Нейрографика

Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
1.2 Актуальность и новизна дополнительной образовательной программы
1.3 Цели и задачи
1.4 Ожидаемые результаты и формы подведения итогов реализации
программы
3.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
4. Содержание дополнительной образовательной программы
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
5.1 Методы и формы организации воспитания и обучения
5.2 Дидактический материал, техническое оснащение занятий
5.3 Формы подведения итогов занятий
Заключение
Литература

2. Пояснительная записка
Дополнительная

образовательная

общеразвивающая

программа

«Нейрографика» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Реализация
требований санитарных правил на практике, должна обеспечить здоровье
сберегающие условия воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи. (от 28.09.2020)
СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения

новой

коронавирусной

инфекции

(COVID-19)"

(от

30.06.2020)
2.1 Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Нейрографика» имеет художественную направленность
2.2 Актуальность и новизна дополнительной образовательной
программы
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в
поисках композиционных решений.
Использование элементов Арт-терапии в оптимальном сочетании с другими
методами и приёмами оказывают благотворное влияние на развитие личности,
её творческого потенциала, художественных способностей, нравственноэстетического развития детей, повышают у них интерес к изобразительной

деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда
ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.
Благодаря нейрографике ребенок легко и естественно может выражать свои
впечатления

о мире,

уходя

от стереотипов,

вырабатывая

осознанное

мышление. Рисование - это творческий процесс, позволяющий ребёнку
ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства,
мечты и надежды, освободиться от конфликтов и сильных переживаний.
Организация обучения:
Программа «Нейрографика» рассчитана на детей в возрасте от 12 до 17
лет.
Срок реализации программы - 1 год обучения. Программа рассчитана на 160
часов в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю – 2 занятия по 2
академических часа, 1 занятие – 1 час.
Форма занятий групповая.
Для каждой разработки занятий учитываются психологические особенности
возрастной группы.
2.3 Цели и задачи программы
Цель

программы:

Создание

условий

для

самореализации

ребенка,

воплощения в художественной работе своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомство детей с основами метода нейрографика.
- Обучение умению передавать свои чувства и мысли посредством
нейрографической линии и фигур.
- Обучение основам цветоведения.
- Обучение основам композиции.
Развивающие:
- Развитие художественного вкуса, фантазии.
- Развитие у детей чувства цвета, зрительной памяти, объемного мышления.
- Развитие творческой активности и инициативы.

-

Развитие

умения

строить

композицию,

организуя

смысловые

и

композиционные связи в своих работах.
- Развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование
адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- Развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
- Развитие навыков рефлексии.
- Поиск внутренних ресурсов.
Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в
окружающем мире.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Воспитывать самостоятельность в работе.
Принципы обучения:
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип доступности обучения.
- Принцип наглядности.
- Принцип целенаправленности.
2.4 Планируемые результаты и формы подведения итогов
Планируемые результаты программы:
Предметные:
- Овладение детьми основами метода нейрографика.
- Умение передавать свои чувства и мысли посредством нейрографической
линии и фигур.
- Овладение основами цветоведения.
- Овладение основами композиции.
Метапредметные:
- У детей формируется художественный вкус, развиваются творческие
способности.
- Развивается объемное мышление.

- Повышение творческой активности и инициативы.
- Дети умеют строить композицию, организуя смысловые и композиционные
связи в своих работах.
Личностные:
-

У детей развивается чувство прекрасного, умение видеть красоту в

окружающем мире.
- Развивается самосознание, формируется адекватная самооценка, повышается
уверенность в себе.
- Формируется умение работать в коллективе.
- Развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- Открытые занятия для родителей;
- Участие в мероприятиях разного уровня;
- Участие в районных и внутри школьных выставках;
- Участие в различных конкурсах детских работ.
3. Учебно-тематический план по нейрографике
Кол-во часов
№
1

Название разделов и тем
Вводное

занятие.

