Ступени баз ур

Паспорт
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
"СТУПЕНИ" вокал для детей
Образовательное учреждение
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
Дворец детского творчества
Где, когда и кем принята
Принята на заседании педагогического совета
дополнительная
от 27.08. 2024г, протокол № 4
общеобразовательная
программа
Где, когда и кем утверждена
Утверждена
директором МАОУ ДДТ И.В.Кузьминой
дополнительная
27 августа 2024г
общеобразовательная
программа
Название программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Ступени"
Направленность программы
Художественная направленность
Охват по возрасту детей
9-15 лет
Охват обучающихся
8-12 обучающихся
Особенности контингента
Школьники, подростки
Сроки реализации программы
3года
Количество часов в неделю/год 4 часа в неделю /144 часа 1, 2 год обучения
6 часов в неделю/216 часов 3 год обучения
Ф.И.О. педагога, реализующего Кузьмина Ирина Витальевна,
дополнительную
педагог дополнительного образования
общеобразовательную
программу, должность,
Тип программы
Модифицированная
Год разработки
2024
Уровень усвоения
Базовый

2

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка
Дети от природы наделены яркими способностями, они исключительные
сочинители и мечтатели. Крупицы гениальности смешаны у них с
примитивом как крупицы золота с огромной массой песка. Выявить и
обработать золото, убрать большую часть песка - задача любого педагога. А
особенно педагога дополнительного образования.
Считается доказанным, что если для ребенка с самого раннего детства
созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в
формировании его музыкальности. Что же такое музыкальность?
Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий
человеку активно проявлять себя
в различных видах музыкальной
деятельности. Эти способности включают в себя: звуковысотный слух,
ладовое чувство и чувство ритма.
Как помочь ребѐнку как можно полнее
раскрыть себя? Как увлечь его трудной и кропотливой работой над своими
возможностями? Задача педагога дополнительного образования через игру,
фантазирование снять зажатость, эмоционально раскрепостить ребенка и
этим создать необходимые условия для формирования думающего и
чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой
деятельности.
Данная программа направлена на формирование базовой культуры
личности.
Программа основана на нормативных документах.
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2.
Федеральный Закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных услуг в социальной сфере».
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
4.
Стратегия развития воспитания в
РФ на
период
до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5.
«Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года»
утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям
3

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
12. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
13. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
15. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики
4

Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой
оценки
качества
(общественной
экспертизы)
дополнительных
общеобразовательных программ».
17. Постановление Правительства Свердловской области от
01.06.2023 № 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в
социальной сфере на территории Свердловской области по направлению
деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за
исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств)».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
19. Устав МАОУ ДО ДДТ
20. Образовательная программа МАОУ ДО ДДТ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"СТУПЕНИ" художественной направленности, базового уровня, форма
организации содержания и процесса педагогической деятельности интегрированная, программа является модернизированной и основана на
методических разработках и системах Д. Е. Огороднова, В.В. Емельяного,
Г.А. Струве.
Учебный план предполагает определенные направления, традиционно
определяющие развитие гармоничной личности.
1. Формирование вокально-хоровых навыков. Развитие голоса.
2. Пение произведений. Постановка номеров. Репетиционный процесс.
3. Хоровое сольфеджио.
4. Развитие сценической речи, образа, движения.
Эти четыре направления не только способствуют музыкальному воспитанию,
но и открывают новые возможности, для развития вокально-речевой,
общедвигательной культуры учащихся, восполнение дефицита общения.
Актуальность данной ДООП определяется запросом со стороны детей и их
родителей, предусматривает дальнейшее обучение по ДООП "Ступени"
углубленного уровня, возможность стать частью творческого коллектива
вокальной студии "Звездопад".
Условия набора обучающихся по предварительному прослушиванию,
количественный состав 12 человек - на 1-ом году обучения, 8-10 человек- 2, 3год.
Возраст обучающихся 9-15 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
5

Общий период обучения 504 часа.
Первый год обучения- 144 часа
Второй год обучения - 144 часа,
Третий год обучения - 216 часов.
Рекомендуется проводить занятия со всем составом одновременно два раза
в неделю по 2 учебных часа (по 40 минут, перерывом 10минут). Третий год
обучения три раза в неделю по 2 учебных часа.
Форма обучения очная.
Перечень видов занятий: практическое занятие, прослушивание, тренинг,
открытое занятие, репетиция.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: Концерт, наблюдение, опрос, спектакль, прослушивание

