1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1. Особенности организуемого в ДДТ воспитательного процесса
2. Цели и задачи воспитания
3. Виды, формы и содержание деятельности
3.1. Модуль «Ключевые дела»
3.2. Модуль «Руководство творческим объединением, секцией,
клубом»
3.3. Модуль «Занятие»
3.4. Модуль «Самоуправление»
3.5. Модуль «Экскурсии, походы»
3.6. Модуль «Наставничество»
3.7. Модуль «Профориентация»
3.8. Модуль «Медиа учреждения»
3.9. Модуль Движение «Первых»
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
3.11. Модуль «Работа с родителями»
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
3
4
11
15
15
17
19
20
21
21
23
23
24
26
26
27
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Программа воспитания (рабочая программа) муниципального
автономного образовательного учреждения дополнительного образования
Дворца детского творчества Волчанского муниципального округа на 2025 2026 учебный год» (далее Программа) является обязательной частью
основной образовательной программы муниципального автономного
образовательного учреждения дополнительного образования Дворца
детского творчества Волчанского муниципального округа (далее МАОУ ДО
ДДТ) на 2025 - 2026 учебный год.
Основания для разработки Программы воспитания и плана работы
являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №
1726-р;
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из
национальных целей развития Российской Федерации предоставление
возможности для самореализации и развития талантов.
Данная Программа направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного
вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение
обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у
них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой
деятельности учреждения.
3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОМЕ ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
В соответствии с данным Федеральным законом в образовательных
организациях всех уровней предлагается ввести механизм организации
воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ.
В такие программы планируется включить рабочую программу
воспитания и календарный план.
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации, обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2).
«Образовательная программа - комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим
Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". (Ст. 2, п.9).
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ предложено ввести
механизм организации воспитательной работы, который входит в состав
образовательных/общеобразовательных программ (рабочая программа
воспитания и календарный план).
Актуальность программы.
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к.
формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой
информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К
тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом,
результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.
е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на
4
конкретного ребенка). Роль дополнительного образования в укреплении
воспитательной составляющей, это особая образовательная сфера, которая
имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной
работы с обучающимися.
Педагогическая целесообразность.
Разработка и реализация плана мероприятий воспитательной
программы решает основную идею комплексного подхода в образовательновоспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных
форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность детского
объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие
– индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского
коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного
образования решает целый ряд педагогических задач:
–помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем
достойное место;
–выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности обучающегося;
–формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
–способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
–развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
–формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов своей
работы;
–создает условия для развития творческих способностей.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в
объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый
ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в
которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя
себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении (кружке, студии) органов детского
самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
5
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Формы воспитывающей деятельности — это варианты организации
конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются
цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим
процессом, строить его на основе уважения личности, признания его
индивидуальности, прав и свобод.
Педагог должен опираться на потенциальные личностные
возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Методы воспитывающей деятельности - способы взаимодействия
педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых
потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения.
При осуществлении воспитательной работы, педагогами ДДТ
используются три группы методов по их месту в процессе воспитания:
методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения
– приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения).
Формы работы направлены на:
1. работу с коллективом обучающихся:
- формирование навыков по этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования (коммуникация и
кооперация);
- обучение практических умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за
себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно –
полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
2. работу с родителями:
- организацию системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные
консультации);
6
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых
занятий для родителей, тематических и концертных мероприятий,
походов в течение года);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.
Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному
процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение
воспитательной работы. В воспитательной практике педагоги МАОУ ДО
ДДТ опираются на следующие принципы воспитания:
принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В
соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в
соответствии с требованиями общества, перспективами его развития,
отвечать его потребностям;
принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов
воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в
воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и
задачи, содержание и средства;
принцип педагогического руководства и самостоятельной
деятельности (активности) обучающихся. В соответствии с этим принципом
педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те
виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их
творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции;
принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с
требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом
воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении,
авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности;
принцип опоры на положительное в личности ребенка. В
соответствии с этим принципом воспитания при организации
воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося
быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать
это стремление;
принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии
с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть
основано на позитивных межличностных отношениях;
принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей.
Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные
возрастные особенности обучающихся, а также индивидуальные различия
детей в конкретной учебной группе;
принцип единства действий и требований к ребенку в семье,
образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом
педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о
согласованных действиях.
