизайн. Вышивка
-Наблюдение
-Самоконтроль
лентами.
2.3
Дизайн и мода.
8
1
7
Создание
-Наблюдение
-Самоконтроль
аппликации
из
ткани «Костюм для
персонажа»
2.4
Предметный дизайн.
Роспись
8
1
7
шоппера,
-Наблюдение
-Самоконтроль
футболки акрилом.
2.5
Шитьѐ из фетра.
6
1
5
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.6
Предметный дизайн.
Знакомство
8
1
7
с
-Наблюдение
-Самоконтроль
техникой «Батик»
2.7
Пространственный
8
1
7
Дизайн. Создание
-Наблюдение
-Самоконтроль
макета комнаты.
2.8
Знакомство
техникой
с
8
2
6
макраме.
-Наблюдение
-Самоконтроль
Изготовление панно
и подвесок.
2.9
Изготовление
8
2
элемента
-Наблюдение
-Самоконтроль
ландшафтного
дизайна
6
(кашпо,
декорирование
29
цветочного горшка,
изготовление
украшения для сада)
2.10 Скульптурная
8
2
6
живопись. Работа
-Наблюдение
-Самоконтроль
скульптурной массой
на холсте.
2.11 Знакомство с
8
1
7
эпоксидной
-Наблюдение
-Самоконтроль
смолой.
Изготовление
аксессуаров и
предметов интерьера.
2.12 Создание мобиля из
2
1
1
бумаги/фетра.
-Наблюдение
-Самоконтроль
Силуэтная
композиция.
Раздел 3.
Графическая
композиция
3.1
Печатная графика.
4
1
3
Техника монотипия.
3.2
Печатная графика.
-Самоконтроль
4
1
3
«Картонография».
3.3
Дудлинг. Работа на
-Наблюдение
-Наблюдение
-Самоконтроль
4
1
3
свободную
-Наблюдение
-Самоконтроль
тему.
3.4
Стилизация.
4
1
3
-Наблюдение
Изготовление
-Самоконтроль
дизайна принта.
-Выставка
30
3.5
Стилизация.
4
1
3
-Наблюдение
Изготовление
-Самоконтроль
дизайна логотипа
-Презентация
проекта
-Выставка
3.6
Изучение техники
4
1
3
граттаж.
-Наблюдение
-Самоконтроль
-Презентация
проекта
-Выставка
3.7
Графическая
4
1
3
-Наблюдение
композиция «Города
-Самоконтроль
мира»
-Игра на внимание
«Найди ошибку в
орнаменте»
3.8
Стилизация.
4
1
3
Изготовление
-Наблюдение
-Самоконтроль
стикерпака.
Итоговая работа.
Итого:
144
31
113
Содержание учебного (тематического) плана
третьего года обучения
Раздел 1. Основы изобразительной грамоты и колористики.
1.1. Тема. Вводное занятие (2 ч)
Материалы, инструменты. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
учащимися.
1.2. Тема: Понятие тон. Тональная раскладка (синего, красного).
Выполнение упражнения. (4 ч)
Теория: Понятие тон. Тональная раскладка (синего). Качество цвета, которое
31
позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным
цветом
(кроме хроматических) и дать ему название
Практика: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет;
1.3. Тема. Свойство цвета-насыщенность.
Композиция «Дождь в городе»
Теория: Развитие навыков работы с акварелью в технике «лессировка»,
«осветление» цвета с помощью воды и цветовая передача состояния дня в
пейзаже. Знакомство с понятием «насыщенность»
Практика: Композиция «Дождь в городе»
1.4. Тема. Колористическая передача состояния дня (утро, день, вечер,
Ночь)
Теория: Знакомство с понятием «этюд», «колорит».
Практика: Выполнение этюдов акварелью и гуашью на А4 формате. Зарисовки
пейзажей в разное время суток по фото и с натуры.
1.5. Тема. Композиция в технике «Набрызг»
Теория: Продолжение знакомства с нетрадиционными техниками
рисования, в частности с техникой «набрызг».
Практика: Выполнение композиции «Осенний натюрморт». Работа с
шаблонами и засушенными листьями в качестве трафаретов. Нанесение
фона в технике «набрызг».