1.2 Цель и задачи программы
Основная цель – развитие музыкального творчества ребѐнка,
средствами овладения теоретическими знаниями и практическими вокальноисполнительскими навыками.
Обучающие:
 научить правильной организации вдоха;
 научить мягкой "атаке" звука;
 научить ребенка плавному вдоху и "опоре" дыхания;
 научить петь свободно и непринужденно
Развивающие:
 развивать диапазон голоса;
 развивать музыкальную память;
 развивать певческое дыхание;
 развивать музыкальный вкус.
 развивать эмоциональную активность.
Воспитательные:
 формировать навыки певческой установки;
 воспитывать любовь к пению;
 воспитывать ответственность, трудолюбие.

Планируемые результаты освоения программы.
Предметные:
Знать
1. Цикл фонопедических упражнений.
2. Цикл дыхательной гимнастики.
3. Дирижерские жесты.
4. Курс хорового сольфеджио «Ступеньки музыкальной грамотности»
Г. Струве.
6

5. Цикл артикуляционной гимнастики.
6. Строение артикуляционного и голосового аппарата
Метапредметные:
Уметь
1. Применять на практике освоенные приѐмы вдоха и выдоха.
2. Добиваться мышечной раскрепощѐнности губ, языка, мягкого нѐба.
3. Добиваться ровности звучания.
4. Чисто интонировать мелодию.
5. Петь по нотам. Одноголосие.

Всего

Теория

Практика

6. Использовать элементы ритмики и движения под музыку;
7. Работать с микрофоном
Личностные:
1. Передавать эмоциональное состояние.
2. Воплощать собственные замыслы в форме этюдов и импровизации.
3. Без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками
4. Приобрести положительный социальный опыт творческой
деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
Формы
аттестации/
Контроля

1
27
6
9
12

1
5
1
1
3

22
5
8
9

2
2.1
2.2
2.3

Вводное занятие.
Развитие голоса
Фонопедические упражнения.
Дыхательные упражнения.
Пение учебно-тренировочного
материала.
Вокально-хоровая работа.
Пение произведений.
Работа с микрофоном.
Репетиционный процесс.

68
38
12
18

9
6
3

36
32
9

3

Хоровое сольфеджио.

12

9

3

4.

Основы

речи, 30

3

21

1
1.1
1.2
1.3

сценической

Опрос,
наблюдение,
тестирование

Концерт,
наблюдение,
Опрос,
спектакль,
прослушивание
Опрос,
тест,
зачет
7

4.1
4.2
4.3
5.

образа и движения
Релаксация.
Артикуляционная гимнастика.
Игры на развитие актерских
способностей
Концертная деятельность

6
12
12

1
2
3

6

5
10
9

Опрос,
наблюдение,
прослушивание

6

Концерт,
конкурс,
спектакль,
прослушивание

144ч 27ч 117ч

Содержание курса.
Вводное занятие. Правила техники безопасности
Теория: Правила обращения с техническими средствами обучения, гигиена
голоса, правила поведения на дороге, режим занятий, требования к внешнему
облику учащегося.

1.Развитие голоса
1.1. Фонопедические упражнения
теория: Разучивание, показ и объяснение первого комплекса упражнений
В.В. Емельянова.
практика: Интонационно – фонетические упражнения.
1. Певческая установка « Злая кошка»
2. «Страшная сказка»
3. «Вопросы – ответы»
4 . «Бронтозаврик»
5. «От шепота до крика»
1.2. Дыхательные упражнения.
теория: Показ, объяснение, работа животом, межреберное дыхание
практика:1. «Пушинка»2. «Пчела»3. «Дуем на плечо»4. «Машина»
5. «Аромат»6. «Маляр»
1.3 Пение учебно-тренировочного материала.
теория: Разучивание образных одноголосных попевок, доступное
раскрытие каждого нового упражнения.
практика: 1. «Муха» - унисон
2. «Струйки» - унисон на дыхании
3. «Как у наших у ворот» - дирижерский жест
4. «Как пошли наши подружки» - дирижерский жест
Мелодизированные пальчиковые игры.
1. «Тили-тели»
2. «Котик»
3. «Куры, гуси да индюшки»
8

4. «Утро в деревне»
5. «Дождик»

