38
1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ........................................................................ 3
1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ - «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» ............................................... 8
2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» ............................................. 14
3. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» .............................................. 18
4. ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»...................................... 22
38
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ............................... 28
-
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК....................................................................... 28
-
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................ 28
-
УСЛОВИЯ РЕАЛЕЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ................................................................. 28
-
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ................. 31
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................... 32
-
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ .................................................................................................... 33
2
1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»
Устав МАОУ ДО ДДТ
Занятия в объединении способствуют разностороннему и гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач
трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения, учащиеся
получают знания о истоках вокальной школы, основах теории музыки, принципах
звуковедения и звукоизвлечения, а так-же развивают музыкальные и актерские
способности.
Актуальность программы заключается в том, что в наше время, благодаря
средствам массовой информации дети и подростки видят различные вокальные проекты,
фестивали, детские мюзиклы и тоже хотят петь и выступать, то есть возросла потребность
в образовательных программах данной направленности. Именно учреждения
дополнительного образования могут предложить детям и подросткам обучения
эстрадному вокалу в условиях малых групп.
Отличительной
особенностью
настоящей
программы
является
ее
универсальность. В процессе занятий происходит комплексное развитие личности
обучающихся. Помимо вокала, они осваивают азы театрального искусства, изучают
историю музыки, учатся сценическим движениям. Дети развивают свои музыкальные,
актерские способности и коммуникативные навыки.
Адресат
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 13-17 лет. Группа
формируется по возрасту: с 13 до 17 лет.
38
3
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 12 человек.
Возраст 13-17 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом
полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и
незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более
явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность
мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У
детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких
изменений голоса.
У детей старшего школьного возраста постепенно появляется грудной резонатор.
Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца. Важно
знать диапазон грудного регистра и умело его использовать. Основные этапы
формирования оптимального голосообразования у обучающихся зависят от условий
занятий. На первом этапе работа направлена на овладение натуральными регистрами
голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности
учащегося от природы. На втором этапе формируется навык сознательного использования
регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным
переключением, скачком, с одного регистра на другой, формируется умение постепенно и
плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый. На четвертом
этапе закрепляется и совершенствуется способность обучающегося произвольно
пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа
определяется по- разному, в зависимости от педагогического воздействия,
восприимчивости обучающегося, его музыкальных способностей.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа:
- 1, 2, 3, 4 год обучения – 40 минут;
- Перерыв между учебными занятиями -10 минут;
- Длительность одного занятия: 2 академических часа;
- Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Срок реализации программы: 4 года
Объем программы: 576 часов
Содержание и материал общеразвивающей программы организован на базе
средней сложности.
Срок обучения: 1 – 4 год, базовый уровень. Программа предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивает трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
общеразвивающей программы.
Особенности реализации программы: программа может реализовываться в
дистанционной форме обучения.
Формы обучения: очная.
Перечень видов занятий:
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
(работа с солистами) организации на занятиях.
Основной формой организации процесса обучения является групповое
комбинированное занятие (упражнения на дыхание, работа над дикцией и звук ведением,
работа с новым материалом, закрепление пройденного материала), важным элементом
каждого занятия является обсуждение, рефлексия. Групповая форма предполагает работу
38
4
с небольшими ансамблями-дуэтами и трио.
Другими видами занятий, используемыми при обучении по программе, являются
следующие: беседа, практическое занятие, тематическое занятие, творческое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы: выступления, концерт,
открытое занятие.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МАОУ ДО ДДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с
принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности
обучающихся.
Задачи программы воспитания:
развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность, доброту,
совесть, ответственность, чувства долга;
развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому,
формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Планируемые результаты воспитания:
развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность, доброта,
совесть, ответственность, чувство долга;
развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель данной программы – формирование интереса к музыкальному искусству
через развитие певческих навыков, развитие вокально-исполнительского мастерства,
развитие культурных и музыкально-эстетических ценностей.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить технике вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание
на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции,
ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса) и вокально38
5
техническими приѐмами с учѐтом специфики предмета «эстрадное пение»;
- научить навыкам художественной выразительности исполнения (работа над
словом, раскрытием художественного содержания и выявлением
стилистических особенностей произведения, фразировкой, нюансировкой,
агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической,
мимической выразительностью)
- научить работать с микрофоном. Развивающие:
- развивать вокально-ансамблевую культуру, художественное мышление и
творческие способности;
- развивать голос: его силы, диапазон, беглость, тембральные и регистровые
возможности;
- развивать слух, музыкальную память, чувства метро-ритма;
- развивать художественный вкус, оценочное музыкальное мышление;
- развивать коммуникативные качества в процессе групповых занятий;
Воспитательные:
- воспитывать музыкальный вкус обучающихся и знакомить с лучшими
образцами музыкального искусства;
- воспитывать у обучающихся партнерские качества, умения работать в
коллективе.
38
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:
- знают техники вокального исполнительства;
- умеют пользоваться вокально-техническими приемами эстрадного пения;
- умеют работать с микрофоном;
- умеют применять навыки художественной выразительности исполнения.
Развивающие:
- развита вокально-ансамблевая культура;
- развит голос: сила, диапазон, беглость, тембральные и регистровые
возможности;
- развит слух, музыкальная память, чувство метро-ритма;
- развит художественный вкус и оценочное музыкальное мышление;
- развиты коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Воспитательные:
- сформирован музыкальный вкус;
- сформирован устойчивый интерес к музыкальному искусству;
- сформированы качества: терпение, усидчивость, партнерские качества,
умение работать в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4
Название темы
Вводное занятие
Постановка голоса
Работа над репертуаром
Развитие вокально-хоровых навыков
5
6
7
8
Элементарная теория музыки
Сценическое поведение
Эстрадное творчество
Фонограмма, еѐ особенности и возможности
8
32
9
10
11
12
13
Приѐмы работы с микрофоном
Пластическое интонирование
Сценический имидж
Приѐмы ансамблевого исполнения
«Бэк–вокал» и его роль в эстрадном жанре
30
22
20
14
16
14
15
16
17
18
Развитие музыкального слуха
Дыхательная гимнастика. Охрана голоса
Развитие диапазона голоса
Распевание
Слушание музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен
Формирование
музыкальной
культуры
и
художественного вкуса
19
38
1 год
2
2 год
2
3 год
2
4 год
2
16
20
46
16
12
10
7
20
21
22
23
24
25
27
Концертно-исполнительская
деятельность
Работа над сознательным
управлением процессом дыхания
Вокально-техническая работа
Музыкально-образовательные
беседы о вокальном искусстве
Подготовка репертуара и
музыкально-творческая деятельность
22
32
36
16
44
12
20
30
Гигиена певческого голоса
Основные
приемы и техники
эстрадного вокала
Факторы влияющие на развитие
голоса вокалиста
Всего часов
8
48
38
144
144
144
144
2 ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ - «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель первого года обучения: формирование интереса к музыкальному искусству
через развитие певческих навыков, закрепление приобретенных исполнительских знаний,
умений и навыков, обогащение вокально-исполнительского опыта.