1.6. Тема. Выразительные возможности пастельных мелков.
Теория: Знакомство с художниками, работавшими в технике масляной
пастели (Клод Моне, Ван Гог, Исаак Левитан, Тулуз Лотрек), показ
репродукций. Обсуждение специфики работы мелками.
Практика: Выполнение иллюстраций к сказке в технике масляной пастели.
1.7. Тема. Пастозная живопись.
Теория: Продолжение знакомства с пастозной живописью и техникой
«импасто». Импасто — приѐм в живописи в виде густой, сочной накладки
красок для усиления эффекта света и фактуры. Просмотр документального
фильма о Винсенте Ван Гоге - художнике, работавший, в технике «импасто».
32
Практика: Изготовление интерьерной пастозной картины на холсте.
Раздел 2. Работа в материале.
2.1. Тема. Предметный дизайн.
Теория: Изучение алгоритма росписи деревяного спила:
- Виды грунтования изделия
- Шлифовка
- Специфика миниатюры акрилом
Практика: Роспись на деревянном спиле Акрилом.
2.2. Тема. Предметный дизайн.
Теория: Изучение основных узелков вышивки (колониальный, французский,
плоский узел). Обсуждение выразительных средств при создании композиции
(цветовая доминанта и акцент, центр композиции) Практика: Вышивка
лентами.
2.3. Тема. Дизайн и мода.
Теория: Знакомство с такими выразительными средствами плоскостной
композиции, как «Баланс», «Композиционный центр», «Ритм», «Контраст».
Практика: Создание аппликации из ткани «Костюм для персонажа»
2.4. Тема. Предметный дизайн.
Теория: Знакомство с техниками росписи по ткани.
Практика: Роспись шоппера, футболки акрилом.
2.5. Тема. Предметный дизайн.
Теория: Обсуждение специфики работы с фетром. Знакомство с техниками
ручного оверлока и видами швов. Работа с силуэтом изделия (стилизация
готового образа животного или растения).
Практика: Изготовление игрушки из фетра с элементами вышивки.
Практика: Шитьѐ из фетра.
33
2.6. Тема. Предметный дизайн. Знакомство с техникой «Батик».
Теория: Знакомство с фактурами в батике с помощью различных
материалов (воска, соли, пенопласта, разбавителя, риса). Обсуждение
специфики работы красками по ткани.
Практика: Изготовление панно «Городские мотивы»
2.7. Пространственный Дизайн.
Теория: Дать представление об основных композиционных и конструктивных
особенностях предметного дизайна в интерьере. Развитие пространственного
мышления.
Практика: Создание макета комнаты.
2.8. Тема. Знакомство с техникой макраме.
Теория: Просмотр презентации о истории возникновения техники макраме, его видах и
основных узелках. Знакомство с различными узелками в технике макраме
Практика: Изготовление панно и подвесок.
2.9. Тема. Изготовление элемента ландшафтного дизайна (кашпо, декорирование
цветочного горшка, изготовление украшения для сада); Теория: Разработка дизайна
изделия для сада, поиск и анализ аналогов. Знакомство с понятием «Стайлинг»
будущего изделия.
Практика: Поисковые эскизы, выполнение клаузуры. Создание изделия по
разработанному проекту.
2.10. Тема. Скульптурная живопись.
Теория: Знакомство с такими материалами и инструментами, как декоративная
штукатурка и мастихин. Освоение основных объѐмных мазков и фактур.
Практика: Дальнейшее развитие навыков пастозной и скульптурной живописи.
Создание рельефной композиции на холсте/ картоне.
2.11. Тема. Знакомство с эпоксидной смолой.
Изготовление аксессуаров и предметов интерьера.
Теория: Обсуждение специфики работы с материалом и меры
предосторожности.
Практика: Изготовление брелков с помощью силиконовой формы.
34
2.12. Тема. Создание мобиля из бумаги/ фетра. Силуэтная композиция
Теория: Дать представления об основных композиционных и конструктивных
особенностях предметного дизайна через разработку
мобиля. Поиск
выразительной силуэтной формы.
Практика: Создание мобиля из бумаги/фетра.