2. Вокально-хоровая работа
2.1. Пение произведений
теория: Показ-исполнение, прослушивание записи.
Раскрытие содержания. Взаимосвязь со средствами музыкальной
выразительности.
практика: В течение года разучиваются 2 тематические песни( Новый год, 8
марта), два разнохарактерных произведения свободной тематики.
2.2. Работа с микрофоном

3. Хоровое сольфеджио
Сентябрь, октябрь:
Понятие о высоких и низких звуках.
Понятие «выше» «ниже» «еще выше» «еще ниже»
Знакомство с ручными знаками.
Ноябрь, декабрь:
Название семи основных знаков.
Пение по руке.
Январь, февраль, март:
Нотная запись.
Переход от пения по руке, к пению по нотам без длительностей.
Апрель, май:
Повторение пройденного материала.

4. Основы сценической речи, образа и движения.
4.1. Релаксация. (по профессору Джекобсону.)
теория: Разучивание и знакомство с комплексом мышечных релаксаций.
4.2. Артикуляционная гимнастика.
теория: Разучивание первого цикла.
практика: Развитие эластичности аппарата, гимнастика для губ и языка
«щеточка», «иголочка», «обиженное лицо», «обрадованное лицо».
Пословицы и поговорки, скороговорки.
4.3. Игры на развитие актерских способностей.
1. «Японская машина»
2. «Капитаны»
3. «Игры с зеркалом» - мимика
4. игры на внимание «Вороны и воробьи»
5. игры на чувство коллектива

5. Концертная деятельность
9

Участие в праздниках, концертах, фестивалях. Концерт для родителей в
конце года.
По истечение 1-го года обучения учащиеся:
- овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике
громкостной динамики и нижнереберно-диафрагмального дыхания;
- будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;
- будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с
сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной
группы);
- будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической
культуры;
- будут стремиться идти на коммуникативные контакты с взрослыми и со
сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;
- смогут различать несложные ритмические рисунки;
- будут знать, и уметь выполнять элементарные артикуляционные
упражнения;
- владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в
интонировании;
- получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных
упражнений

Учебно-тематический план.
2 год обучения
Практика

Вводное занятие.
1
Развитие голоса
1.1 Фонопедические упражнения.
1.2 Дыхательная гимнастика.
1.3 Пение учебно-тренировочного
материала.
1.4. Алгоритмы
2
Вокально-хоровая работа.
2.1 Пение произведений.
2.2 Работа с микрофоном.

Кол-во часов
Теория

Название раздела, темы

Всего

№

1
27
6
9
9

1
5
1
1
3

22
5
8
9

9
6
3

3
36
32
9

3
68
38
12

Формы
аттестации/
контроля

Опрос,
наблюдение

Концерт,
наблюдение,
10

2.3

Репетиционный процесс.

18

3
4.

Хоровое сольфеджио.
Основы
сценической
речи,
образа и движения
Релаксация.
Артикуляционная гимнастика.
Музыкально-ритмические
движения
Игры на развитие актерских
способностей
Концертная деятельность

12
30

9
3

3
21

Опрос, тест

3
9
9

1
2
3

2
10
6

Опрос,
наблюдение

9

3

6

4.1
4.2
4.3
4.4
5.

опрос

6

6

Концерт,
прослушивание

144ч 27ч 117ч

Содержание курса.
Вводное занятие. Правила техники безопасности
Теория: Правила обращения с техническими средствами обучения, гигиена
голоса, правила поведения на дороге, режим занятий, требования к
внешнему облику учащегося

1. Развитие голоса.
1.1. Фонопедические упражнения.
1. «Страшная сказка»
2. «Скрип» (унисон)
3. «Вопросы – ответы»
4 . «Бронтозаврик»
5. Штро – бас с переходом на звук
6. «От шепота до крика»
1.2 Дыхательная гимнастика.
Разучивание гимнастики для детей в стихотворной форме с игровыми
элементами.
1. «Аромат»
2. «Подсолнух»
3. «Одуванчик»
4. «Проветривание чердака»
5. «Хомячок» - освобождение нижней челюсти
6. « Квашенка»
7. « Уборка»
1.3.Пение учебно-тренировочного материала.
Повторение музыкальных пальчиковых игр.
1. «Утро в деревне»
11

2. «Звуковая дорожка»
Разучивание песенного материала по методике Д.Е. Огородного.
1.4. Алгоритмы
По методике Д.Е. Огородного №1 №2 №3

2. Вокально-хоровая работа.
2.1.Теория. Знакомство с дирижерскими жестами. Динамические оттенки.
Обучение постоянному контролю за певческой установкой.
Умение слушать себя и товарищей.
Практика. Подбор репертуара с элементами двухголосия. Каноны.
2.2 Работа с микрофоном.