Задачи:
- научить ряду упражнений на тренировку певческого дыхания, распевание и
настройку голосового аппарата;
- знакомить с особенностями строения голосового аппарата, охраны и гигиены
голоса, сохранность голосовых связок, особенно в период инфекционных
заболеваний;
- знакомить с музыкальной терминологией;
- воспитывать музыкальный вкус учащихся и знакомить с лучшими образцами
музыкального искусства;
- развивать индивидуальные певческие возможности каждого ребенка;
- развивать коммуникативные качества в процессе групповых занятий;
- формировать культуру слушания музыки;
- формировать базовые знания по актерскому мастерству, чтобы дети свободно
чувствовали себя на сцене;
- развивать вокально-исполнительские знания, умения и навыки; развитие
вокально- исполнительского опыта за счѐт усложнения и расширения
репертуара.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
№ п/п
1.
38
Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Эстрадное творчество
Всего
часов
Теория
2
8
2
4
Практи
ка
4
Формы
аттестации/
Контроля
Наблюдение.
8
1.1.
Эстрадное творчество.
Особенности вокального
эстрадного пения
Постановка певческой задачи
4
2
2
4
2
2
11
21
4
2
2
4
2
2
6
2
4
6
2
4
Подбор и пение песенного
репертуара.
Пение вокальных упражнений
6
2
4
6
1
5
30
13
17
3.1.
Приѐмы работы с микрофоном
Знакомство с техническим
устройством микрофона
4
4
-
3.2.
Разновидности микрофонов
4
2
2
3.3.
Принцип работы микрофона
6
2
4
3.4.
Индивидуальная работа с
обучающимися
Положение рук при пении в
радиомикрофон
6
2
4
2
1
1
3.6.
Подбор песенного репертуара
6
2
4
3.7.
2
-
2
22
9
13
6
3
3
4.2.
Пение учебно – тренировочного
материала
Пластическое интонирование
Знакомство с понятием
«Сценическое движение» и
«сценическая пластика»
Пластическое пение
8
4
4
4.3.
Пение вокальных упражнений
4
-
4
4.4.
Комплекс вокальной гимнастики
4
2
2
5.
20
6
14
5.1.
Сценический имидж
Знакомство с понятием –
культура эстрадного мастерства
2
1
1
5.2.
Эстрадный имидж
4
2
2
5.3.
Образ в песне, сценический
12
2
10
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.5.
4.
4.1.
38
Фонограмма, еѐ особенности и
Возможности
Понятие слова фонограмма.
Прослушивание видов
фонограмм
Понятие фонограмма плюс и
фонограмма минус
Пение учебно-тренировочного
материала
Разучивание комплекса
вокальной гимнастики (КВГ)
32
и
Прослушивание.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное.
Прослушивание.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Тест.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
9
костюм
Тест.
5.4.
Театральный грим
2
1
1
6.
Приѐмы ансамблевого
исполнения
Знакомство
с приѐмами
ансамблевого
исполнения - солист +
подпевка, смена солистов
Индивидуальная
работа с
солистами
ансамбля
«Бэк–вокал» и его роль в
эстрадном
жанре
Роль бэк – вокала в эстрадной
песне
Пение учебно-тренировочного
материала.
Дыхательная гимнастика.
ИТОГО
14
7
7
6.1.
6.2.
7.
7.1
7.2.
38
6
3
3
8
4
4
16
8
8
8
4
4
8
4
4
144
60
84
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми, правила безопасности труда, правила пожарной
безопасности.
2.1 эстрадное творчество.
2.1.1 Тема: Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
Теория: Знакомство с понятием эстрадная песня.
Практика: Прослушивание примеров эстрадного исполнения.
2.1.2 Тема: Постановка певческой задачи.
Теория: Понятие «Певческая задача».
Практика: Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса,
головы.
2.2 фонограмма, еѐ особенности и возможности.
2.2.1 Тема: Понятие слова фонограмма. Прослушивание видов фонограмм.
Теория: Понятие слова фонограмма. Раскрытие слова фонограмма.
Практика: Слушание видов фонограмм. Студийные, любительские
фонограммы.
2.2.2 Тема: Понятие фонограмма плюс и фонограмма минус.
Теория: Беседа о разновидностях фонограмм.
Практика: Прослушивание и разбор произведения на примерах плюсовых и
минусовых программ.
2.2.3 Тема: Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Разбор учебно-тренировочного материала.
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато
и легато. Работа над ровным звучанием во всѐм диапазоне детского голоса, умением
использовать головной и грудной регистры.
2.2.4 Тема: Разучивание комплекса вокальной гимнастики (КВГ).
Теория: Разбор комплекса вокальной гимнастики.
Практика: Работа над певческим дыханием. Отработка дыхания перед началом
пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом
пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое.
Смена дыхания в процессе пения.
2.2.5 Тема: Подбор и пение песенного репертуара.
Теория: Беседа о репертуаре. «Проба пера», когда дети сами предлагают
песенный репертуар.
Практика: Разучивание мелодии репертуарной песни. Разбор динамических
оттенков и смысловых ударений в песне.
2.2.6 Тема: Пение вокальных упражнений.
Теория: Изучение новых вокальных упражнений.
Практика: Пение упражнений в унисон. Соблюдение чистоты интонирования.
2.3 приѐмы работы с микрофоном.
2.3.1 Тема: Знакомство с техническим устройством микрофона
Теория: Просмотры схем и иллюстраций по техническому устройству микрофона.
38
11
2.3.2 Тема: Разновидности микрофонов.
Теория: Беседа о типах микрофонов, для чего они предназначены.
Практика: Показ и рассказ о видах микрофонов (стационарный, шнуровой,
радиомикрофон, петельчатый, головной). Рассказать для чего используется микрофон.
2.3.3 Тема: Принцип работы микрофона.
Теория: Просмотры схем и иллюстраций по техническому устройству микрофона.
Практика: Пение в микрофон упражнения.
2.3.4. Тема: Разновидности микрофонов.
Теория: Беседа о правилах пользования микрофонов и их отличительных
особенностях.
Практика: Показ работы микрофона. Разбор функций.
2.3.5 Тема: Индивидуальная работа с обучающимися.
Теория: Наглядный пример сольного исполнения песни в радиомикрофон. Анализ.
Практика: Формирование умений и навыков работы с микрофонами разных типов
2.3.6 Тема: Положение рук при пении в радиомикрофон.
Теория: Разбор правил работы с радиомикрофоном (удаление, приближение
микрофона).
Практика: Отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Основные
принципы работы (удаление, приближение микрофона)
2.3.7 Тема: Подбор песенного репертуара.
Теория: Беседа о репертуаре. «Проба пера», когда дети сами предлагают
песенный репертуар.
Практика: Пение выбранного произведения. Исправление ошибок при пении.
2.3.8 Тема: Пение учебно–тренировочного материала.
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями
произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте
звучания неударных гласных) быстрое и чѐткое выговаривание согласных
2.4 пластическое интонирование.
2.4.1 Тема: Знакомство с понятием «Сценическое движение» и «сценическая
пластика».
Теория: Знакомство с понятием «Сценическое движение» и «сценическая
пластика». Практика:
Просмотр
видео
записи-примера
эстрадно-вокальной
композиции с включением хореографических элементов. Раскрытие понятия
«пластическое пение» т.е. пение с движением.