Раздел 3. Графическая композиция.
3.1 Тема. Печатная графика. Техника монотипия.
Теория: Продолжение знакомства с особенностями печатной графики, в
частности с техникой «монотипии». Повторение таких терминов, как
«Цветовой нюанс», «Тон», «Цветовая насыщенность», «Цветовая ассоциация»
Практика: Изготовление абстрактного рисунка в технике «монотипия»
3.2 Тема. Печатная графика. «Картонография»
Теория: Знакомство с техникой «Картонография». Особенности
работы с картоном. Отпечатки с картонной матрицы.
Практика: Создание гравюры на картоне.
3.3. Тема. Дудлинг. Работа на свободную тему
Теория: Разработка сюжетных и бессюжетных графических узоров для
будущего рисунка. Разбор различных техник и узоров.
Практика: Создание графической композиции с применением узоров в
технике «дудлинг»
3.4. Тема. Стилизация. Изготовление дизайна принта.
Теория: Поиск и анализ аналогов различных принтов с природными мотивами.
Практика: Стилизация готовых изображений цветов и растений и разработка
эскизов принта для ткани или декоративной бумаги.
3.5. Тема. Стилизация. Изготовление дизайна логотипа;
Теория: Поиск и анализ аналогов. Обсуждение компонентов удачного
логотипа:
- Уместность
35
- Концепция
- Локаничность
- Уникальность
- Броскость и яркость
- Понятность и быстрая ассоциация
Практика:
- Разработка логотипа
-Презентация проекта и его защита
-Выставка
3.6. Тема. Изучение техники граттаж.
Теория: Знакомство с техникой «граттаж». Повторение терминов «Контраст» и
«гравюра».
Практика: Выполнение декоративной композиции в технике «граттаж» Презентация проекта
-Выставка
3.7. Тема. Графическая композиция «Города мира»
Теория: Просмотр документального фильма о чудесах света. Поиск и анализ
отображение «местного колорита» в изобразительном искусстве.
Практика: Разработка стилизованного графической композиции,
отображающая колорит и особенность выбранного города.
3.8. Тема. Стилизация.
Теория: Закрепление полученных знаний о стилизации и стайлинге персонажа.
Практика: Изготовление стикерпака. Итоговая работа.
Учебный (тематический) план
четвѐртый год обучения
36
№
Наименование тем,
Общий объем времени в
Формы
часах
разделов
Всего
Теория
Практика
аттестации/контроля
Раздел 1. Основы
изобразительной
грамоты и
колористики.
34
1.1.
Ведение. Знакомство
2
2
-
с материалами.
-Наблюдение
-Самоконтроль
Инструктаж по
технике безопасности.
1.2.
Понятие тон.
4
1
3
Тональная
-Наблюдение
-Самоконтроль
раскладка (синего,
красного).
Выполнение
упражнения.
1.3.
Свойство цвета
4
1
3
насыщенность.
-Наблюдение
-Самоконтроль
Композиция «Дождь
в городе»
1.4.
Колористическая
передача
дня
6
1
5
состояния
(утро,
-Наблюдение
-Самоконтроль
день,
вечер, Ночь)
1.5.
Композиция в
4
1
технике «Набрызг»
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
37
1.6.
Выразительные
4
1
3
-Наблюдение
возможности
-Самоконтроль
пастельных
-
мелков.
Выполнение
иллюстраций.
1.7.
Пастозная
6
1
5
-Наблюдение
живопись.
-Самоконтроль
Изготовление
-Просмотр
интерьерной
документального
картины на холсте.
фильма о Винсенте
Ван Гоге.
Раздел 2.
Работа в материале
2.1.
Икебана как
4
1
3
пространственная
-Наблюдение
-Самоконтроль
композиция в
интерьере.
2.2.
Крючок -
6
1
5
инструмент
-Наблюдение
-Самоконтроль
дизайна. Обвязка
готовых
изделий крючком.
2.3
Ручное ткачество.
8
1
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.4
Изготовление
8
1
7
тряпичных кукол
2.5
Шитьѐ из фетра с
-Наблюдение
-Самоконтроль
6
1
элементами
5
-Наблюдение
-Самоконтроль
вышивки.
