общая программа Фантазия

Нормативные правовые документы, регламентирующие
образовательный процесс по настоящей программе:

1. Конвенция о правах ребенка
2. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р.
5. Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021г. N 652 н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р.
7. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 "Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей".
8. Санитарно-Эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20. «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». Реализация требований санитарных
правил на практике, должна обеспечить здоровьесберегающие условия
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.(от
28.09.2020)
9. СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (от 30.06.2020)
10. Устав МАОУ ДО ДДТ
11. Программа развития МАОУ ДО ДДТ

Пояснительная записка
Сегодня важно, чтобы учащиеся освоили не только общеобразовательные
знания и навыки, но и могли раскрыть свои творческие возможности в
условиях дополнительного образования, через реализацию общеразвивающей
программы.
Из

всех

существующих

изобразительное

искусств

–

декоративно-прикладное

и

искусство являются на сегодняшний день наиболее

доступным, наиболее демократичным и наиболее действенным инструментом
влияния, позволяющим обучая, развивая и воспитывая, создавать условия для
формирования человека гармонического, творческого. Приобщая учащихся к
искусству,

мы

тем

самым

передаем

им

огромный

эстетический

и

нравственный опыт, накопленный человеком.
Направленность программы: художественная.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие личности
ребенка, через развитие способности самовыражения и самопознания.
Актуальность программы обусловлена тем, что проблема развития
творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому
самовыражению младших школьников находится сегодня в центре внимания
многих исследователей и практиков. Современные психолого-педагогические
исследования показывают, что изобразительная деятельность и декоративноприкладное творчество является важным фактором развития личности ребенка.
И предоставляет большие возможности для умственного, эмоциональноэстетического, и волевого развития, для совершенствования всех психических
функций, осуществления коррекции двигательных навыков.
Данная

программа

составлена

с

учётом

особенностей

познавательной

деятельности обучающихся, направлена на разностороннее развитие личности
учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал,
помогающий обучающимся достичь того уровня знаний, умений, трудовых
навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Отличительные особенности программы:

Программа разработана для развития творческих способностей учащихся
средствами декоративно-прикладного искусства, с учетом возраста учащихся;
опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями
жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными
склонностями и задатками, характером.
Программа «Фантазия» ориентирована на обучение детей в возрасте 7 – 10
лет (младший школьный возраст).
Объем программы: Общее количество учебных часов, на весь период
обучения-72 часа.
Срок освоения программы – 2 года, ознакомительный уровень, 1-й год – 36
часов, 2-й год – 36 часов.
Занятия проводятся:
1-й год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (1 занятие по 40 минут и перемена)
2-й год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (1 занятие по 40 минут и перемена)
Форма проведения занятий – аудиторная
Форма обучения – фронтальная
Виды занятий – беседа, практическое занятие, открытое занятие,
Особенности организации образовательного процесса: Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических
и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из
заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и
логического мышления.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и
расписанием занятий, утверждаемых руководителем МАОУ ДО.
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся средствами
декоративно-прикладного и художественного творчества.

Достижения этой цели способствует решение следующих задач:
Воспитательные:
 Приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в
высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;


Овладение основами нравственного поведения и нормами гуманистической
морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, культуры общения);

 Развитие внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства,
самоуважения;

Обучающие:
 Приобретение теоретических знаний (история, терминология, виды
техник, материалов и инструментов, используемых в работе).
 Освоение

практических

навыков,

необходимых

для

творческих

процессов.
 Обучение приёмам работы с различными материалами и инструментами.
 Обучение приемам самостоятельной разработки изделий.
Развивающие:
 Развитие творческого потенциала ребенка, его познавательно-творческой
активности.
 Развитие творческого мышления и творческих способностей.
 Развитие умения анализировать произведения искусства, давать оценку
своей работе.
 Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
 Развитие образного мышления, воображения, внимания и памяти;
 Развитие самостоятельности, усидчивости, аккуратности;
 Развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира.