7
Что же касается социума, то здесь педагогу можно порекомендовать, с
одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где
расположено образовательное учреждение, с другой стороны, в ходе
воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события,
происходящие в их жизни (в МАОУ ДО ДДТ, на улице).
Воспитание в условиях системы дополнительного образования
позволяет включить каждого ребенка в практическую творческую
деятельность, соответствующую его склонностям. Содержание такой
деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю, но и
полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
(КРУЖКОМ, СТУДИЕЙ) В МАОУ ДО ДДТ
Для формирования полноценного детского коллектива (кружка,
студии), способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование
отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются
все необходимые объективные условия:
вся деятельность проходит в сфере свободного времени ребенка;
выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников
осуществляется им добровольно;
все участники детских объединений занимаются одной интересной для всех
деятельностью;
содержания и формы работы детского объединения могут, при
необходимости, варьироваться.
Для формирования и развития детского коллектива необходимо:
создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый
ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;
создание «ситуации успеха» для каждого члена детского коллектива, чтобы
научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников
социально адекватным способом;
использование различных форм массовой воспитательной работы, в
которой каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя
себя в разных социальных ролях;
создание в детском коллективе органов детского самоуправления,
способных реально влиять на содержание его деятельности.
В МАОУ ДО ДДТ (через содержание, формы и методы работы,
принципы и функции деятельности) воспитательный процесс осуществляется
в следующих направлениях:
Гражданское воспитание, включающее: создание условий для воспитания у
детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
8
ценностях российского общества; развитие культуры межнационального
общения; формирование приверженности идеям интернационализма,
дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской
среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности; формирование стабильной системы нравственных и
смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности,
предусматривающее: формирование у детей патриотизма, чувства гордости
за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности
за будущее России; ориентацию обучающихся в современных общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также
осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе
знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам
государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей, которое осуществляется за счет: развития у детей
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития
сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и
планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное
использование уникального российского культурного наследия, в том числе
литературного,
музыкального,
художественного,
театрального
и
кинематографического; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям
и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение
доступности детской литературы для семей, приобщение детей к
классическим и современным высокохудожественным отечественным и
9
мировым произведениям искусства и литературы; развитие музейной и
театральной педагогики.
Популяризация научных знаний среди детей и молодежи подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего
поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание
условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об
устройстве мира и общества.
Формирование культуры здоровья включает: формирование у
подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной
среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям
физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику
наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных
привычек; предоставление обучающимся образовательных организаций, а
также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического
совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в
соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания,
потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы,
умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия
профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает: развитие у детей и молодежи
экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние
природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования,
нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
10
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
идеал
личности
–
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в учреждении является
формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей,
способности к осуществлению ответственного выбора собственной
индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной
социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на
обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только
на обеспечение соответствия его личности единому стандарту.
Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося,
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого
ребенка по своему саморазвитию – являются важным фактором успеха в
достижении поставленной цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
- поддерживать традиции Дворца детского творчества и инициативы по
созданию новых, реализовывать воспитательные возможности общих
мероприятий различной направленности;
- реализовывать воспитательный потенциал во Дворце детского творчества,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися
на занятиях;
- инициировать и поддерживать самоуправление – как на уровне Дворца
детского творчества, так и на уровне сообществ творческих объединений; их
коллективное планирование, организацию, проведение и анализ
самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал руководства творческими объединениями в
воспитании обучающихся, поддерживать активное участие сообществ
творческих объединений в жизни Дворца детского творчества, укрепление
коллективных ценностей;
- развивать предметно-эстетическую среду Дворца детского творчества и
реализовывать ее воспитательные возможности, формировать позитивный
уклад жизни учреждения и положительный имидж, и престиж Дворца
детского творчества;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития обучающихся.
11
Конкретизация общей цели воспитания, применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1.
В воспитании обучающихся младшего возраста таким целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
учреждении
педагогическими
работниками
и
воспринимаются
обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося.
Знание их станет базой для развития социально-значимых отношений
обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально-значимых
дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
– быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу,
помогая старшим;
– быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
– знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
– проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
– соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
– уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом
людям;
– уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности,
иного
имущественного
положения,
людям
с
ограниченными возможностями здоровья;
12
– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для обучающихся этого возраста,
поскольку облегчает их вхождение в широкий социальный мир, в систему
общественных отношений.