Изготовление
38
подвески.
2.6
Техника «Батик».
8
1
7
Знакомство с
-Наблюдение
-Самоконтроль
фактурами в
батике.
Изготовление
панно «Природные
мотивы»
2.7
Узелковый батик.
8
1
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
2.8
Знакомство с
8
2
6
техникой
-Наблюдение
-Самоконтроль
макраме.
Изготовление
кашпо
2.9
Изготовление
8
2
6
декоративного
-Наблюдение
-Самоконтроль
панно с помощью
декоративной
штукатурки.
2.10
Технологии
8
2
6
плетения изделий из
-Наблюдение
-Самоконтроль
бисера.
2.11
Лепка из глины.
8
1
Создание
7
-Наблюдение
-Самоконтроль
плоскостной
композиции
(изготовление
сувенира)
39
2.12
Знакомство с
2
1
1
фоамираном.
-Наблюдение
-Самоконтроль
Раздел 3.
Графическая
композиция
3.1
Техника
4
1
3
«Акваграфия».
3.2
Печатная графика.
-Наблюдение
-Самоконтроль
4
1
3
Изготовление
-Наблюдение
-Самоконтроль
штампов.
3.3
Печатная графика.
4
1
3
Декорирование
-Наблюдение
-Самоконтроль
бумаги с помощью
штампов.
3.4
Дизайн
4
1
3
фантастического
-Наблюдение
-Самоконтроль
персонажа.
Разработка эскиза.
3.5
Дизайн
4
1
3
-Наблюдение
фантастического
-Самоконтроль
персонажа.
-Презентация
Создание
проекта -Выставка
графической
работы в цвете.
3.6
Скетчинг.
4
1
3
-Наблюдение
Зарисовки
-Самоконтроль
ландшафта
-Презентация
проекта -Выставка
3.7
Скетчинг. Зарисовки
4
1
архитектурных
3
-Наблюдение
-Самоконтроль
форм.
40
3.8
Графическая
4
1
3
композиция на
-Наблюдение
-Самоконтроль
фольклорную
тематику
Итого:
144
31
113
Содержание учебного (тематического) плана
четвертого года обучения
Раздел 1. Основы изобразительной грамоты и колористики. 1.1.
Тема. Вводное занятие (2 ч)
Теория: Материалы, инструменты. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с учащимися.
1.2. Тема. Понятие тон. Тональная раскладка (синего, красного).
Теория: Анализ основных законов пейзажной живописи, знакомство с
понятием «тон» и «световоздушная перспектива».
Практика: Зарисовка натюрморта акварелью с передачей световоздушной
перспективы в сине-красных тонах.
1.3. Тема. Свойство цвета-насыщенность.
Теория: Развитие навыков работы с акварелью в технике «лессировка»,
«осветление» цвета с помощью воды и цветовая передача состояния дня в
пейзаже. Знакомство с понятием «насыщенность»
Практика: Композиция «Дождь в городе»
1.4. Тема. Колористическая передача состояния дня (утро, день, вечер,
ночь)
Теория: Знакомство с понятием «этюд», «колорит».
Практика: Выполнение этюдов акварелью и гуашью на А4 формате. Зарисовки
пейзажей в разное время суток по фото и с натуры.
1.5. Тема. Композиция в технике «Набразг»
41
Теория: Продолжение знакомства с нетрадиционными техниками
рисования, в частности с техникой «набрызг».
Практика: Выполнение композиции «Осенний натюрморт». Работа с
шаблонами и засушенными листьями в качестве трафаретов. Нанесение
фона в технике «набрызг».
1.6. Тема. Выразительные возможности пастельных мелков.
Теория: Знакомство с художниками, работавшие, в технике масляной
пастели (Клод Моне, Ван Гог, Исаак Левитан, Тулуз Лотрек), показ
репродукций. Обсуждение специфики работы мелками.
Практика: Выполнение иллюстраций к сказке в технике масляной пастели.
1.7. Тема. Пастозная живопись.