2.4.2 Тема: Пластическое пение.
Теория: Понятие «Пластическое пение».
Практика: Разучивание хореографических элементов при пении
репертуарной песни.
2.4.3 Тема: Пение вокальных упражнений.
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и
легато. Работа над ровным звучанием во всѐм диапазоне детского голоса, умением
использовать головной и грудной регистры.
38
12
2.4.4 Тема: Комплекс вокальной гимнастики.
Теория: Беседа о значимости вокальной гимнастики.
Практика: Отработка дыхания при движении и исполнении вокального
упражнения.
Соблюдение цезур и развитие согласованности артикуляционных органов
2.5 сценический имидж.
2.5.1 Тема: Знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства.
Теория: Особенности жанра эстрадного пения.
Практика: Раскрытие темы. Что такое «имидж». Как он влияет на человека.
2.5.2 Тема: Эстрадный имидж.
Теория: Понятие «Эстрадный имидж». Беседа о стиле и имидже певца.
Практика: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Индивидуальный
имидж. Формирование сценической культуры.
2.5.3 Тема: Образ в песне, сценический костюм.
Теория: Просмотры выступлений различных эстрадных исполнителей. Беседа о
сценическом костюме.
Практика: Сценический костюм. Отображение стиля, смысла в песне через
костюм.
2.5.4 Тема: Театральный грим.
Теория: Раскрытие вопросов: что такое театральный грим? Для чего он нужен?
Практика: Грим как инструмент подчеркивающий образ исполнителя. Правила
нанесение грима.
2.6 приѐмы ансамблевого исполнения.
2.6.1 Тема: Знакомство с приѐмами ансамблевого исполнения – «солист +
подпевка», смена солистов.
Теория: Знакомство с разновидностями ансамблей (унисонный ансамбль, солист +
бэк-вокал, ансамбль с несколькими сольными голосами, ансамбль + инструменты)
Практика: Познакомить с приемом ансамблевого пения с солистом. Просмотр и
прослушивание примеров исполнения. Подбор репертуарных песен для исполнения.
2.6.2 Тема: Индивидуальная работа с солистами ансамбля.
Теория: Наглядный пример работы солистом в ансамбле.
Практика: Разучивание сольных партий в песни. Отработка цезур и динамики.
Пение в характере. Пение песни в сценическом образе. Работа на сцене и работа с
микрофоном. Отработка положения рук при пении. Отработка пластических движений во
время исполнения песни.
2.7 «бэк –вокал» и его роль в эстрадном жанре.
2.7.1 Тема: Роль бэк – вокала в эстрадной песне.
Теория: Беседа о роли бэк – вокала в эстрадной песне. Просмотры выступлений
различных эстрадных певцов.
Практика: Расшифровка слова «Бэк» и что оно означает. Прослушивание
аудиозаписей с примером сольного исполнения и бэк–вокала. Кто такие бэк-вокалисты. Для
чего предназначен бэк-вокал
2.7.2 Тема: Пение учебно-тренировочного материала. Дыхательная гимнастика.
Теория: Изучение новых упражнений на дыхание.
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный
38
13
свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы
их формирования в различных регистрах (головное звучание).
2.8 планируемые результаты к концу первого года обучения:
знают ряд упражнений на тренировку певческого дыхания, распевание и
настройку голосового аппарата;
знают особенности строения голосового аппарата, охраны и гигиены голоса,
сохранность голосовых связок;
знают музыкальную терминологию;
развит музыкальный вкус учащихся через знакомство с лучшими
образцами музыкального искусства;
развиты индивидуальные певческие возможности каждого ребенка;
развиты коммуникативные качества в процессе групповых занятий;
сформирована культура слушания музыки;
сформированы базовые знания по актерскому мастерству, чтобы
дети свободно чувствовали себя на сцене;
развиты вокально-исполнительские знания, умения и навыки;
развиты вокально-исполнительский опыт за счѐт усложнения и
расширения репертуара.
3 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель 2 года обучения: развитие творческой самореализации личности
ребенка через вокальную деятельность.
Задачи 2 года обучения:
1.
Развивать индивидуальные певческие возможности каждого обучающегося;
Научить
обучающихся особенностям
эстрадного исполнения и
профессиональной терминологии;
2.
Приобщать обучающихся к современной музыке;
3.
Формировать художественный вкус у обучающихся;
4.
Сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения,
пение на 2 голоса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
38
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Теория
Практика
Вводное занятие
Развитие музыкального слуха
Канон
Пение по цепочке
Пение без сопровождения
2
16
6
4
6
2
6
2
2
2
10
4
2
4
Формы
аттестации/
Контроля
Наблюдение.
Наблюдение.
Прослушиван
ие.
Контрольное
14
2.1.
Дыхательная гимнастика. Охрана
голоса
Дыхательная
гимнастика
А.Н. Стрельниковой
2.2.
Оздоровительные и фонопедические
упражнения
2.
20
8
12
6
2
4
4
2
2
Речевые игры
4
Артикуляционная гимнастика
6
Развитие диапазона голоса
46
Специальные упражнения
10
Тесситура
8
Работа над примарной зоной
6
Работа над зоной рабочего диапазона
8
Работа над зоной нерабочего диапазона 6
Работа над сравниванием регистров
8
Распевание
16
Классические распевания. Объемное
4
пение
Распевки для сглаживания переходных 4
нот
Распевки для четкой дикции
4
Распевки на развитие дыхания
4
Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен
12
2
2
14
4
2
2
2
2
2
8
2
2
4
32
6
6
4
6
4
6
8
2
2
2
2
2
2
2
6
6
4
4
2
2
2
2
4
2
2
6.
Народная песня
Произведения композиторов-классиков
Произведения современных
отечественных
композиторов
Формирование музыкальной культуры
и художественного вкуса
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
по
10
4
6
6.1.
Посещение театров, концертов, музеев
и выставочных залов
4
2
2
6.2.
Встречи с вокальными детскими
коллективами, мастер-классы
6
2
4
7.
Концертно-исполнительская
деятельность
22
2
20
Репетиции
Выступления, концерты
Итоговое занятие
ИТОГО
12
8
2
144
2
50
10
8
2
94
7.1.
7.2.
7.3.
38
прослушиван
ие.
Наблюдение.
Прослушиван
ие.
Контрольное
прослушиван
ие. Тест.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушиван
ие. Тест.
Наблюдение.
Прослушиван
ие.
Контрольное
прослушиван
ие.
Наблюдение.
Беседа.
Наблюдение.
Беседа.
Наблюдение.
Прослушиван
ие.
Контрольное
прослушиван
ие. Тест.
15
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводное занятие.
Теория: Правила по безопасности труда, правила пожарной безопасности.
3. 1 развитие музыкального слуха.
3.1.1 Тема: Канон.
Теория: Понятие канон. Истоки канона. Практика: Пение каноном. Упражнения.
3.1.2 Тема: Пение по цепочке.
Теория: Беседа о значимости канона, как жанра вокального двухголосия.
Практика: Дети поют «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя».
3.1.3 Тема: Пение без сопровождения.
Теория: Понятие а’cappella. Роль а’cappella в музыкально-исполнительской деятельности.