3.Хоровое сольфеджио.
Сентябрь, октябрь: Повторение пройденного материала 1 года обучения.
Название нот. Нотная запись.
Ноябрь, декабрь:
Длительности: восьмая, четвертная, половинная, целая.
Счет: 2\4 3\4 4\4
Январь. Февраль, март:
Устойчивые, неустойчивые звуки мажора (на основе тональности до мажор,
до минор)
Тон, полутон, «столбица» Строение мажорного лада.
Мажорное, минорное трезвучие. «Хоровой веер».
Апрель, май: Интервалы. Скачки от неустойчивых звуков к устойчивым.
Повторение пройденного.

4.Основы сценической речи, образа и движения.
4.1 Релаксация.
Комплекс упражнений профессора Джекобсона.
4.2 Артикуляционная гимнастика.
Комплекс упражнений по методике В. Емельянова
1.«Щеточка» 2.«Иголочка»
Комплекс игровых упражнений вокально-коррекционная деятельность
Составитель Т.В. Лобанова
4.3. Музыкально – ритмические движения.
Освоение элементов музыкальной выразительности, танцевальная
импровизация под музыку. По книге М. А. Михайловой
«Творчество в движениях, пантомиме»
1. «Превращения» 2.«После дождя» 3.«Любящие родители»
Разучивание комплекса разминки с дыхательными упражнениями.
4.4.Игры на развитие актерских способностей.

12

Научить передавать эмоциональное состояние радости, восторга, страха,
удивления и т.д.
1.«Кошка и воробей» 2.« Волк и коза»
3. «Три медведя» 4.« Где я?» 5. игры с зеркалом.
Инсценировки небольших сказок.
5. Концертная деятельность
Показ инсценированной сказки. Участие в выступлениях. Концерт для
родителей в конце учебного года.
По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть
следующими знаниями и умениями:
- владеть основами громкостной динамики и элементами техники
нижнереберно-диафрагмального дыхания;
- уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;
- знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;
- владеть элементами вокализации, навыками свободного взора,
индивидуальной культурой танца;
- уметь соединять элементарные движения с песней;
- без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками;
- уметь работать с микрофоном;
- приобретут положительный социальный опыт творческой деятельности.

Учебно-тематический план
3 год обучения.
Практи
ка

Вводное занятие.
1
Развитие голоса
1.1 Фонопедические упражнения.
1.2 Дыхательная гимнастика
1.3 Пение учебно-тренировочного
материала.
1.4. Алгоритмы
2
Вокально-хоровая работа.
2.1 Пение произведений.
2.2 Работа с микрофоном.
2.3 Репетиционный процесс.

Кол-во часов
Теория

Название раздела, темы

Всего

№

1
42
6
9
24

1
11
1
1
9

31
5
8
21

3
98
50
12
36

12
9
3

3
86
41
9
36

Формы
аттестации/
контроля

Опрос,
наблюдение

Концерт,
наблюдение,
опрос
13

3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5.

Хоровое сольфеджио.
Основы сценической речи,
образа и движения
Артикуляционная гимнастика.
Дикция и декламация
Основы танцевально-ритмических
движений
Упражнения на развитие актѐрских
способностей. Инсценировки
Концертная деятельность

12
51

9
9

3
42

Опрос, тест

3
12
18

1
2
3

2
10
15

Опрос,
наблюдение

18

3

15

12

12

Концерт,
прослушивание,
конкурсы,
фестивали

216ч 42ч 174ч

Содержание курса
Вводное занятие. Правила техники безопасности
Теория: Правила обращения с техническими средствами обучения, гигиена
голоса, правила поведения на дороге, режим занятий, требования к внешнему
облику учащегося

1. Развитие голоса
1.1.Фонопедические упражнения.
10 упражнений из первого цикла по системе Д.Е. Огороднова.
1.2. Дыхательная гимнастика.
С движением головы “Болванчик”
С движением корпуса “насос”
Цикл упражнений для закрепления пения на дыхании.
1.“Лошадка”2.“Шприц”3.“Голубь”
Цикл упражнений для развития мягкого неба
1.“Зевок”2.“Диалог поросят”3.“Греческие крики”
1.3.Пение учебно-тренировочного материала.
Использование двухголосных попевок, канонов
Уметь применять навыки голосообразования.