Введение

в

прак аттестации/

все

тео

го

рия тика контроль

2

2

0

изучаемый предмет.
2

Азбука нейрографики.

Формы

Собеседован
ие

18

4

14

2.1 Нейрографическая линия.

4

1

3

Наблюдение

2.2 Скругление углов.

6

1

5

Наблюдение

2.3 Фигуры в нейрографике

8

2

6

Наблюдение

34

9

25

3

Нейроколор.

3.1 Разговор о цвете.

12

4

8

Наблюдение

3.2 Благодарность

15

3

12

Выставка
работ

3.3 Волшебные круги

7

2

5

Выставка
работ

4

Архетипирование

в 29

7

22

нейрографике.
4.1 Снятие ограничений

5

1

4

Наблюдение

4.2 Нейроскетчинг

12

2

5

Наблюдение

12

3

9

Выставка

4.3

Коллаж

работ
5

Нейроарт.

10

34

гармоничной 12

3

9

Наблюдение

5.2 Автопортрет

17

4

13

Наблюдение

5.3 Нейродерево.

15

3

12

Выставка

5.1 Правила

44

композиции.

работ
6

Нейроцель.

31

8

23

6.1 Рассказ обо мне. Мои мечты

15

3

12

Наблюдение

6.2 Групповой коллаж

16

4

12

Наблюдение

2

0

2

Выставка

7

Итоговое занятие.

работ
Итого:

160

40

120

Содержание программы
На занятиях объединения обучающиеся научатся рисовать свой удивительный
мир, изучат различные приёмы рисования и составления разнообразных фигур
на листе бумаги с помощью карандаша, ручки или фломастера.
Вследствие применения метода рисования нейрографика:
- развивается моторика рук;
- приходит вдохновение (статичную картинку-эмоцию-мысль мы переводим в
динамическое состояние);
- визуально запоминается то, что нарисовали;
- развивается креативное мышление и способность принимать нестандартные
решения.
Программа разработана таким образом, чтобы на ознакомительном уровне
владения техникой можно было освоить нейрографический рисунок и при
этом получить результаты, понимать, чувствовать и переживать.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой. Особенности обучения нейрографике.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом. Знакомство детей
друг с другом. Правила техники безопасности. Правила противопожарной
безопасности.
Раздел 2. Азбука нейрографики.
Тема 2.1. Нейрографическая линия
Теория:

Нейрографическая линия, ее особенности. Связь с природой, с

человеческим сознанием.
Нейролиния – линия, которая не похожа сама на себя на каждом участке
своего движения, и мы ведем её туда, где не ожидаем увидеть. Рисование
нейролиний может вызвать разные реакции и эмоции. У кого-то это
удовольствие и радость от возможности проявить свою суть на бумаге, а у
кого-то злость, отчаяние и даже агрессия, потому что слишком долго эти
эмоции не находили выхода в жизни. Нейрографическая линия – это

инструмент, который позволяет идти в глубину своего сознания. Позволяет
изображение

сделать

ощущением,

перевести

схему

в

рисунок,

индивидуализировать любое изображение. Ни один фрагмент этой линии не
похож на другой фрагмент. Если представить, что нейрографическая линия
– это мысль, то мы начинаем мыслить оригинально, а не по привычке и
шаблону, как было ранее.
Принцип сопротивления при рисовании нейролинии.
Когда мы рисуем нейролинию, то ведем её не в том направлении, куда
тянется рука, следовательно, приходится преодолевать сопротивление.
Практическое задание. Дети учатся рисовать нейрографическую линию,
изначально, используя фотографии волн, облаков, разрыва молний во время
грозы и т. д. Затем, самостоятельно заполняют лист нейролиниями, пересекая
их, проводя в различных направлениях.
Тема 2.2. Скругление углов.
Теория: В пересечениях нейролиний образуются острые углы. Это, своего
рода, конфликты, опасность в нашем подсознании. Поэтому их необходимо
скруглять, обходя острые углы, так, чтобы рисунок получился плавным, все
линии – четкие, без зазубрин. Демонстрируются способы скругления
пересечений.
Практическое задание. Учащиеся на своих заполненных нейролиниями
листах скругляют все пересечения, дорабатывают сами линии.
Тема 2.3. Фигуры в нейрографике.
Теория: Фигуры в нейрографике: квадраты, круги и треугольники. Что они
символизируют.
Нейрографика

использует

силу

геометрических

фигур

для

связи

с

подсознанием. Представляя жизнь через нейрографическую композицию
фигур,

соединенных

линиями.