1-й год обучения

Учебный план
№

Название раздела

Количество часов
Всего:

Теория

Практика

9

2

7

9

2

7

1

Нетрадиционные техники рисования
(ватные палочки, тиснение,
пластилинография, по мокрому)

2

Конструирование (различные виды
бумаги, картон, бросовый материал,
природные материалы)

3

Аппликация, поделки из бумаги

9

2

7

4

Сувенир – полезные вещи

9

2

7

36

8

28

Форма
аттестации/
контроля
Исходная
диагностика
Текущий
контроль,
выставка

Текущий
контроль,
выставка

Текущий
контроль,
выставка
Текущий
контроль,
выставка

2-й год обучения

Учебный план
№

Название раздела

Количество часов
Всего:

Теория

Практика

Форма
аттестации/
контроля

1

Нетрадиционные техники рисования

9

2

7

2

Конструирование (различные виды
бумаги, картон, бросовый материал,
природные материалы)

9

2

7

3

Поделки из бумаги

9

2

7

4

Лепка (пластилин, соленое
тесто)

9

2

7

36

8

28

Исходная
диагностика
Текущий
контроль,
выставка

Текущий
контроль,
выставка

Текущий
контроль,
выставка
Текущий
контроль,
выставка

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие:
 Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях
 Демонстрация образцов готовых изделий
 Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в
работе
 Требования безопасности труда на рабочих местах. Основные правила по
технике безопасности

Тема 2. Оригами
Теория:
 Краткие сведения из истории оригами
 Материалы и инструменты, необходимые для конструирования из бумаги

 Демонстрация образцов готовых изделий
 Термины, принятые в оригами
Практическая работа:
 Упражнения основных элементов складывания
 Складывание из бумаги различных фигурок
 Оформление изделий
Тема 3. Поделки из природного материала
Теория:
 Демонстрация образцов готовых изделий
 Беседа об использовании природных объектов для поделок и аппликаций
Практическая работа:
 Выбор природных объектов для работы
 Составление сюжета
 Изготовление поделки
 Оформление изделия
Тема 4. Работа с бумагой (Аппликация, поздравительные открытки, поделки из
бумаги).
Теория:
 Рассказ об истории появления бумаги
 Виды и свойства бумаги
 Демонстрация образцов готовых изделий
Практическая работа:
 Выбор сюжета, узора
 Вырезание деталей
 Раскладывание деталей на основе
 Наклеивание и высушивание под прессом
Тема 5. Поздравительная открытка
Теория:
 Предметное предназначение
 Виды поздравительных открыток
 Особенности оформления

Практическая работа:
 Выбор сюжета
 Выбор материалов, подборка текста
 Вырезание отдельных элементов
 Составление композиции
 Приклеивание на основу, оформление
Тема 6. Цветы из различных материалов
Теория:
 Разнообразие материалов, применяемых для изготовления цветов
 Правила по т/б
 Технологии изготовления
Практическая работа:
 Вырезание лепестков
 Скрепление, оформление
Тема 7. Аппликация
Теория:
 Виды аппликаций
 Материалы и инструменты
 Правила по т/б
 Демонстрация образцов готовых изделий
Практическая работа:
 Выбор сюжета
 Подбор материалов
 Вырезание, выкраивание деталей, фрагментов
 Составление композиции
 Приклеивание на основу, оформление

Планируемые результаты

К концу первого года обучения, учащиеся должны знать и уметь:
 Знать и соблюдать правила по технике безопасности, в процессе работы с
различными инструментами
 Знать названия материалов и инструментов, их назначение и свойства
 Владеть и объяснять правила пользования различными приспособлениями,
инструментами и материалами
 Знать краткие сведения из истории различных видов декоративноприкладного искусства
 Выполнять операции по шаблонам, выкройкам, схемам
 Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
 Знать и уметь применять основные способы и приемы нетрадиционного
рисования
 Уметь пользоваться изобразительными материалами
 Знать основные и дополнительные цвета
 Знать правила смешивания цветов красок
 Сотрудничать в коллективе, оказывать взаимопомощь, проявлять
самостоятельность

К концу второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
В лепке:
 Знать свойства пластических материалов (соленого теста, пластилина,
пластической массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить
 Инструменты и приспособления для лепки
 Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками
 Правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий
В аппликации:
 Создавать изображения предметов из готовых фигур
 Украшать заготовки из бумаги разной формы
 Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по
собственному желанию
В конструировании:
 Различать основные формы деталей строительного материала
 Строить разнообразные постройки, используя большинство форм
 Разворачивать игру вокруг собственной постройки
 Уметь использовать разные материалы согласно замыслу, располагать их
на цветном фоне
В изобразительной деятельности:

 Создавать индивидуальные, коллективные рисунки и
композиции
 Владеть технологией нетрадиционных способов рисования.