Практика: Пение а’cappella. Упражнения.
3.2 Дыхательная гимнастика. Охрана голоса.
3.2.1 Тема: Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Стрельниковой Теория: Преимущества дыхательной гимнастики по методике
Александры Николаевны. Практика: Комплексы упражнений: «Ладошки»,
«Погончики», «Насос», «Кошка», «Обнять плечи».
3.2.2 Тема: Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Теория: Применение игровых фонопедических и оздоровительных упражнений для
профилактики заболеваний горла.
Практика: Упражнения «Погреемся», «Посчитаем», «Капризка», «Голоса вьюги»,
3.2.3 Тема: Речевые игры.
Теория: Строение речевого аппарата.
Практика: Игры «Цепочка слов», «Живые буквы»
3.2.4 Тема: Артикуляционная гимнастика.
Теория: Развитие мышц речевого аппарата.
Практика: Упражнения для формирования движения губ «Лягушка», «Слон»,
«Рыбка», «Качели».
3.3
Развитие диапазона голоса.
3.3.1 Тема: Специальные упражнения.
Теория: Определение своего диапазона.
Практика: Найдите примерные ноты на фортепиано и начните петь простую
распевку в диапазоне квинты вверх. Пение должно быть лѐгким и свободным, без
голосовых зажимов. Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно
брать после каждого звена распевания.
3.3.2 Тема: Тесситура.
Теория: Разница тесситуры и регистра.
Практика: Работа над песнями с высокой тесситурой.
3.3.3 Тема: Работа над примарной зоной.
Теория: Определение своей примарной зоны.
Практика: Пение удобного репертуара на примарной зоне.
38
16
3.3.4 Тема: Работа над зоной рабочего диапазона. Теория: Определение рабочего диапазона.
Практика: Работа над расширением рабочего диапазона. Форсирование.
3.3.5 Тема: Работа над зоной нерабочего диапазона.
Теория: Выявление своей нерабочей зоны.
Практика: Расширение диапазона. Распевание с использованием крайних нот.
3.3.6 Тема: Работа над сравниванием регистров.
Теория: Переходные ноты.
Практика: Упражнения на постепенность повышения, понижения голоса «Чудолесенка».
3.4
распевание.
3.4.1 Тема: Классические распевания. Объемное пение. Теория: Функции распевки.
Практика: Распевки "Ми-мэ-ма-мо-му", "бри-брэ-бра-бро-бру".
3.4.2 Тема: Распевки для сглаживания переходных нот.
Теория: Рассказ про переходные ноты вокалистов.
Практика: Нахождение переходных нот и упражнения на сглаживание регистров.
3.4.3 Тема: Распевки для четкой дикции.
Теория: Рассказ о важности дикции в пении. Практика: ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТАТПКА РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
Скороговорки и вокальные распевки (От топота копыт пыль по полю летит; На дворе трава, на
траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора)
3.4.4 Тема: Распевки на развитие дыхания. Теория: Типы дыхания.
Практика: Упражнения «Собачка», «Воздушный шарик».
Слушание музыкальных
исполнение песен.
3.5.
произведений, разучивание и
3.5.1 Тема: Народная песня.
Теория: История народной песни. Народная песня в современной реалии.
Практика: Прослушивание классических народных песен и народных песен в
современной обработке.
3.5.2 Тема: Произведения композиторов-классиков.
Теория: Знакомство с понятиями «опера», «оперетта», «ария».
Практика: Прослушивание произведений классических композиторов и анализ этих
произведений.
3.5.3 Тема: Произведения современных отечественных композиторов.
Теория: Знакомство с произведениями современных композиторов. Современные стили и
рассуждения о будущих направлениях.
Практика: Исполнение современных произведений.
3.6
формирование
музыкальной
культуры и художественного
вкуса.
3.6.1 Тема: Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
Теория: Знакомство с историей театров и музеев, которые посещаем. Практика:
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
3.6.2 Тема: Встречи с вокальными детскими коллективами, мастер-классы.
Теория: Знакомство с историей коллективов и темой мастер-класса. Практика:
Обмен опытом.
3.7 концертно-исполнительская деятельность.
38
17
3.7.1 Тема: Репетиции.
Теория: Проработка теоретических моментов перед репетицией на сцене. Практика:
Подготовка концертных номеров на сцене.
3.7.2 Тема: Выступления, концерты.
Практика: Выступление на сцене.
3.7.3 Тема: Итоговое занятие.
Практика: Проведение итогового теста.
В конце третьего года обучения дети будут знать особенностям эстрадного исполнения и
профессиональной терминологии, у них будет сформирован художественный вкус,
сформированы вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса.
3.8 планируемые результаты к концу второго года обучения:
развиты индивидуальные певческие возможности каждого обучающегося;
знают особенности эстрадного исполнения и профессиональной терминологии;
сформирован интерес к современной музыке;
сформирован художественный вкус у обучающихся;
сформированы вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 голоса.
4 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель 3 года обучения: приобщение обучающихся к сольному пению
через ансамблевое многоголосное исполнение и развитие индивидуальных
певческих способностей.
Задачи 3 года обучения:
- научить обучающихся особенностям эстрадного
исполнения и профессиональной терминологии;
- научить выразительному пению;
- сформировать устойчивый интерес к сольному пению
- сохранить и укрепить психическое здоровье детей.
- создать комфортный психологический климат для благоприятной
ситуации успеха
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
№
Наименование разделов и тем
п/п
Всего
часов
Теория Практика
2
-
1.
Вводное занятие
2
Работа над сознательным
управлением процессом дыхания. 16
8
8
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
Работа над цепным дыханием
Грудное дыхание
Смешанное дыхание
Брюшное дыхание
Вокально-техническая работа
Упражнения на развитие динамики
2
2
2
2
16
4
2
2
2
2
28
8
38
4
4
4
4
44
12
Формы
аттестации/
Контроля
Наблюдение.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Наблюдение.
18
пения
2.2. Упражнения филировки голоса
Выработка навыков
2.3. самостоятельного распевания
2.4. Работа над ровным, льющимся
звуком
2.5. Сольфеджирование. Пение по
нотам
Музыкально-образовательные
3.
3.1. История эстрады и джаза
3.2. Знаменитые имена
38
6
2
4
8
2
6
6
2
4
12
6
6
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Задание.
Беседа.
беседы
искусстве
12
4 о вокальном
8
Наблюдение.
Прослушивание.
8
2
6
Беседа.
4
2
2
19
4.
Подготовка репертуара
музыкально-
и
30
12
18
творческая деятельность
4.1.
Выбор и подготовка репертуарного
плана
10
4
6
4.2.
Формирование музыкальной культуры и 10
4
6
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
художественного вкуса
4.3.
Работа в студии звукозаписи
10
4
6
5.
Гигиена певческого голоса
8
4
4
Беседа.
Наблюдение.
6.
Концертно-исполнительская
деятельность
32
8
24
6.1.
Репетиции.
12
4
8
6.2.
Концерты, участие в конкурсах
18
2
16
6.3.
Итоговое занятие:
2
-
2
ИТОГО
144
52
92
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Тест.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводное занятие.
Теория: Правила по безопасности труда, правила пожарной безопасности.