Геометрические фигуры, такие как квадраты, круги и треугольники,
обладают архетипической энергией, которая глубоко заложена в нашем
коллективном бессознательном. Нейрографика использует этот факт для

передачи смысла в подсознания через эти мощные символы. Эти простые
визуальные образы, в сочетании с нейрографической линией, могут описать
всю

полноту

окружающего

пространства

нашему

подсознанию.

Круг представляет солнце, которое часто ассоциируется с теплом, светом
и ростом урожая. Он символизирует жизненную силу, и его присутствие
излучает позитив, так же круг представляет безопасность и гармонию.
Помимо самого круга, в нейрографических композициях также используются
такие

его

разновидности,

как

полукруги,

спирали

и

овалы.

В нейрографическом искусстве квадрат признан символом надежности и
организованности. Его включение в композицию передает ощущение
обоснованности, стабильности, укрепления, заземления - качества, которые
часто ищут в жизненных событиях и ситуациях.
Треугольники - распространенная геометрическая фигура, используемая в
нейрографике для передачи ощущения активности и движения. Они часто
символизируют агрессивное отношение к событию, теме, действию или
ситуации

и

ассоциируются

с

лидерской

компетентностью.

В

нейрографической композиции треугольники используются для придания
энергии, драйва и движения.
Практическое задание. Создание композиции из кругов и нейролиний.
Скругление пересечений. Введение цвета.
Раздел 3. Нейроколор.
Тема 3.1. Разговор о цвете.
Теория: Введение цвета в рисунок – это очень важный этап в создании
нейрорисунка, и он есть в каждом алгоритме нейрографики. Нейроколор
использует систему из 5 элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода.
Каждый

элемент

обладает

особыми

свойствами,

ему

соответствует

определенный возрастной период, и он имеет свой цвет.
Дерево. Этому элементу соответствует зеленый цвет. Дереву присущи
легкость и открытость ко всему новому.

Огонь. Этому элементу соответствует красный цвет и близкие к нему оттенки:
бордовый, розовый. Элемент несет в себе такие качества, как азарт, страсть,
отсутствие страха, смелое проявление себя в этом мире.
Земля. Этому элементу соответствуют желтый, оранжевый, охристый цвета.
Земля несет в себе много осознанности, понимания зачем ты пришел в этот
мир, чем тебе заниматься, чем ты полезен.
Металл. Этому элементу соответствуют коричневый, серебристый, серый
цвета. Ему присущи сухость, непоколебимость и уверенность.
Вода. Этому элементу соответствует темно-синий цвет и всевозможные
оттенки фиолетового. Вода про мудрость, глубину, спокойствие.
Практическое задание. 1 этап. Рисуем схему нейроколора с описанием
элементов. 2 этап. Создаем новую нейрографическую композицию при
помощи кругов и линий. Осознанно, с помощью элементов нейроколора
вводим цвет, объединяя по несколько ячеек одним цветом.
Тема 3.2. Благодарность.
Теория: Изучение алгоритма благодарности.
Когда мы что-то или кого-то благодарим, то начинаем по-другому смотреть
на жизнь. Мы отдаем свою энергию, и получаем энергию в ответ - ту же
самую благодарность только уже от других людей, вещей, мира.
Благодарность дает нам силы жить дальше, видеть самое лучшее в жизни.
Рисуя

благодарность

произведение

в

искусства,

нейрографике,
которое

будет

можно

создать

являться

уникальное

символом

вашей

признательности.
Практическое задание. Алгоритм Благодарность начинается с выбора темы и
цветовой гаммы. Выбираем наиболее выразительные цвета, которые будут
передавать

благодарность

и

радость.