2.
В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом
является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и само
реализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во
многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную
жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
13
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально-значимых отношений
обучающихся.
3.
В воспитании детей юношеского возраста таким приоритетом является
создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшим
обучающим поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести, в том числе и во Дворце детского творчества.
Важно, чтобы этот опыт оказался социально-значимым, так как
именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую
жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций во Дворце
детского творчества, школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или
пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания.
Приоритет – это то, чему педагогам, работающим с обучающимися
конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не
единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
14
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать
во Дворце детского творчества интересную и событийно насыщенную жизнь
обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы учреждения. Каждое
из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общие мероприятия, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел и
мероприятий, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их
вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого во Дворце детского творчества используются следующие
формы работы:
На городском уровне и уровне учреждения:
познавательно-развивающая деятельность (профилактические беседы,
игры, круглые столы, диспуты, конференции);
социальные проекты и акции – ежегодные совместно разрабатываемые
и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел
(экологической, патриотической, трудовой направленности);
открытые дискуссионные площадки:
- общие родительские и ученические собрания, которые проводятся
регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
спортивно-оздоровительная деятельность: Дни здоровья, спортивные
соревнования, тематические мероприятия по спорту;
досугово-развлекательная деятельность:
- праздничные мероприятия, посвященные календарным датам: День Матери,
День Учителя, День защитника Отечества, День 8 Марта, День Победы и др.;
- летние оздоровительные программы;
- познавательно-развлекательные программы;
15
- фестивальная деятельность.
№
п/п
Название мероприятия
Участники
1.
Праздничная торжественная линейка,
посвященная Дню знаний
Школа № 23
2.
3.
День открытых дверей
«Удивительная страна творчества и детства»
Праздничный концерт коллективов ДДТ,
посвященный празднованию Дня пенсионера
Жители города
Пенсионеры города
4.
Торжественное мероприятие «День учителя»
Педагогические коллективы
города
5.
Концертная программа коллективов ДДТ,
посвященная Дню отца в России
Папы обучающихся детей ДДТ
6.
7.
8.
Концертная программа коллективов ДДТ,
посвященная Дню матери в России
«Чествование призеров и победителей
муниципального этапа Всероссийской олимпиады
школьников»
Театрально-литературный
конкурс –фестиваль
Мамы обучающихся детей ДДТ
Школа № 23
Школа № 26
Детские сады, начальная школа
№ 23, № 26
9.
Спортивное мероприятие:
«Лыжня России»
Детские сады, приют, начальная
школа № 23, № 26
10.
Акция «Снежный ангел»
2-3 классы школы № 23
Открытый конкурс детских театров моды и
студии костюма «Формула Моды» 2026»
Городское торжественное
мероприятие, посвященное Международному
женскому дню 8 марта
Муниципальный конкурс
ко дню танца «Танцевальная карусель»
Северный округ
Обучающиеся ДДТ
11.
12.
13.
Женщины города
Детские сады города
14.
Концерт, посвященный Дню Победы
Жители города
15.
Родительское собрание.
Итоговая аттестация обучающихся.
Обучающиеся в ДДТ
16.
Отчетный концерт Дворца детского творчества
Все желающие
17.
День защиты детей
Детский сад и летний лагерь
18.
Вокальный конкурс «Песенка для Карлсона»
Детский сад
19.
Летняя оздоровительная кампания
Все желающие
20.
Краткосрочные образовательные программы
Все желающие
16
На уровне творческих объединений:
выбор и делегирование представителей творческих объединений в
актив учреждения, ответственных за подготовку общих ключевых дел;
участие творческих объединений в реализации общих ключевых дел;
проведение в рамках творческого объединения итогового анализа
детьми общих ключевых дел, участие представителей творческих
объединений в итоговом анализе проведенных дел.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела
учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со
сверстниками, старшими и младшими ребятами, с педагогами и
другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Руководство творческим объединением, секцией, клубом»
Осуществляя работу с объединением, педагог организует работу с
коллективом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему
объединения; с педагогами-организаторами, работу с родителями
обучающихся или их законными представителями.
Работа с коллективом объединения:
инициирование и поддержка участия объединения в общих ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с обучающимися вверенного ему объединения
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, патриотической, творческой, профориентационной
направленностей), позволяющая с одной стороны, – вовлечь в них
детей с самыми разными потребностями, и тем самым дать им
возможность само реализоваться в них, а с другой, – установить и
17
упрочить доверительные отношения с обучающимися объединения,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе.