2. Пение произведений.
Теория: Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении.
Особенности произношения согласных при исполнении произведений.
Приактика: Разучивание разнохарактерных произведений с использованием
двухголосия. Умение использовать грудной и головной резонансы.

3. Хоровое сольфеджио.
14

Сентябрь, октябрь; повторение пройденного материала, ритм, такт, затакты,
ритмические группы, синкопы.
Ноябрь, декабрь; усвоение минорного лада, хроматизм, повторение
пройденного.
Январь, февраль, март; тонические трезвучия в любых тональностях, T-S-D в
любых тональностях.
Апрель, май; закрепление пройденного материала, сольминация.

4. Основы сценической речи, образа движения.
4.1.Артикуляционная гимнастика.
теория: Усвоение цикла по системе Емельянова.
практика: Упражнение на корень языка:
1. «Собачка спит» 2.«Лягушка» 3.«Щелчки языком» 4.«Пассажир в автобусе»
4.2.Дикция и декламация.
1.Кричалка «Еду на танке" 2.Шалтай-болтай 3.Голосянка
Скороговорки, чистоговорки, освоение декламаций на дыхании.
4.3.Основы танцевально-ритмических движений.
Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений
современных танцев.
4.4.Упражнения на развитие актерских способностей.
Упражнения с платочком, реквизитом, инсценировки.

5. Концертная деятельность.
Показ музыкальной постановки. В конце года концерт для родителей. В
течение года участие в мероприятиях, конкурсах, спектаклях.
По истечении 3-го года обучения дети должны овладеть
следующими знаниями и умениями:
- знать строение артикуляционного и голосового аппарата;
- уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;
- уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- владеть элементами вокализации, навыками свободного взора,
индивидуальной культурой танца;
- уметь работать с микрофоном;
- приобретут положительный социальный опыт творческой деятельности.

Комплекс организационно-педагогических условий
Основные формы и методы обучения.
В качестве методов работы избраны следующие: творческий, игровой, метод
импровизации, наглядности и словесный метод.
15

Творческий метод используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический
метод,
определяющий
качественно
результативный показатель ее практического воплощения. Творчество
понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому
ребенку и поэтому всегда новое.
Игровой метод - целью является не менять и переделывать ребенка, не учить
его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность
ребенку быть самим собой.
Метод импровизации – умение использовать свое воображение и совмещать
его с уже приобретенными знаниями и навыками.
Метод наглядности - наглядная демонстрация формируемых навыков
(практический показ).
Словесный - словесное (образное) объяснение, сочетающееся с правильным
показом.
Условия реализации программы
Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Сцена
амфитеатром, для удобного расположения. Для обеспечения учебного
процесса по программе необходимо следующее оборудование:
• Ноутбук;
• Синтезатор;
• Микшерный пульт;
• Микрофон проводной;
• Колонки;
• Стойка для микрофона
• Зеркала;
• Деревянные ложки
• Предметы для театрализации( шарики, палочки, платки, )
• Аудиозаписи;
• Видеозаписи;
• Схемы устройства голосового аппарата;
• Схемы артикуляции звука;
• Концертные костюмы
• методические разработки занятий и сценариев мероприятий;
• методическая литература.

16

Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы представлены в данной таблице:
Виды
контроля
Вводный