Размещаем

основную

идею

благодарности в центре работы, а затем снабжаем ее дополнительными
элементами, которые помогут передать эмоции и чувства, связанные с
благодарностью. Дети создают не менее трех работ с разными темами
благодарности.

Тема 3.3. Волшебные круги.
Теория: Изображение кругов в нейрографике.
Эта тема дает ощущение внутренней гармонии, успокоения и хорошего
настроения. Круг на языке нейрографики олицетворяет солнце. Этой форме
приписываются такие значения, как безопасность и гармония.
Практическое задание. Задаем себе тему: что на данный момент больше всего
волнует, в чем бы хотели обрести гармонию и спокойствие. Рисуем круги, не
считая, заполняем ими весь лист. Круги могут располагаться на рисунке как
угодно: быть рядом, пересекаться, заходить один на другой. Ведь в нашей
жизни все пересекается. Только не всегда мы связываем одно с другим. После
этого следует все углы, пересечения линий, округлить. Этим самым мы
сглаживаем процесс решения, обозначенного в этом круге вопроса. Вводим
цвет. Рисуем линии поля. Обозначаем фигуру стабилизации.
Раздел 4. Архетипирование в нейрографике.
Тема 4.1. Снятие ограничений.
Теория: Алгоритм снятия ограничений. Архетипирование в нейрографике.
Во время нейрографического рисования мы создаем на бумаге множество
«ячеек», каждая из которых в нашем сознании несет свой собственный
смысл. Чтобы не потеряться в этом множестве, мы и объединяем
определенные смыслы в группы. На бумаге это выглядит, как закрашивание
нескольких «ячеек» одним цветом. Архетипирование в нейрографике еще
называют этапом больших фигур. Это когда рисующий берет цветной
карандаш и начинает закрашивать вместе целые области своего рисунка.
Таких областей на одном рисунке может быть несколько.
Алгоритм Снятия Ограничений решает наиболее важную задачу для любого
человека. Он снимает ограничения в нашем мышлении и открывает глаза на
возможные пути решения ситуации, которые мы до сих пор в упор не видели.
Практическое задание.
1. Этап - актуализация проблемы.

2. Выброс. Необходимо в треугольной форме резко и быстро не
задумываясь выплеснуть ручкой произвольно на бумагу эмоции.
3. Округление.
4. Далее цветными маркерами/карандашами закрашивается произвольно и
интуитивно участки.
5. Линии поля. После обозначается одна или несколько линий более
толстым и насыщенным цветом. Они выглядят основными в рисунке.
6. Всему созданному дается фиксация. Теперь необходимо найти дугу,
которую вам бы хотелось превратить в большой круг. Провести и
обозначить его.
Тема 4.2. Нейроскетчинг.
Теория: Что такое скетчинг, нейроскетчинг. Техники нейроскетчинга.
Скетчинг - искусство делать быстрые зарисовки. Нейроскетчинг - это
метод быстрого рисования с целью достижения быстрых изменений
состояния, в отличии от обычного скетчинга в ней используются нейролинии
различного вида, и даже штриховки, что конечно, влияет на состояние и
конечный

результат. Нейроскетчинг применяется

при

рисовании

геометрических фигур и их композиций, рисования объектов с натуры
(портрет, пейзаж, натюрморт). Нейроскетчинг учит мгновенно считывать
впечатление и переносить его на бумагу. Техники Нейроскетчинга связаны не
только с быстрым рисованием, но и с работой с конкретными
изображениями,

а

также

с

конкретными

видами

линий.

Практическое задание.
1. Работа с репродукциями картин известных художников. Учащимся
раздаются заранее распечатанные репродукции, на которых они
нейрографируют образы, фигуры, вводят новые линии, создавая при
этом

неповторимые

индивидуальность.