сплочение коллектива объединения через: игры и тренинги на
сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии,
организуемые руководителями объединений и родителями; «огоньки»
и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии
собственного участия в жизни объединения.
выработка совместно с обучающимися законов объединения,
помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они
должны следовать в учреждении.
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение
особенностей
личностного развития
обучающихся
объединения через наблюдение за поведением детей в их повседневной
жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями,
выбор профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется руководителем объединения в задачу для
обучающегося, которую они совместно стараются решить;
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями
или
законными
представителями,
с
другими
обучающимися объединения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в объединении.
Работа с педагогами учреждения:
регулярные консультации руководителя объединения с педагогами
учреждения, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между педагогами и
обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем объединений и интеграцию воспитательных влияний на
обучающихся;
привлечение педагогов учреждения к участию в делах объединения,
дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих
обучающихся, увидев их в иной, отличной от занятий, обстановке;
привлечение педагогов учреждения к участию в родительских
собраниях для объединения усилий в деле обучения и воспитания
детей.
18
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их
детей, о жизни объединения и учреждения в целом;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами
учреждения;
организация
родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
обучающихся;
создание и организация работы родительских активов объединения,
участвующих в управлении учреждения дополнительного образования
и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел объединения.
3.3. Модуль «Занятие»
Реализация педагогами Дворца детского творчества воспитательного
потенциала занятия предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогом и его
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их
внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
использование воспитательных возможностей содержания программы
дополнительного образования через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дискуссий, которые дают детям возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
19
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления во Дворце детского творчества
помогает
педагогам
воспитывать
в
детях
инициативность,
самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Поскольку обучающимся младшего и
подросткового возраста не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление во
осуществляется следующим образом
Дворце
детского
творчества
На уровне учреждения:
через деятельность Совета Дворца детского творчества создаваемого
для учета мнения обучающихся по вопросам управления
образовательной организацией и принятия административных
решений, затрагивающих их права и законные интересы; отвечающих
за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций и т.п.;
На уровне объединений:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся объединений старост, представляющих интересы
объединений в общих делах Дворца детского творчества и призванных
координировать его работу с работой Совета Дворца детского
творчества и руководителей объединений;
На индивидуальном уровне:
через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,
проведение и анализ общих дел учреждения и дел объединений; через
реализацию функций обучающимися, отвечающими за различные
направления работы в объединении.
20
3.5. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
ежегодные походы на природу, организуемые в объединении их
руководителями и родителями, после окончания учебного года;
выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в
кинотеатр, цирк и т.д.
3.6. Модуль «Наставничество»
1.1.
Цель системы наставничества педагогических работников
в МАОУ ДО ДДТ – реализация комплекса мер по созданию эффективной
среды наставничества в образовательной организации, способствующей
непрерывному
профессиональному
росту
и
самоопределению,
личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в
педагогической профессии.
1.2.
Задачи системы наставничества педагогических работников:
содействовать созданию в образовательной организации
психологически комфортной образовательной среды наставничества,
способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого
потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
оказывать помощь в профессиональной и должностной
адаптации педагога,в отношении которого осуществляется наставничество,
к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной
образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом
школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей,
возникающих при выполнении должностных обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных
знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется
наставничество;
ускорять процесс
профессионального
становления
и
развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество,
21
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно
выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с
замещаемой должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального
поведения педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим
принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной
работы и работыв коллективе, направленными на развитие их способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них
должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
1.3.
В МАОУ ДО ДДТ применяются разнообразные формы
наставничества («педагог – педагог», «руководитель образовательной
организации – педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза/колледжа
– молодой педагог образовательной организации» и другие) по отношению
к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества
выбирается в зависимости от цели персонализированной программы
наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений,
запроса наставляемого и имеющихся кадровых
Скоростное
наставничество
–
однократная
встреча
наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня
(профессионалом/компетентным
лицом)
с
целью
построения
взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими
проблемами и интересами или обменом опытом.
Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным
опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый»
(«равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») –
взаимодействие между более опытным и начинающим работником в
течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится
отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «учитель – учитель» – способ реализации
целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «учитель-профессионал – учитель, вовлеченный в
различные формы поддержки и сопровождения».