Текущий

Итоговый

Текущий

Итоговый

Текущий

Итоговый

Формы
контроля

Знания, умения, навыки

1 год обучения
Контрольные Диагностика певческого голоса:
прослушивани диапазон, слух, чувство ритма, сила
е
голоса.
Беседа.
Уровень музыкальной подготовки.
Контрольные Развитие слуха, музыкальная память,
задания.
правильное произношение гласных и
согласных.
Чувство ритма, умение вступать
вовремя под аккомпанемент.
Отчѐтный
Развитие диапазона, выразительность
Концерт.
исполнения, чистота интонации,
процесс звукообразования.
Сценический образ.
2 год обучения
Наблюдение. Охрана и гигиена голоса, правильное
Концертная
дыхание, приѐмы артикуляции и
деятельность. дикции.
Конкурсы.
Лѐгкий вдох, мягкая атака, чистота
интонации, тембр и диапазон
голоса,владение техникой вокала.
Концертная
Выразительность исполнения, чистота
деятельность. интонации правильное дыхание,
Отчѐтный
сценическое движение, работа над
Концерт.
художественным образом произведения,
пение под сопровождение фонограммы.
3 год обучения
Наблюдение. Охрана и гигиена голоса, правильное
Концертная
дыхание, приѐмы артикуляции и
деятельность; дикции.
Конкурсы.
Лѐгкий вдох, мягкая атака, чистота
интонации, тембр и диапазон голоса,
владение техникой вокала.
Концертная
Выразительность исполнения, чистота
деятельность. интонации правильное дыхание,
Отчѐтный
сценическое движение, работа над
Концерт.
художественным образом произведения,
пение под сопровождение фонограммы.

Сроки

Сентябрь

Январь
Март
Май

Январь,
Апрель

Май

Январь,
Апрель

Май

17

Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков
для детей 10-15 лет
№

Крите
рии

2

3

Особенности голоса

1

6

7

8

Развитие звуковысотного слуха

5

Развитие
дыхания

4

Показатели
Певческий диапазон

Низкий
Диапазон в пределах 2-3
звуков

Сила звука

Голос слабый

Особенности тембра

В голосе слышен хрип
или сип. Голос тусклый.
невыразительный
Менее 13 сек

Уровень
Средний
Диапазон в пределах
возрастной нормы (реси)
Голос не очень
сильный, но ребѐнок
может петь
непродолжительное
время достаточно
громко.
Нет ярко-выраженного
тембра. Но старается
петь выразительно
13 – 15 сек

Менее 14 сек

14 – 16 сек

Продолжительность
дыхания (звуковая
проба «М»)
Задержка дыхания на
вдохе (гипксическая
проба)
Музыкальнослуховые
представления

Точность
интонирования

Звуковысотный слух

Пение знакомой
мелодии с поддержкой
голоса педагога.
Неумение пропеть
незнакомую попевку с
сопровождением после
многократного еѐ
повторения.

Пение знакомой
мелодии с
сопровождением при
незначительной
поддержке педагога.
Пение малознакомой
попевки с
сопровождением после
3-4 прослушиваний.
Интонирование мелодии Ребѐнок интонирует
голосом так таковое
общее направление
отсутствует вообще и
движения мелодии.
ребѐнок воспроизводит
Возможно чистое
только слова песни в еѐ интонирование 2-3
ритме или интонирует
звуков.
1-2 звука.
Не различает звуки по
Различение звуков по
высоте.
высоте в пределах
октавы и септимы.

Высокий
Широкий диапазон по
сравнению с нормой
Голос сильный.

Голос звонкий, яркий.

Более 15 сек

Более 16 сек

Пение знакомой
мелодии с
сопровождением
самостоятельно. Пение
малознакомой попевки
с сопровождением
после 1-2
прослушиваний
Чистое пение
отдельных фрагментов
мелодии на фоне
общего направления
движения мелодии.

Различение звуков по
высоте в пределах
сексты и квинты.

18

Диагностика вокально-хоровых навыков
вокальная группа «TUR-NEPS»
Дата диагностирования 06.02.2023г
№
П/П

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Фамилия, имя
ребѐнка

Певческий
диапазон

Сила
звука

Особенно
сти
тембра

Адиева Яна
Анкушина Дарина
Бутченко Катя
Зуйкова Алина
Лазарева Катя
Лысых Полина
Мамаева Катя
Марычева Василиса
Мик Аня
Хайруллина Лера
Шепелева Соломия
Шмидт Катя

2
2
1
3
2
2
3
3
3
2
1
3

1
2
2
2
1
2
3
3
3
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2

Продол
жительн
ость
дыхания
(Звукова
я проба
«М»)
2
2
3
2
2
2
2
2
3
1
2
2

_1_ - Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
_9__ - Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
_2_ - Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень - 2 балла
Высокий уровень - 3 балла

8 – 12 балла
13– 19 балла
20 – 24 балла

низкий уровень
средний уровень
высокий уровень

Задержка
дыхания
на вдохе
(гипоксич.
проба)