Практика: Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и
заболевания голосовых связок. Входная диагностика.
4.1 работа над сознательным управлением процессом дыхания.
4.1.1 Тема: Работа над цепным дыханием.
Теория: Основные правила цепного дыхания. Практика: Основные правила
цепного дыхания:
не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри
длинных нот;
дыхание брать незаметно и быстро;
вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука,
интонационно точно, т.е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места
партитуры;
чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
4.1.2 Тема: Грудное дыхание.
Теория: При грудном типе дыхания поднимаются плечи, расширяется верхняя часть груди
(легкие вбирают воздух).
Практика: Упражнения на грудное дыхание.
4.1.3 Тема: Смешанное дыхание.
Теория: Задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.
Практика: Упражнения на смешанное дыхание
4.1.4 Тема: Брюшное дыхание.
Теория: Для новичка, и даже для большинства профессионалов — вокалистов основной
тип дыхания — брюшной.
Практика: Упражнения на дыхание «животом»
38
20
4.2 Вокально-техническая работа.
4.2.1 Тема: Упражнения на развитие динамики пения.
Теория: Устранения неровности динамики пения.
Практика: Пение вокальной партии произведения по фразам, по предложениям, только на
гласных звуках, исключив произношение согласных. Работа над кантиленой.
Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз.
4.2.2 Тема: Упражнения филировки голоса.
Теория: Понятие «Филировка звука в».
Практика: Упражнения филированных тонов, т. е., начиная тон piano, усиливать до forte,
но
никогда
не
до
fortissimo,
и
опять
переходить
на
piano. Постепенная
филировка. Упражнения в филировки.
4.2.3 Тема: Выработка навыков самостоятельного распевания.
Теория: Знание правил вокальных упражнений. Знание теории дыхание. Точное
интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Практика: Самостоятельное выполнение комплекса вокальных упражнений для развития
певческого голоса. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента.
4.2.4 Тема: Работа над ровным, льющимся звуком.
Теория: Владение legato – важнейшее умение для достижения кантилены. Практика:
Распевание на легато.
4.2.5 Тема: Сольфеджирование. Пение по нотам.
Теория: Повтор нотной грамоты. Понятие «Чтение нот с листа».
Практика: Сольфеджирование вокализов. Сольфеджирование музыкального произведения.
4.3 музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве.
4.3.1 Тема: История эстрады и джаза.
Теория: Рассмотрение основных этапов развития мировой эстрадно-джазовой культуры.
Практика: Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных
артистов и различных ансамблей.
4.3.2 Тема: Знаменитые имена.
Теория: Знакомство с творчеством ведущих мастеров эстрадно-джазовой культуры.
Практика: Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных
артистов и различных ансамблей.
4.4 подготовка репертуара и музыкально-творческая деятельность.
4.4.1 Тема: Выбор и подготовка репертуарного плана.
Теория: Важность раскрытия содержания музыки и стихотворного текста. Взаимосвязь
средств музыкальной выразительности с текстовой частью сочинения. Общая характеристика и
различные нюансы вокального произведения. Песенный образ: своеобразие и неповторимость,
манера исполнения и эмоциональная выразительность, роль. Анализ собственного исполнения:
выявление ошибок и способы их исправления.
Практика: Знакомство с вокальным произведением и его разбор. Впевание, направленное
на совершенствование исполнения. Практическая работа по формированию сценического образа.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа
песни.
4.4.2 Тема: Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса
Теория: Формирование музыкальной культуры, художественного вкуса, расширение
музыкального кругозора.
Практика: Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха
учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать
качество пения, как профессиональных исполнителей, так и собственное исполнение. Обсуждение,
анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
38
21
4.4.3 Тема: Работа в студии звукозаписи.
Теория: Понятие «студии звукозаписи». Студийная запись - сущность, основные
моменты и особенности. Правила поведения во время записи.
Практика: Запись в студии звукозаписи вокального репертуара. Выработка
необходимых для записи навыков и умений.
4.5 гигиена певческого голоса.
Теория: Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу
фониатру по проблемам голоса. Запреты: - грудного регистра детского и женского голоса
выше, чем ми-бемоль (редиез) первой октавы; - использование речевой формы гласных
выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы; - переход на маскировочную артикуляцию на
базе нейтрального гласного.
Практика: Дозированная тренировочная нагрузка на разные группы мышц при
пении. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на
успех, а не путь к стрессу.
4.6
Концертно-исполнительская деятельность.
4.6.1 Тема: Репетиции.
Теория: Повтор пройденного материала, проговаривание исполнительских
моментов.
Практика: Подготовка концертных номеров на сцене.
4.6.2Тема: Концерты, участие в конкурсах.
Теория: Проработка теоретических моментов перед репетицией на сцене.
Практика: Участие всех детей в отчетном концерте, где исполняется все лучшее,
что освоено, выучено и подготовлено за год. Участие в конкурсах различного уровня.
4.6.3Тема: Итоговое занятие.
Практика: Проведение итогового теста.
3.7 планируемые результаты к концу третьего года обучения:
знают резонансы, мелизмы, дыхательные упражнения,
способствующие улучшению нижнебрюшного дыхания, гигиену голоса в
мутационный период;
сформирован навык выразительного пения;
сформирован устойчивый интерес к сольному пению;
создан комфортный психологический климат для благоприятной ситуации
успеха.
5 ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель 4 года обучения –развитие вокально-исполнительского мастерства, развитие
культурных и музыкально-эстетических ценностей.
Задачи 4 года обучения:
- научить технике вокального исполнительства и вокально-техническими
приѐмами с учѐтом специфики предмета «эстрадное пение»;
- научить навыкам художественной выразительности исполнения
- развивать голос: его силы, диапазон, беглость,
тембральные и регистровые возможности;
- развивать художественный вкус, оценочное музыкальное мышление;
- воспитывать у обучающихся партнерские качества, умения работать в коллективе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
38
22
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Теория
Практика
Формы
аттестации/ контроля
Вводное занятие
2
2
-
Наблюдение.
1.
Вокально-техническая работа
20
8
12
1.1.
Выработка и закрепление навыков
самостоятельного распевания
8
4
4
1.2.
Совершенствование
вокальнопевческих
навыков.
Совершенствование собственной
манеры вокального исполнения
№
п/п
6
2
4
1.3.
Анализ собственного исполнения:
выявление ошибок и способы их
исправления
6
2
4
2.
Основные приемы и техники
48
16
32
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
эстрадного вокала
2.1.
Субтон
6
2
4
2.2.
Фальцет
6
2
4
2.3.
Штробас или фрай
6
2
4
2.4.
Расщепление
6
2
4
2.5.
Драйв
6
2
4
2.6.
Обертон
6
2
4
2.7.
Глиссандо
6
2
4
2.8.
Тванг
6
2
4
3.
Факторы влияющие
38
20голоса вокалиста
18
на развитие
3.1.
Психологические
и
физиологические
факторы,
влияющие на развитие творческих
способностей
6
3.2.
Влияние
эмоционального
состояния на голосообразование и
общее физическое и психическое
состояние
6
4
2
3.3.
Работа
по
преодолению
возможных
голосовых
напряжений сопряжѐнных с
возбуждѐнным эмоциональным
состоянием
8
4
4
38
4
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание. Тест.