Форма
наставничества
«руководитель
образовательной
организации –
учитель» способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«руководитель образовательной организации - учитель» нацеленную на
22
совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых
результатов руководителем образовательной организации посредством
создания необходимых организационно-педагогических, кадровых,
методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные
ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности.
Эта работа осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
экскурсии на предприятия города;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых
занятий;
3.8. Модуль «Медиа учреждения»
Цель медиа учреждения (совместно создаваемых обучающимися и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации)
– развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
обучающихся.
Воспитательный потенциал медиа учреждения реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
интернет-группа
учреждения
–
разновозрастное
сообщество
обучающихся, педагогов, родителей, поддерживающее интернет-сайт
учреждения и соответствующую группу в социальных сетях с целью
освещения
деятельности
образовательной
организации
в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к
учреждению, информационного продвижения ценностей Дома детского
23
творчества и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
детьми, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для учреждения вопросы.
3.9. Модуль «Движение Первых»
Цель Программы Движения «Первых» – содействие воспитанию,
профессиональной ориентации, подготовке к полноценной жизни в обществе
детей и молодежи, включая формирование их мировоззрения, а также
содействие подрастающему поколению в реализации инициативы,
самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной
деятельности, защите интересов Отечества, самореализации и гражданскому
становлению детей и молодежи на основе традиционных российских
духовнонравственных ценностей.
Задачи:
1. Развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в
9 коллективе.
2. Развитие самосознания как основы индивидуальной системы
ценностей и мировоззрения; формирование гражданской идентичности,
деятельностного патриотизма.
3. Формирование внутренней ценностной позиции личности по
отношению к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям,
предметному миру – культурному наследию России и человечества.
4. Развитие навыков, направленных на оказание помощи другим
людям, а также навыков сотрудничества с ними и уважения к ним.
5. Развитие Движения как института социального воспитания
инициативы, самостоятельности и ответственности подрастающего
поколения.
6. Формирование у детей и молодежи стойкого неприятия идеологий
экстремизма, терроризма, неонацизма, а также содействие воспитанию в
подрастающем
поколении
межнационального,
межэтнического
(межконфессионального) согласия и его дальнейшего укрепления, уважения
к закону и правопорядку.
Направления воспитания:
– «патриотическое, гражданское, духовнонравственное, эстетическое,
трудовое, экологическое, физическое воспитание, формирование ценностей
научного познания, культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия»
– реализуются по тематическим направлениям социально значимой
коллективной деятельности Движения: «Патриотизм и историческая память»,
«Волонтерство и добровольчество»; «Образование и знания»; «Наука и
технологии»; «Культура и искусство»; «Туризм и путешествия»; «Экология и
охрана природы»; «Медиа и коммуникации»; «Дипломатия и международные
24
отношения»; «Спорт»; «Здоровый образ жизни»; «Труд, профессия и свое
дело».
Реализация Программы Движения базируется на идеях, ценностных
основаниях воспитания детей и молодежи в Российской Федерации, а также
включает
принципы
общественной
направленности
воспитания,
культуросообразности, гуманизации, природосообразности воспитания,
творческой самодеятельности и самоуправления, разновозрастного
взаимодействия, вариативности деятельности.
Специфическими
принципами
формирования
содержания
воспитательной работы Движения являются:
−
патриотическая
направленность
воспитательной
работы,
обеспечивающая духовно-нравственное становление детей и молодежи как
граждан своего Отечества;
− целостность содержания воспитательной работы, создаваемой
комплексом видов деятельности и кооперации различных социальных
институтов воспитания, обеспечивающих сохранение и воспроизводство
традиций отечественной культуры, содержательное единство социального
опыта;
− вариативность
– гибкое сочетание разнообразных элементов социального опыта,
многообразия алгоритмов и способов освоения социально значимой
деятельности;
− гуманистическая направленность содержания воспитания,
обеспечивающая приоритет ценности человека, свободного развития
личности, нацеленность процесса воспитания на приоритет интересов
служения Родине.
В реализации Программы Движения используются различные виды
воспитательной работы, органично сочетающие индивидуальные, групповые,
коллективные и массовые формы, которые создаются в процессе совместного
осмысления деятельности.
Движением возрождаются и сохраняются традиционные коллективные
формы воспитательной работы: военно-патриотические и военно-спортивные
игры, походы и пеший туризм, юннатское движение, добровольческое
тимуровское движение и другие.