Теория: Продолжение знакомства с пастозной живописью и техникой
«импасто». Импасто — приѐм в живописи в виде густой, сочной накладки
красок для усиления эффекта света и фактуры. Просмотр документального
фильма о Винсенте Ван Гоге - художнике, работавший, в технике «импасто».
Практика: Изготовление интерьерной пастозной картины на холсте.
Раздел 2. Работа в материале
2.1. Тема. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Теория: Знакомство с историей возникновения икебаны, со школами и
классическими композициями. Развитие пространственного мышления и
чувства цвета. Соблюдение в работе аккуратности и лаконичности.
Практика: Составление икебаны из сухоцветов и шишек.
2.2. Тема. Крючок - инструмент дизайна. Обвязка готовых изделий
крючком.
Теория: Знакомство с инструментами для вязания.
Практика: Обвязка готового изделия крючком, работа по схеме.
2.3. Тема. Ручное ткачество.
Теория: Знакомство с видами ткачества (дерюжное, ворсовое,
пестрядинное, гобелен.)
Практика: Изготовление подставки под горячее в технике «ткачество на круге»
2.4 Тема. Изготовление тряпичных кукол
42
Теория: Продолжение знакомства с искусством изготовления тряпичной
куклы. Просмотр презентации об истории, видах и символизме тряпичной
куклы в Древней Руси.
Практика: Изготовление тряпичной куклы - оберега. Применение и развитие
навыков в декоре игрушки (плетение, вышивка, вязание).
2.5. Тема. Шитьѐ из фетра с элементами вышивки. Изготовление
подвески.
Теория: Обсуждение специфики работы с фетром. Знакомство с техниками
ручного оверлока и видами швов. Работа с силуэтом изделия (стилизация
готового образа животного или растения).
Практика: Изготовление подвески из фетра с элементами вышивки.
2.6. Тема. Техника «Батик».
Теория: Знакомство с фактурами в батике с помощью различных
материалов (воска, соли, пенопласта, разбавителя, риса). Обсуждение
специфики работы красками по ткани.
Практика: Изготовление панно «Природные мотивы»
2.7. Тема. Узелковый батик.
Теория: Знакомство с узелковым батиком и его видами, подбор цветовой
схемы к изделию.
Практика: Изготовление маленького панно в технике узелкового батика.
2.8. Тема. Знакомство с техникой макраме. Изготовление кашпо Теория:
Просмотр презентации о истории возникновения техники макраме, его видах
и основных узелках.
Практика: Знакомство с различными узелками в технике макраме (работа по
схеме). Изготовление изделия в данной технике плетения (на выбор
подвески/кашпо/салфетки/маленького панно.)
2.9. Тема. Изготовление декоративного панно с помощью декоративной
штукатурки.
Теория: Знакомство с такими материалами и инструментами, как декоративная
штукатурка и мастихин. Освоение основных объѐмных мазков и фактур.
Практика: Дальнейшее развитие навыков пастозной и скульптурной живописи.
43
Создание рельефной композиции на холсте/ картоне.
2.10. Тема. Технологии плетения изделий из бисера.
Теория: Знакомство с видами плетения из бисера: петельное
бисероплетение, плетение крестиком, параллельное плетение
Практика: изготовление украшений и брелков в различных техниках.
2.11. Тема. Лепка из глины.
Теория:
Практика: Создание плоскостной композиции (изготовление сувенира)
2.12. Тема. Знакомство с фоамираном.
Теория: Знакомство с разными видами фоамирана. Обсуждение специфики
данного материала, и способы тонировки готового изделия. Практика:
Изготовление цветочной композиции из фоамирана.
Раздел 3. Графическая композиция
3.1. Тема. Техника «Акваграфия».
Теория: Знакомство с техниками «аквамонотипия» и «эбру». Развитие
навыков рисования на воде специальными инструментами (гребень, шило и
пипетка)
Практика: Создание рисунка на А3 формате в технике «эбру»
3.2. Тема. Печатная графика.
Теория: Знакомство с видами печатной графики (ксилография, гравюра на
линолеуме, монотипия, оттиск)
Практика: Изготовление штампов из подручных материалов (нитки,
бумага, фрукты, пластилин, и т.д).
3.3. Тема. Печатная графика.