Точност
ь
интонир
ования

Звуковы
сотный
слух

Уровень

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
1
3
2
3
2
3
3
1
1
2

2
3
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2

13
15
13
16
13
15
16
18
20
12
12
15

Диагностическая методика разработана на
основе методик Н.А. Ветлугиной
(Уровень музыкального развития детей,
раздел Пение).
К.В. Тарасовой (Развитие звуковысотного
слуха).
О.П.Радыновой (Развитие музыкальнослуховых представлений).
М.Л. Лазарева (Уровень развития дыхания)

Структура занятия:
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1.
Вводная часть.
2.
Основная часть.
3.
Заключительная часть.
1.
Вводная часть (3 минуты):
Музыкальное приветствие, коммуникативные игры для создания
положительного эмоционального настроя.
2.
Основная часть (15-20 минут):
Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового
аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений:

19

-упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание
(правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и
стоя);
-дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать
слова);
-упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение
(развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая
атака звука, приѐмы звуковедения на legato, non legato, staccato, выработка
кантиленного пения);
-упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения
мелодии, понятие высоты звука);
-упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения
опираться на устойчивые ступени лада);
-вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения
навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи
при произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);
- попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
- упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими
оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение,
выработка активного piano);
-упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с
ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому
изображению).
Работа над песней (один из этапов).
1 этап. Разучивание песни.
-знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа
о характере, образном содержании, элементах выразительности;
-разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре,
сначала без сопровождения, потом с сопровождением).
2 этап. Закрепление текста.
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее звучание;
-пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют); игра «Я и вы»
(перемежающееся пение по цепочке).
3 этап. Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля –
интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и
др.).
20

-пение на звук «у» для выравнивания унисона;
-пение a capella для установления чистого хорового строя;
-пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией
для уточнения интонации;
- моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно
сложном фрагменте;
-метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание,
направленное на восприятие и запоминание звукового эталона подражания;
- использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и достижения ритмического ансамбля;
-пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого
темпового ансамбля;
-вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания;
задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому педагогом,
для достижения тембрового и интонационного единства. Пение по фразам
вслух и про себя для понимания структуры песни.
4 этап. Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа
звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной
выразительности).
- пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога; игра «Спрячем
мелодию» (пение про себя и вслух);
- игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету,
припевы можно вместе);
-игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок);
-игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки
(поет ребенок, у которого игрушка);
-игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется «волшебная
палочка»);
-пение с жестовым сопровождением;
- игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»); игра «Фабрика
звезд» (пение с микрофоном);
- инсценирование песен;
- пение от лица разных персонажей.
5 этап. Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным
исполнением песни).
-пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его
более эмоциональным и запоминающимся;
- пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в
соответствующем характере, темпе, динамике;
21

-пение с ритмическим аккомпанементом с использованием
детских
музыкальных инструментов;
- подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации).
Хоровое сольфеджио.
3.
Заключительная часть. (5 минут)
Подведение итога занятия. Музыкальная игра. Прощание.
Работа с родителями:
- родительские собрания,
- консультации индивидуальные и групповые,
- совместная работа в проектной деятельности,
- привлечение родителей (законных представителей) к участию в конкурсах,
концертах,
- наглядная информация,
- проведение совместных праздников и развлечений.

Список литературы.
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. "30 музыкальных занятий" 2002г
2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения (2005г)
3. Бархатова И.Б. "Гигиена голоса" (2010г)
4. Гонтаренко Н.Б." Сольное пение" (2007г)
5. Дмитриева Л.Г. "Методика музыкального воспитания в школе" (1998г)
6. Емельянов В.В. «Развитие голоса координация и тренинг» (2000г)
7. Иванников В.Ф. "Методика поточного пения" (2005г)
8. Мерзлякова С.И. « Фольклор – музыка – театр»(1990г)
9. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» (1997г)
10. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей (2005г)
11.Огороднов Д.Е. «Вокально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе» (1980г)
12. Огороднов Д.Е. «Методика комплексного музыкально-певческого
воспитания»
13. Самарин В.А. Хороведение (1998г)
14. Струве Г.А. "Школьный хор" (1981г)
15. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности» хоровое сольфеджио
(1997)
16. Чурилова Э.Г. « Методика и организация театральной деятельности
дошкольников».
https://www.youtube.com/watch?v=im_rInw8pLQ
https://www.youtube.com/watch?v=09unjhm-uP4
22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».