2
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание. Задание.
23
3.4.
Раскрепощение
10
4
6
3.5.
Саморегуляция
8
4
4
4.
Концертно-исполнительская
36
14
22
Деятельность
4.1.
Репетиции.
18
8
10
4.2.
Концерты, участие в конкурсах
16
6
10
4.3.
Итоговое занятие.
2
-
2
ИТОГО:
144
60
84
38
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание. Тест.
24
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводное занятие.
Теория. Правила для обучающихся. Беседа о школьных мероприятиях.
Объяснение целей и задач предмета для 4 года обучения.
Практика: Прослушивание голоса учащегося, подробная диагностика уровня
развития его музыкальных способностей в начале учебного года.
5.1
Вокально-техническая работа.
5.1.1 Тема: Выработка и закрепление навыков самостоятельного распевания.
Теория: Знание правил вокальных упражнений. Знание теории дыхание. Точное
интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении
упражнений.
Практика: Самостоятельное выполнение каа вокальных упражнений для развития
певческого голоса. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента.
5.1.2 Тема: Совершенствование вокально-певческих навыков.
Совершенствование собственной манеры вокального исполнения.
Теория: Особенности исполнения в разных вокальных стилях.
Практика: Совершенствования навыков собственной манеры вокального
исполнения. Выявление индивидуальных красок голоса. Выравнивание тембров, регистров.
Интонирование интервалов, аккордов. Ровность звучания на различных гласных. Сольное
выступление, как музыкальный номер.
5.1.3 Тема: Анализ собственного исполнения: выявление ошибок и способы их
исправления.
Теория: Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью,
дыханием, необходимым для пения.
Практика: Тренажер самоконтроля развития дикции. Упражнение на дикцию и
артикуляцию. Использование правил дикции и артикуляции при исполнении произведений
различных жанров.
5.2 основные приѐмы и техники эстрадного вокала.
5.2.1 Тема: Субтон.
Теория: Под субтоном подразумевается имитация шепота, когда исполнитель
ставит своей целью быть услышанным ни одним человеком, а целым залом. Эта техника
эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос
помимо звука, и его расхода.
Практика: Специфика пения субтоном заключается в сильном напряжении
голосовых связок, выталкивающих воздух. В обучении этой техники делается упор на
пение на опоре и глубокое дыхание. Просмотр видео примеров использования субтона
Анжелики Варум и группы Sade.
5.2.2 Тема: Фальцет.
Теория: Фальцет подразумевает высокий диапазон звучания голоса, который
применяется исполнителями чтобы подчеркнуть кульминацию композиции. Может
применяться при громком и негромком пении в зависимости от желаемого эффекта.
5.2.3 Тема: Штробас или фрай.
Теори я: Штробас – самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение
отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время
вибрации. Голос исполнителя, работающего в этой технике, напоминает треск,
имитацию которого представляет собой второе название штробаса – фрай.
38
25
Данная техника применяется в немногих направлениях и является основной в экстремальном
вокале.
Практика: Просмотр пример звучания штробаса у Энрике Иглесиаса.
2.1. Тема: Расщепление.
Теория: Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и
шум. Субтон, о котором говорилось ранее, является разновидностью расщепления. С данным
приемом работают эстрадное направление и экстремальный вокал.
Практика: Просмотр примеров расщепления голоса среди отечественных (Александр
Маршал) и зарубежных вокалистов (Джаред Лето).
2.2. Тема: Драйв.
Теория: Драйв – еще одна разновидность расщепления голоса. Методика заключается в
том, что для того, чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с
диафрагмой, тогда сольное пение получится чистым и не дребезжащим.
Практика: Стили драйва – гроулинг и скриминг. Просмотр этих приемов у
исполнителей Ольга Кормухина и Честер Беннингтон.
2.3. Обертон.
Теория: Обертон также является разновидностью расщепления голоса, история которой
очень интересна. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые
связки, но и горло. Обертон – распространенная техника среди народов Дальнего востока. Его
можно услышать в песнях монголов, тувинцев, тибетцев. Помимо одновременного
задействования голосовых связок и горла, обертон подразумевает вокальное многообразие –
свист, подражание звукам, издаваемым животными.
Практика: Просмотр видеопримеров в частности фолк-рок коллективы, такие, как,
например, группы Мельница.
2.4. Глиссандо.
Теория: Прием глиссандо заключается в скольжении с одной ноты на другую. Он
напоминает игру на гитаре, во время которой пальцы музыканта скользят по струнам. Во время
обучения следует начинать в медленном темпе и подниматься с одной ноты на другую, стараясь
не упустить ни одной и постепенно ускоряясь. Помимо классического глиссандо,
подразумевающего поднятие тона, существует обратный, исполнение которого певец начинает с
высоких нот и заканчивает низкими.
Практика: просмотр примеров глиссандо у джазовых исполнителей, среди которых
Билли Холидей.
2.5. Тванг.
Теория: Тванг подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для детей обучение
этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д.,
чтобы найти резонанс.
Практика: Просмотр этого приема у исполнителей, среди которых такие мировые
звезды как Рианна (назальный тванг) и Кристина Агилера (оральный тванг).
5.3 факторы влияющие на развитие голоса вокалиста.
5.3.1 Тема: Психологические и физиологические факторы, влияющие на
развитие творческих способностей.
Теория:
Понятие
голосообразования.
Психофизические
аспекты
человека.
Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство.
Практика: Пение хорового сольфеджио. Практика свободного и глубокого дыхания.
5.3.2 Тема: Влияние эмоционального состояния на голосообразование и
общее физическое и психическое состояние.
Теория: Роль внутреннего спокойствия на звукоизвлечение. Источники зажима
голоса. Влияние эмоционального состояния на физиологическое состояние голосового
аппарата.
38
26
Практика: Работа над звукоизвлечением с состоянием спокойствия.
5.3.3 Тема: Работа
по преодолению возможных голосовых напряжений,
сопряжѐнных с возбуждѐнным эмоциональным состоянием.
Теория: Беседа о том, как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым
голосом.
Практика: Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса.
5.3.4 Тема: Раскрепощение.
Теория: Две крайности, ошибочные для начинающих вокалистов и как избежать их.
Практика: Разучивание певческого репертуара, методом раскрепощения.
5.3.5 Тема: Саморегуляция.
Теория: Метод, способствующий уменьшению вокальных противоречий. Саморегуляция
голоса через эмоционально-художественные стимулы. Принцип постепенного овладения
мастерством пения. Что помогает и что мешает саморегуляции?
Практика: Упражнение на выполнение саморегуляции и самоконтроля.
5.4 концертно-исполнительская деятельность.
5.4.1 Тема: Репетиции.
Теория: Повтор пройденного материала, проговаривание
Практика: Подготовка концертных номеров на сцене.
исполнительских моментов.
5.4.2 Тема: Концерты, участие в конкурсах.
Теория: Проработка теоретических моментов перед репетицией на сцене.
Практика: Участие всех детей в отчетном концерте, где исполняется все лучшее, что
освоено, выучено и подготовлено за год. Участие в конкурсах различного уровня.
5.4.3 Тема: Итоговое занятие.