Теория: Обсуждение будущих принтов, закрепление навыков стилизации и
создания фактур.
Практика: Декорирование скрап-бумаги для поделок с помощью штампов.
3.4. Тема. Дизайн фантастического персонажа.
Теория: Просмотр фильма «Фантастические твари и где они обитают».
Обсуждение дизайна фантастических персонажей. Выявление основных
44
составляющих имиджа фантастического персонажа: аналог характер,
фактура, детали)
Практика: Разработка эскиза. Выставка
3.5. Тема. Дизайн фантастического персонажа.
Теория: Дальнейшее обсуждение дизайна персонажа, выявление ошибок и
сильных сторон каждого проекта. Поиск удачного цветового решения.
Практика: Создание графической работы в цвете. Презентация проекта.
Выставка
3.6. Тема. Скетчинг. Зарисовки ландшафта
Теория: Закрепление навыков быстрой зарисовки через знакомство с
техникой «скетчинг». Повторение терминов «плановость», «фактура»,
«лессировка».
Практика: Создание скетча «Ландшафт». Презентация проекта. Выставка.
3.7. Тема. Скетчинг. Зарисовки архитектурных форм.
Теория: Поиск лаконичной композиции. Выразительные средства при
минимальной затрате времени и материала.
Практика: Создание скетча «Малые архитектурные формы».
3.8. Тема. Графическая композиция на фольклорную тематику. Теория:
Знакомство со славянской мифологией и еѐ отображением в
изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций В. М. Васнецова,
М.А. Врубеля, И.Я. Билибина.
Практика: Разработка графической композиции на фольклорную тему с
персонажами славянской мифологии. Разработка дизайна персонажей на
основе полученных знаний. Поиск цветового решения композиции.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Перечень оборудования и технического материала
1. Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100%
времени реализации программы).
2. Выставочные стенды для экспонирования детских рисунков.
45
3. Выставочные стенды, позволяющие демонстрировать работы детей,
выполненные на бумаге.
4. Компьютер.
5. Магнитная доска.
6. Лампа на крепеже – подсветка.
7. Художественные материалы (кисти беличьи и щетинные № 1-16; гуашь,
акварель, масляные краски; гелевые ручки, маркеры, фломастеры;
акварельные, пастельные и цветные карандаши; восковые мелки, уголь и
сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; клей ПВА;
ножницы; кнопки, скрепки.)
Перечень дидактического материала
1. Иллюстрации.
2. Репродукции.
3. Тематические таблицы.
4. Специализированная литература.
5. Тесты, опросники.
Кадровое обеспечение
- педагог дополнительного образования.
2.2. Формы аттестации
Эффективность проводимой с обучающимися работы в рамках мониторинга
образовательного процесса позволяет своевременно выявить динамику уровня
освоения данной программы обучающимися. Ключевым методом
отслеживания результатов обучения является:
∙ устный опрос;
46
∙ зачетное занятие;
∙ наблюдение;
∙ самостоятельная работа;
∙ самоанализ.
Формы подведения итогов. Подведение итогов работы имеет большое
воспитательное
значение.
Основными
формами
контроля
учебной
деятельности являются:
∙ Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма
подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся
сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
∙ Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале,
середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся
знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль
проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше
уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее
интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной
деятельности:
1) входной
(для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в
начале учебного года);
2) промежуточный
(в середине учебного года по пройденным разделам
или темам);
3) итоговый
(после завершения всей учебной программы по годам
обучения).
(тестовые задания см. в приложении)
∙ Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе
объединения является участие обучаемых в различных выставках. ∙ Творческий
отчѐт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно
подвести итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на
отчѐтную выставку. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться
самими воспитанниками объединения. При этом учитывается:
47
- возраст ученика;
- общественная значимость проектной работы;
- художественная ценность проектной работы;
- качество исполнения проектной работы;
- элементы творчества в работе, самостоятельность.
Приветствуется проведение отчѐтного массового мероприятия
(праздник, родительское собрание), на котором будут представлены
презентация объединения, выставка проектных работ, а самые активные ребята
будут награждены дипломами, грамотами, благодарностями.