творческие

работы,

привнося

свою

2. Создание собственной цельной композиции с применением быстрых
зарисовок с натуры. Завершаем работу в технике нейрографического
рисунка.
Тема 4.3. Коллаж.
Теория: Что такое коллаж? Техника создания коллажа. Материалы.
Коллаж – это приём, заключающийся в создании живописных или
графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу
предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллаж – это инструмент, который помогает понять себя, войти в
контакт со своим «Я», понять истинные цели и желания, и их отражение в
материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и
обнаружить свои внутренние затруднения. Создавая коллаж человек,
размышляет о жизни, целях которые желает достичь, понимая, что важно
для него. Во время работы с коллажем происходит упорядочивание мыслей,
релаксация,

человек

настраивается

на

лучшее

в

своей

жизни,

актуализируются внутренние ресурсы личности.
Методом

коллажа

изо-продукт

создается

посредством

различных

элементов, которые наклеиваются на основу, накладываются друг на друга
или включаются в состав живописной композиции. Материалы, используемые
при составлении коллажа разнообразны: бумага для основы (иногда
предпочтительнее использовать ватман), ножницы, клей, мелки, карандаши,
фломастеры, журналы, газеты; также можно использовать реальные
фотографии с изображением конкретных людей, собственные фотографии
и т.д.
Практическое задание. Коллаж на тему: «Коллаж мечты»
Раздел 5. Нейроарт.
Тема 5.1. Правила гармоничной композиции.
Теория: Основы композиции. Построение композиции в нейрографическом
рисунке.

Нейрографика, как и любое искусство подчиняется определенным правилам
композиции, но со своими особенностями. С помощью композиции мы можем
выделить главное, расставить приоритеты, соотнести величины. Найти
связи между объектами. Гармонично их расположить, увязать между собой.
Получить представление о том, как это для нас, либо создать новое
представление. Объединив фигуры нейрографированием и округлением, мы
получаем в итоге одну сложную фигуру.
Основным законом композиции является золотое сечение. Именно оно
определяет гармоничное строение вселенной, в которой все на своем месте,
все друг с другом находится в согласованном взаимодействии и ничто друг
другу не мешает, не спорит друг с другом. Мы можем внести на лист любое
количество объектов. Все зависит от нашего внутреннего состояния в
данный момент и понимания выбранной темы. Чтобы объекты не «толкали»
друг друга, нам и полезно знать закон золотого сечения. Если вдруг места
становится маловато, то всегда можно доклеить еще листы. Золотое
сечение рождает понятие третей. Правило третей помогает найти центры
главных фигур в композиции рисунка. В ходе рисования главенство фигур
может сильно сместиться. Но начало при моделировании желаемой
ситуации мы задаем осознанно. Нужно разделить лист по вертикали и
горизонтали на три равные части. При поиске центров главных фигур всегда
стоит помнить, что нейрографика не поддерживает симметричных
изображений, если, конечно, для этого нет какого-то особенного смысла и
цели. Симметричны композиции задают стабильность. Асимметрия дает
динамику, движение.
Обозначая в самом начале наиболее важные фигуры, приходим к
пониманию, что одно главное, а другое второстепенное. Главные фигуры
задают акценты, то, что лучше всего видно и сразу бросается в глаза. Все
остальное вращается вокруг них.
Контрасты и нюансы появляются при распределении объектов по

различным планам изображения. На заднем плане элементы более размыты.
Здесь больше нюансов. На переднем плане все четче и контрастней.
Практическое

задание.

Дети

создают

схематически

различные

композиционные решения на примере репродукций известных картин.
Тема 5.2. Автопортрет.
Теория: Что такое автопортрет. Автопортреты знаменитых художников
(Гогена, Леонардо да Винчи, Ван Гога, Пабло Пикассо и др.). Понятие
самопознания.
Автопортрет – это портрет самого себя. Бывают автопортреты
живописные,

литературные,

скульптурные.