Практика: Проведение итогового теста.
5.5 планируемые результаты к концу четвертого года обучения:
сформировано умение работать на сцене сольно и в ансамбле;
знают основы физиологии речевого и дыхательного аппаратов, основы
гигиены голоса;
знают культуру работы на сцене, умеют раскрепощено двигаться по сцене;
знают основные приѐмы и техники эстрадного вокала.
развит голос: сила, диапазон, беглость, тембральные и регистровые
возможности;
развит художественный вкус, оценочное музыкальное мышление.
38
27
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
п/п
6.1 календарный учебный график
№
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
72
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
144
5
Недель в первом полугодии
15
6
Недель во втором полугодии
19
7
Начало занятий
16 сентября
8
Каникулы
9
Выходные дни
31 декабря – 9 января
1
Окончание учебного года
31 мая
0
6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№/№ Оборудование
Единица
Количество на %
использования в
измерения
группу
ходе
реализации
программы
1
Учебный
кабинет
с
1
100%
типовой мебелью
2
Синтезатор
шт
1
100%
3
Радиомикрофон
шт
2
60%
4
Проводной микрофон
шт
2
40%
5
Ноутбук
шт
1
100%
6
Музыкальный центр
шт
1
60%
7
Дидактические пособия:
комплект
6
40%
«Дыхательная
гимнастика»,
«Строение
голосового
аппарата», «Музыкальная
терминология»,
«Фортепианная
клавиатура»,
«Нотный
стан»,
«Основы
певческого мастерства»,
«Приемы
работы
с
микрофоном».
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Дыхательная
гимнастика
СтрельниковойА.Н.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=151&v=GvQXH4c7PDM&featu
re=emb_logo
2. Упражнения
на
дикцию
и
звукоизвлечение
38
28
-
3. Поиск минусовок - http://x-minus.club/
4. Распевки https://www.youtube.com/watch?v=yPU9jMfuKtc
https://www.youtube.com/watch?v=O5YX8LnttUs
https://www.youtube.com/watch?v=4HnVfCW44Xw
https://www.youtube.com/watch?v=mq_xloHfits
ttps://www.youtube.com/watch?v=LhaTZKXqdeM
https://www.youtube.com/watch?v=JYI12FZ0G4w
5. Статья. «Пение на опоре.»
https://samopoznanie.ru/articles/opora_v_penii_vokalnaya_poziciya_teoriya_i_pr
aktika/
6. Скороговорки на развитие дикции https://algebrazhizni.ru/skorogovorki-dlya-razvitiya-dikcii-i-rechi-u-detej/
7. «Формирование сценического имиджа эстрадных певцов» Петренко
Е.В.- https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-stsenicheskogo-imidzhaestradnyh- pevtsov/viewerМетодическое пособие для преподавателей вокала https://ped-kopilka.ru/blogs/elena- yurevna-povarnicyna/metodicheskoe-posobie26338.html
8. Статья «Артикуляционная
гимнастика,
упражнения https://auragolosa.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya/
6.2 кадровое обеспечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения
квалификации по направлению деятельности.
6.3 методическое обеспечение
Дидактические пособия:
«Дыхательная гимнастика», «Строение голосового аппарата», «Музыкальная
терминология», «Фортепианная клавиатура», «Нотный стан», «Основы певческого мастерства»,
«Приемы работы с микрофоном».
Видео уроки: распевки, анатомическое строение голосового аппарата.
Стенды: достижений, с материалами к разучиваемым песеням
Особое значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа
часто протекает без достаточного осознания обучающимися ее цели, без понимания роли тех
упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до
сознания детей, для чего поется данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним,
как его надо исполнять.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у обучающихся вокальный слух,
умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.
Основа пения- гласные звуки. От правильного образования гласных зависит красота
тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом,
"пестротой" гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания(позиции)
на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения:
1)
2)
38
на гласные А, У, Ю;
упражнения стабильного блока:
29
-на дыхание,
-на медленный долгий выдох,
-на развитие артикуляции, на
подвижность диафрагмы,
-на развитие ровности тембрового звучания,
-гибкости голоса;
3)
упражнения периодически обновляющегося блока:
-на легкость и подвижность голоса,
-на зубные язычные согласные - Д, З, Т, Р, Л, Н,
-на губные - Б, П, В, М,
Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в конце
одного и начале другого слова, например: "А я по лугу".
Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Нужно приучать учащихся
ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к следующему слогу,
например: мышка.
Условием правильного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно
опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе,
в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя
выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов или
песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для
осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы,
предложения, периода, для усвоения или понятий кульминации произведения, коды и других.
В репертуар должны входить популярные детские песни, популярные отечественные
песни, ретро песни.
На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у обучающихся тембровое
чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений,
создавать условия, в которых обучающиеся испытывают радость ощущения исполнительской
свободы и творческого комфорта.
Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности,
звонкости и вибрато голоса, а также естественности звучания. Необходимо развивать творческую
индивидуальность исполнителя, культуру исполнения, высокий художественный вкус, оберегать
детей и подростков от манерности и подражательства.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном обучающимся
материале. Выбор репертуара для обучающихся - наиболее трудная задача
преподавателя.
Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокальнотехническому росту обучающегося, определит его творческое лицо, позволит решить
воспитательные задачи.
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими
принципами:
художественная ценность;
воспитательное значение;
доступность музыкального и литературного текста;
разнообразие жанров и стилей;
логика компоновки будущей концертной программы.
Все названные элементы исполнения направлены на возможно более полное раскрытие
художественного образа. Важно, чтобы дети научись правильно петь, красиво и выразительно
представлять свои действия на сцене, формировали индивидуальную манеру исполнения.
38
30
Для успешного обучения необходимо вырабатывать у обучающегося навыки
самостоятельной работы, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному для
преодоления многочисленных трудностей.
Творческая деятельность является источником обретения ребенком уверенности в своих
силах и собственной значимости, что положительно влияет на его самооценку и адаптацию в
любом коллективе. В групповых занятиях также развиваются и коммуникативные качества.
7 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогическое оценивание проводятся три раза в год.
Входное – в начале учебного года (позволяет выявить исходный уровень обучающихся по
основным исследуемым характеристикам). На начальном этапе обучения контроль осуществляется
ненавязчиво и органично вплетается в ход занятия. Опросы должны восприниматься
обучающимися как одна из форм общения с педагогом. Фронтальный опрос по темам разделов
проводится в форме музыкальной викторины или игры «Угадай мелодию»).
Промежуточное - (проводится в середине года. Выявляется уровень освоения программы,
позволяет констатировать те изменения, которые происходят в личности обучающихся.)
Итоговая аттестация (по окончании срока реализации программы.)
Формами проведения аттестаций могут быть-фестивали, концерты, конкурсы, отчетный
концерт.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности представлены в
индивидуальных картах. (Приложение).
Оценочные материалы к программе:
ы
х
38
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Дыхание (Приложение №1)
Чистота интонирования. Унисон. (Приложение №2)
Звуковедение. (Приложение №3)
Правильная дикция и артикуляция. (Приложение №4)
Формирование чувства ансамбля. (Приложение №5)
Метроритмика. (Приложение №6)
Теория. (Приложение №7)
Формирование сценической культуры. Работа над образом. (Приложение №8)
31
8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
1.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
2.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Феникс,Ростов-на-Дону, 2007.