∙ Конкурсы, фестивали. Руководителю объединения нужно в
начале
учебного года познакомиться с планом массовых мероприятий, затем обсудить
возможность участия учащихся в тех или иных делах, наметить конкретный
план подготовки к такому участию. Участие в мероприятиях
различного
уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися
программного материала.
2.3. Методическое материалы
Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий
характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей,
реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы,
приемы
ориентированы главным
образом
на то, чтобы
раскрыть
и
использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению
личностно значимых способов познания путем организации целостной
учебной деятельности.
Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности
направлены
на
активизацию
познавательных
процессов,
интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.
Приемы обучения:
∙ демонстрация эффективного опыта;
48
сочетают
∙ объяснение опыта;
∙ ответ на поставленный вопрос.
Методы обучения:
1. По источнику передач и восприятию информации:
а) словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж;
б) наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий,
готовых изделий, мультимедийных презентаций;
в) практический: применяется для закрепления приобретенных знаний
на практике;
г) проверка результатов обучения:
✔в устной форме: с целью повторения и закрепления полученного
материала;
✔в практической форме: выполнение практической работы, для
выявления приобретенных знаний.
2. По дидактическим задачам:
а) приобретаются знания через сообщение информации и передачу
личного опыта педагога;
б) формируются умения и навыки через выполнение практических
заданий;
в) применяются знания через выполнение проектной работы;
г)творческая деятельность: создание собственных изделий на основе
традиционных образцов, демонстрация проектных работ на выставках.
3. По характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, инструктаж, показ
готовых изделий, альбомов, иллюстраций, мультимедийных презентаций; б)
репродуктивный: для приобретения необходимых умений и навыков ученики
повторяют за педагогом;
в) частично-поисковый: ребенок может внести изменения в
определенном изделии (форму, материал, цветовую гамму…);
49
г) проектный: учащиеся выполняют изделие по принципу
инженерного проектирования.
Формы обучения: учебное занятие.
Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических
вопросов и выполнение практических работ. Теоретическая часть –
объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях
дизайна, о законах художественного конструирования, правилах
проектирования, правилах построения и чтения конструкторской
документации (чертежей, схем, карт, таблиц), вводный, текущий и
заключительный инструктаж. Теоретическую работу с обучающимися следует
ограничить краткими беседами, не более 10-15 минут, и пояснениями по ходу
учебного процесса, излагая теоретический материал по мере необходимости
применения его на практике с показом дидактического материала и приѐмов
работы.
Практической работе отводится большая часть учебного
времени.
Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении
учебной
работы
обучающиеся
изучают
технологические
процессы
изготовления деталей, объектов, приѐмы работы. При выполнении проектных
работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в
конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Педагог
предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют
работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник
абсолютно свободен. Учащийся имеет право на ошибку, но она является лишь
ступенью познания с помощью
педагога, отказавшегося от методов
принуждения и форм подавления достоинства ребѐнка.
Организационные формы:
1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или
инструктажа;
2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;
3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;
4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.
50
Формируемые умения и навыки учащихся:
1) Пробы сил в каждом направлении дизайна.
2) Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора
техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
3) Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора
стиля, художественных решений.
4) Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к
товарищам по проекту.
5) Самостоятельно контролировать ход выполнения работы,
фиксировать последовательность и оценивать результат.
Получаемые учащимися знания:
1) Виды и направления дизайна.
2) История и развитие дизайна.
3) Стили в дизайне.
4) Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и
чертѐжными инструментами.
5) Особенности оформления презентаций, и защиты проектов.
2.4. Список литературы
Большаков А. Д. Декор и орнамент в книге. – М.:Книга. 1990.
Волкотруб И. Т. Художественное конструирование. – Киев: Выща школа. 1989.
Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс,
51
2005.
Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 1999.
Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного
конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001.
Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003. 8.
Муханова И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле. – М.: ОЛМА ПРЕСС,
2003.
Муханова И. Ю., Шитье из лоскутков - быстро и красиво. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2002.-160с.
Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 1984.
Павлова А., Корзинова Е. Графика в средней школе. Методическое пособие
для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2002.
Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном конструировании.
– М.: 1978.
52