Работа

с

автопортретом может способствовать проникновению в подсознание, тем
самым дает возможность осознать свои чувства и потребности. Любой
художник вкладывает в каждое своё творение частичку себя. Нередко
живые существа, изображаемые на рисунке, даже могут быть откровенно
похожи на автора работы. По цветовой гамме, построению композиции,
сюжетам изображений можно с лёгкостью «читать» эмоциональное
состояние художника, его характер, настроение. Пожалуй, сложно
представить себе более действенный способ познания собственного «Я», чем
рисование автопортрета. Ведь, рисуя самого себя, человек волей-неволей
пускается в самоанализ, обнажает свои слабости, подчёркивает те
качества, которые считает преимуществом, выплёскивает накопившийся
стресс, высказывает, в конце концов, собственное мнение о себе.
Практическое задание.
1. Нарисовать серию рисунков, выражающих собственное Я через
ассоциативный ряд: Я – растение, Я – животное, Я – сказочный герой и
т.д.
2. Работа с собственными фотографиями в технике нейрографического
рисунка.
Тема 5.3. Нейродерево.
Теория: Алгоритм «Нейродерево».

Древо, как принято называть алгоритм роста, является архетипическим
образом,

который

присутствует

в

разных

мировых

традициях

и

олицетворяет метафору человека, где корни это бессознательное, ствол
древа это личность, плоды - это будущее и те мотивы, благодаря которым
человек эволюционирует.
Изображение растения можно использовать для анализа подсознания.
Чтобы понять свое душевное состояние и неосознанные проблемы,
необходимо обращать внимание на:
- Цвет. Использовать знания, полученые в разделе нейроколор.
- Размеры. Чем большее пространство на листе бумаги занимает дерево, тем
увереннее и раскрепощеннее чувствует себя человек. На таком рисунке часто
можно увидеть не только древо, но и почву — символ уверенности в
завтрашнем дне. Небольших размеров растение, не прикрепленное к земле,
указывает на неуверенность в себе и недоверие к окружающему миру.
Нарисовавший его не имеет жизненных ориентиров.
- Дополнительные элементы. Нужно обратить внимание на те фигуры,
которые получились при пересечении линий во время рисования. Зная
принципы нейрографики, можно расшифровать эти символы.
Обращать внимание необходимо не только на сами символы, но и их
местонахождение. Геометрические фигуры на корнях или в нижней части
ствола указывают на застарелые, своевременно не решенные проблемы. Чем
выше расположен символ, тем больше актуальность проблемы. Фигуры,
расположенные в верхней части ствола или на кроне, указывают на то, что
беспокоит человека в текущий момент.
Практическое задание. Алгоритм Нейродерево начинается с осмысления
своих желаний и стремлений на будущее. На этом этапе учащиеся записывают
свои мысли. Затем приступают непосредственно к изображению своего дерева
с проведения нейролиний вертикально снизу вверх, так, чтобы выделялись
корни, ствол и крона. Вводят фигуры по своему замыслу, скругляют все
пересечения дорабатывают линии. Дальше – выбор цветовой гаммы и

введение цвета. Заканчивают работу выделением линий поля и фигур
фиксации.
Раздел 6. Нейроцель.
Тема 6.1. Рассказ обо мне. Мои мечты.
Теория: Закрепление знаний учащихся в области нейрографического рисунка.
«Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил
Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость. «Попробуй…» - шепнула
Мечта! Мечта – это наши мысли-желания, которые кажутся нам
недоступными и невозможными. Мечта наполняет жизнь смыслом. Мечта –
это идея, дающая нам возможность иметь представление о том, какую
жизнь мы хотим себе построить. Мечта – это первый шаг к цели! Только
мечты способны заставить человека совершить невозможное, это они
зажигают в наших душах пламя надежды и веры в себя. Самые грандиозные
открытия сделаны людьми, умеющими мечтать, все самые великие
произведения искусства созданы великими мечтателями. Нет ничего, чего бы
ни сумел достичь человек, если он следует своей мечте!
Практическое задание. Используя все полученные знания в области
нейрографики учащиеся создают серию работ на тему «Рассказ обо мне. Мои
мечты».
Тема 6.2. Групповой коллаж «Идеальный мир».
Теория: Групповой коллаж. Правила работы в коллективе.
Техника коллажа помогает развивать фантазию, цветовосприятие,
тактильность. Коллаж– это своеобразный конструктор, тренажер,
необходимый для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска
вариантов создаваемых образов. Это школа развития креативного
мышления, поиска парадоксальных решений, неожиданных визуальных и
смысловых ассоциаций. Коллективные работы помогают воспитывать
командный дух, сплоченность коллектива, умение договариваться.
Практическое задание. Дети делятся на группы. В группах обсуждаются темы
задания. Каждая группа создает свой идеальный мир. Каким бы его хотели