3.
Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебнометодическое пособие. - Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.
4.
Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и
воспитание молодого певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение, 1977.
5.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
6.
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной
теории и техники. – Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел
Института психологии РАН, 2002.
7.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
Для детей и родителей:
1.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
2.
Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в
сопровождении фортепиано. - Изд-во: Нота. Санкт-Петербург, 2004.
3.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. - М.: Народное образование, 1998.
4.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Изд-во:
«Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, Москва, 1992.
5.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский
композитор», 1991. – 191с.: ил.
38
32
Приложение 1
Дыхание
Задание: Исполнение куплета и припева репертуарной песни по одному или
дуэтом и выполнение дыхательных упражнений по методике А.Стрельниковой, обращая
внимание на певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Для первого года обучения любая, любимая песня 1-4 год обучения исполнение
песни и упражнений. Пример:
1. Вдох - короткий и резкий. Как хлопок. Выполняется с закрытым ртом, но губы
должны сомкнуться непроизвольно. Выдох - свободный (происходит как бы сам собой).
Выполняется через рот. На вдохе нельзя поднимать плечи, вдох «в живот». Все упражнения
выполняются в темпе марша.
2.
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) —
вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох
непроизвольно производится после каждого вдоха.
9 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Уровень выше среднего: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Выполняет упражнения правильно. Обучающийся использует
диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом,
группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся
рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую
установку. Выполняет упражнения не совсем правильно. Обучающийся использует
диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное.
Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит
между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Уровень ниже среднего: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Выполняет упражнения не верно. Обучающийся использует только
грудное дыхание. Берѐт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать
дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит
одновременно с другим обущающимся.
Приложение 2
9.1
Чистота интонирования. Унисон.
Задание: Исполнение куплета и припева песни по одному и дуэтом (пение в
унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.
Для первого года обучения любая, любимая песня
1-4 год обучения исполнение любой песни из репертуара. Пример: «Падаем и
взлетаем» - 1 год обучения
«На репите», «Верю, не верю» - 1-4 год обучения
38
33
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в ансамбле.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы
чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Уровень
ниже
среднего: Чистое
интонирование
помощью преподавателя. Отсутствие унисона.
только
с
Приложение 3
9.2
Звуковедение.
Задание: Исполнение попевок по одному, обращая внимание на качество
интонирования, использования обучающимся ровного звуковедения и различных
штрихов.
Для первого года обучения попевки с одним штрихом, легато.
1-4 года обучения исполнение упражнения с разными штрихом (легато, стаккато,
нонлегато, маркато и т.д.)
Пример: ми, ма, мо, му вверх и вниз в интервале квинты – 1 год обучения
Исполнение упражнения коротко и отрывисто(стаккато). Исполнение
упражнения подчѐркивая каждый звук, как бы акцентируя на
нѐм(маркато) - для 1-4 года обучения
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Исполнение обучающимся мелодии любым
предложенным штрихом.
Средний уровень: Исполнение обучающимся мелодии любым предложенным
штрихом ,но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.
Уровень ниже среднего: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом
только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем.
Приложение 4
9.3
Правильная дикция и артикуляция.
Задание: Исполнение скороговорок, куплета и припева песни по одному, дуэтом
или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и
артикуляцию на примере вокально-артикуляционных упражнений Павлюченко.
Для первого года обучения простые скороговорки.
1-4 года обучения исполнение упражнения с более трудными скороговорками и
речевыми упражнениями
Пример: От топота копыт
Пыль по полю летит – 1 год обучения 33 корабля лавировали, лавировали,
лавировали, лавировали,
лавировали, лавировали,
38
34
да не вылавировали. – для 1-4 года обучения
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции. Соблюдает правила во время чтения, пения. Чисто интонирует мелодию.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции. Соблюдает правила во время чтения, пения, но иногда допускает ошибки.
Чисто интонирует мелодию.
Уровень ниже среднего: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно
интонирует мелодию.
Приложение 5
9.4
Формирование чувства ансамбля.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни в ансамбле, обращая
внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля.
Для первого года обучения исполнение любой любимой песни 1-4 года обучения
исполнение любой песни из репертуара.
Пример: «Падаем и взлетаем» – 1 год обучения
«На репите», «Верю, не верю» - 1-4 года обучения
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое
унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком.
Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают
основы цепного дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда
допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют
несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой
аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Уровень ниже среднего: Обучающиеся допускают ошибки при пении.
Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лѐгкие двухголосные песни
только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают
основы цепного дыхания.
Приложение 6
9.5
Метроритмика.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни в ансамбле, обращая
внимание на качество ритмического рисунка и ровного метра.
Для первого года обучения прохлопать или простучать любую любимую
песню или мелодию.
1-4 года обучения прохлопать или простучать ритм песни из репертуара:
Пример: «Падаем и взлетаем» – 1 год обучения
38
35
«На репите», «Верю, не верю» - 1-4 года обучения
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое
унисонное интонирование в любых темпах со сложным ритмическим рисунком.
Исполняют несложные двухголосные песни.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда
допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют
сложные одноголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой
аккомпанемента (дублирование мелодии в минусовке).
Уровень ниже среднего: Обучающиеся допускают ошибки при пении.
Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Сбивка метра и не ритмическое
исполнение.
Приложение 7
9.6
Теория.
Задание: Выполнение тестового задания на знание теории, обращая внимание
на время выполнения, правильную терминологию.
Для первого года обучения опрос или тестирование на знание музыкальной
теории.
1-4 года обучения опрос или тестирование на знание музыкальной теории,
сольфеджио и гармонии
Пример: Названия нот(до, ре, ми и т.д.), терминалогия звуковедения (тихо-пиано,
громко- форте), устройство голосового аппарата(язык, зубы, губы и т.д.) – 1 год обучения
Резонаторы (головной, грудной), интервалы (секунда б2 м2, терция б3м2, кварта
ч4 и т.д.), жанры музыки(песня, танец, марш)- 1-4 года обучения
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся выполняют задание в короткий
промежуток времени, используют правильную терминологию.
Средний уровень: Обучающиеся выполняют задание выйдя за пределы
временного норматива, используют неточную терминологию.
Уровень ниже среднего: Обучающиеся выполняют задание медленно с
подсказкой преподавателя, не используют правильную терминологию.
Приложение 8
9.7
Формирование сценической культуры. Работа над образом.
Задание: Исполнение песни, обращая внимание на качество интонирования,
умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.
1-4 года обучения исполнение любой песни из репертуара:
Пример: «Падаем и взлетаем» – 1 год обучения
«На репите», «Верю, не верю» - 1-4 года обучения
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Чистое интонирование мелодии, пение в характере
38
36
песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения
под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни поклон.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит
микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце
пения выполняет поклон только после напоминания учителем.
Уровень ниже среднего: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с
микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под
музыку не выполняет. Поѐт не в образе музыкального произведения. В конце пения не
кланяется, а поспешно уходит со сцены.
38
37
38
38
38
39
38
40