Реализация Программы Движения, способствующая развитию общественногосударственной системы воспитания подрастающего поколения, открывает
большой потенциал возможностей, базирующийся на организационноструктурной системе управления, межведомственной и межрегиональной
координации и консолидации усилий семьи, общественных и гражданских
институтов, образующих единство воспитательного пространства Движения,
а также содействует педагогическому и родительскому сообществам в
раскрытии личностного потенциала ребенка, молодого человека, его
подготовки к личностному и социальному самоопределению, выбору
профессии.
25
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда учреждения
дополнительного образования, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному
восприятию
ребенком
учреждения
дополнительного
образования.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой учреждения как:
благоустройство учебных кабинетов и помещений, осуществляемое
руководителями объединений вместе с обучающимися своих
объединений, позволяющее обучающимся проявить свою фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения
руководителя объединения со своими детьми;
событийное оформление пространства при проведении конкретных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний и т.п.);
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для
воспитания ценностях Дома детского творчества, его традициях,
правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в
данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
родительский комитет, участвующий в управлении Дворца детского
творчества и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей,
в ходе которого родители получают рекомендации руководителей
объединений и обмениваются собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения,
сообщества в социальной сети: размещается информация,
26
предусматривающая
детского творчества.
ознакомление
родителей,
новости
Дворца
На индивидуальном уровне:
обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих
мероприятий и мероприятий в объединениях воспитательной
направленности;
индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
4.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы, организуемый, в учреждении
осуществляется по выбранным самим учреждением направлениям и
проводится с целью выявления основных проблем воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого учреждения. В
качестве экспертов выступают: директор, педагог-организатор, педагоги
дополнительного образования Дворца детского творчества.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ, воспитательной работы в учреждении являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в
котором Дворец детского творчества участвует наряду с другими
27
социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития
детей.
Основные направления
воспитательного процесса:
анализа
1. Результаты
воспитания,
обучающихся.
организуемого
социализации
и
в
учреждении
саморазвития
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающегося каждого
объединения.
Осуществляется анализ руководителями объединений совместно с
директором Дворца детского творчества с последующим обсуждением его
результатов на заседании методического объединения педагогов или
педагогическом совете Дворца детского творчества.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение, диагностика.
Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных
результатов учащихся анализируется также на основании независимых
оценочных процедур (высокий уровень мотивации обучающихся к участию в
научно-практических конференциях, творческих конкурсах, спортивных
соревнованиях, проектной, фестивальной, волонтерской деятельности,
низкий процент заболеваемости и пропусков занятий, отсутствие случаев
преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма).
2.Воспитательная деятельность педагогов
Подавляющее большинство педагогов имеют квалификационные
категории. Педагоги не испытывают затруднения в определении цели и задач
своей воспитательной деятельности, а также в реализации воспитательного
потенциала их совместной с детьми деятельности.
Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для обучающихся
детско-взрослые общности; в большинстве случаев у них складываются
доверительные отношения с обучающимися.
Руководители объединений стремятся стать для своих воспитанников
значимыми взрослыми людьми.
3.Управление
организации.
воспитательным
процессом
в
образовательной
28
Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив.
Отсутствие вакансий. Воспитательная деятельность сопровождается
достаточным нормативным обеспечением.
Педагоги имеют чѐткое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс во Дворце детского
творчества, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей
ответственности.
Администрацией
учреждения
создаются
условия
для
профессионального роста педагогов в сфере воспитания путем повышения
квалификации в рамках подготовки. Педагоги поощряются администрацией
учреждения за хорошую воспитательную работу с обучающимися (через
стимулирующие выплаты).
4.Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации.
В образовательной организации имеются необходимые условия для
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми к дополнительному образованию, СанПиН.
Существующая база здоровье сберегающей, информационной,
безопасной среды образовательной организации является основой, на
которой каждый талантливый, творческий ребенок может воплотить свою
одаренность в высокие результаты деятельности, подтвержденные в
конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.
Иные проблемы, выявленные в результате анализа, могут быть
решены посредством реализации программы воспитания. Это повлечѐт за
собой развитие инновационного потенциала и организационной культуры
образовательного учреждения с ориентацией на выявление, поддержку и
развитие талантливых, творческих детей как основы совершенствования
качества результатов деятельности Дворца детского творчества.
Итогом самоанализа организуемой во Дворце детского творчества
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над
которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
29