видеть. В процессе можно использовать фото, вырезки из газет и журналов,
рисунки. Затем каждая команда придумывает название своего мира. Затем
идет обсуждение работ каждой команды. Ребята все участвуют в обсуждении
своего мира.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов за год. Выставка работ.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- Знание детьми основ метода нейрографика.
- Умение передавать свои чувства и мысли посредством нейрографической
линии и фигур.
- Знание основ цветоведения.
- Знание основ композиции.
Метапредметные:
- Развитие художественного вкуса, фантазии.
- Развитие у детей чувства цвета, зрительной памяти, объемного мышления.
- Развитие творческой активности и инициативы.
- Умение строить композицию, организуя смысловые и
композиционные связи в своих работах.
- Развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, повышение
уверенности в себе;
- Развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
Личностные:
- У детей формируется устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Формируется чувство прекрасного, умение видеть красоту в
окружающем мире.
- Умение работать в коллективе.
- Умение работать самостоятельно.
- Умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и

недостатки.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и
температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся
форточкой для проветривания, рециркулятор бактерицидный для
обеззараживания воздушной среды в кабинете.
Оборудование:
-Столы
-Мольберты
-Стулья, соответствующие возрасту учащихся
-Магнитная доска
-Шкафы, стеллажи для хранения материалов, инструментов, оборудования,
литературы и образцов изделий
-Кабинет оборудован розетками (220V)

– 2 шт., для обеспечения

электропитания
Техническое оснащение:
-Ноутбук
-Принтер
Материалы и инструменты, используемые в работе:
-Бумага А3, А4, А5
-Ватман
-Карандаши простые
- Маркеры перманентные
-Маркеры для скетчинга
-Карандаши цветные
-Фломастеры
-Ножницы
-Клей канцелярский
Формы аттестации:

Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала
по программе являются:
- Стартовая диагностика (сентябрь)
- Промежуточная диагностика (январь)
- Итоговая диагностика (май)
Стартовая диагностика - проводится в начале учебного года. Отслеживается
уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме наблюдения.
После анализа результатов проводится корректировка тематических планов,
пересматриваются учебные задания, если это необходимо.
Промежуточная диагностика - проводится по окончании 1-го полугодия,
целью которой, является выявление степени обученности, творческой
активности детей, корректировка тематических планов.
Формы промежуточной аттестации: выставка работ, практические
задания, тестирование.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Цель ее проведения
- определение уровня усвоения программы каждым учеником.
Формы итоговой аттестации: практические

задания, выставка, открытые

уроки, опрос, тестирование.
Текущий контроль – проводится регулярно в процессе обучения. Выявляется
степень усвоения обучающимися нового материала и проявления творческой
активности каждого ребенка.
Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование, наблюдение во
время выполнения практических заданий, выставка работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, отзывы
учащихся и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставка работ учащихся, открытые занятия, защита творческих
работ, участие в научно-практической конференции, участие в конкурсах.
Для определения уровня развития знаний, умений и практических навыков

Информационное обеспечение
- Для фиксации работ, поделок, учебных занятий, мастер-классов необходимо
иметь фотоаппарат
- Компьютер (ноутбук), с доступом в интернет
- Видеопроектор
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается специально подготовленным
педагогом.

Подготовленный

специалист

должен

владеть

общепедагогическими умениями, знаниями и готовностью выполнять
трудовые

действия,

обозначенные

в

стандарте

профессиональной

деятельности педагога дополнительного образования. Также педагог должен
владеть навыками работы с мультимедийной техникой (компьютер,
мультимедийный проектор, камера, цифровой фотоаппарат), создавать для
демонстрации мультимедийные продукты – презентации. Повышению
профессиональной компетенции в области художественно-эстетического
развития учащихся будет способствовать изучение литературы, а также
изучение опыта других педагогов в сети интернет, в целом это будет
способствовать достижению требуемой компетентности в реализации
программы.
Методическое обеспечение
Работа по данной дополнительной общеразвивающей программе
направлена на постоянную поддержку интереса детей к изобразительному
творчеству, повышение их самооценки, личностное развитие. Поэтому
основным методическим приемом проведения занятий является создание
ситуации успеха (поощрение, создание положительной мотивации). При
организации образовательного процесса обязательно учитываются возрастные
особенности детей.
Образовательный процесс включает в себя использование различных
методов обучения:

- методы организации и осуществления учебной деятельности (беседа,
инструктаж, объяснение, использование ТСО, использование наглядных и
дидактических пособий, схем);
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (поощрение,
порицание);
- методы контроля и самоконтроля (совместный анализ, взаимопроверка,
устный опрос, участие в выставках);
- методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях: фронтальная, групповая, коллективное творчество. В течение
учебного года обучение строится по принципу постепенного усложнения
ранее изученного. Основными методами обучения являются: объяснительно –
иллюстративный метод и метод инструктирования.
Организация учебно-воспитательного процесса носит гуманистический
характер. Обучение строится по следующим принципам:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих
ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание
максимально

благоприятной

атмосферы

для

личностного

и

профессионального развития учащегося («ситуация успеха», «развивающее
обучение»);
- принцип доступности обучения и посильности труда;
-

принцип

природосообразности:

учет

возрастных

возможностей

и

задатков, учащихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой
инициативы детей;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование
различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы,
разумное увеличение нагрузки;
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей,
адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных
традиций;

- принцип креативности: развитие творческих способностей учащихся,
применение методов формирования умений переноса и применения знаний в
новых условиях;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор
индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Основные формы организации труда на учебных занятиях
- Индивидуальная самостоятельная работа, позволяющая
осуществлять индивидуальных подход к ребенку на учебном
занятиях и консультациях.
- Групповая - учебные занятия, праздники.
- Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать
чувство ответственности, сопереживания, подчинение своих
интересов общей цели, помогает повысить их самооценку
(совместная деятельность на учебных занятиях, праздниках)
- Работа в парах, предполагающая совместное сотворчество
обучающегося и педагога, обучающийся-обучающийся.
- Тематические выставки как наиболее адекватная творческому
процессу форма оценки выполненных работ, форма
подведения итогов работы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного
процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально насыщенной. Основной формой работы детского
объединения является учебное занятие. Для повышения интереса учащихся,
могут быть использованы занятие – деловая игра, занятия – образы по
сценарию со специальной подготовкой детей («Посиделки»), занятия –
праздники и т.д. Отчёт о работе творческого объединения может проходить в
форме выставок, открытых занятий, праздников.
Методическое обеспечение программы

- художественная литература;
- наглядные пособия;
- репродукции картин художников;
- карточки-задания;
- фотоматериал;
- видеоматериал.
Список литературы
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1991.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика
арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005
4. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008
5. Копытин А.И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое
пособие. СПб., 2005
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005
7.Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.
8.Творчество педагога в системе дополнительного образования детей.
– Н.Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2003.
9. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и
перераб. М., «Просвещение», 1977.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».