сюжетные

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и
температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся
форточкой для проветривания.
Оборудование: столы, стулья, соответствующие возрасту учащихся, шкафы,
стеллажи для хранения материалов, инструментов, оборудования, литературы
и образцов изделий.
Техническое оснащение:
 Клей-пистолет
Материалы и инструменты, используемые в работе:
 Различные виды бумаги (картон, цветная, креповая, салфетки)
 Природные материалы (шишки, сухие листья, галька, ракушки)
 Ленты, тесьма
 Краски акварельные, гуашь, цветные карандаши
 Пластилин, цветное тесто
 Кинетический песок
 Бисер, бусины
 Клей ПВА, клей-карандаш
 Кисти разных размеров
 Стеки, ватные палочки
 Коробочки, шпажки, пуговицы
 Ножницы
Канцелярские принадлежности
 Мел
 Клей
 Линейки
 Карандаши
 Ластик
 Краски

Информационное обеспечение:
 Для

фиксации

работ,

поделок,

необходимо иметь фотоаппарат.

учебных

занятий,

мастер-классов

 Музыкальный центр или колонка, для воспроизведения аудиозаписей;
 Аудиозаписи с релаксирующей музыкой, позволят создать комфортную
среду на занятиях;
Кадровое обеспечение:
Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом.
Подготовленный специалист должен владеть общепедагогическими умениями,
знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в
стандарте

профессиональной

деятельности

педагога

дополнительного

образования. Кроме общепедагогических квалификационных характеристик
педагог должен владеть различными техниками ДПИ, демонстрировать
последовательность действий. Также педагог должен владеть навыками работы
с мультимедийной техникой (компьютер, мультимедийный проектор, камера,
цифровой

фотоаппарат),

создавать

для

демонстрации

мультимедийные

продукты – презентации. Повышению профессиональной компетенции в
области

художественно-эстетического

способствовать изучение литературы, а

развития

учащихся

будет

также изучение опыта других

педагогов в сети интернет, в целом это будет способствовать достижению
требуемой компетентности в реализации программы.

Формы аттестации:
Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала по
программе являются:
 Стартовая диагностика (сентябрь)
 Промежуточная диагностика (январь)
 Итоговая диагностика (май)
Стартовая диагностика - проводится в начале учебного года. Отслеживается
уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме наблюдения.
После анализа результатов проводится корректировка тематических планов,
пересматриваются учебные задания, если это необходимо.

Промежуточная диагностика
целью которой,

является

-

проводится по окончании 1-го полугодия,

выявление

степени обученности,

творческой

активности детей, корректировка тематических планов.
Формы промежуточной аттестации: открытые занятия, практические
упражнения, практические задания, тестирование.
Итоговая диагностика - проводится в конце учебного года. Цель ее проведения
- определение уровня усвоения программы каждым учеником.
Формы итоговой аттестации: открытые занятия, практические упражнения,
практические задания, выставка, открытые уроки, опрос, тестирование.
Текущий контроль – проводится регулярно в процессе обучения. Выявляется
степень усвоения обучающимися нового материала и проявления творческой
активности каждого ребенка.
Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование, наблюдение во время
выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки, открытые занятия.
Для определение уровня развития знаний, умений и практических навыков
используются диагностические методики, разработанные согласно содержанию
программы «Радуга».

Методические материалы
Формы организации образовательного процесса
1. Теоретические занятия:
Учащиеся получают возможность ознакомиться с историей возникновения
различных

направлений

декоративно-прикладного

искусства,

осваивают

правила техники безопасности, учатся читать схемы, условные обозначения и
постигают технологию изготовления различных изделий.
2. Практические занятия:
Занятия способствуют развитию навыков моделирования и конструирования,
формируются общие трудовые навыки. Учащиеся приобретают умения в

процессе работы с различными материалами и инструментами, осваивают
различные техники и последовательность изготовления изделий, овладевают
основными приёмами оформления – ведь это очень важный этап работы.
3. Индивидуальные занятия:
На занятиях предусматривается индивидуальная работа с учащимися. Если
ребёнок не освоил данный материал или возникли сложности в операционных
умениях, необходимым является следующее:
─ Повторный показ операций, сопровождаемый объяснением
─ Наблюдение за руками учащегося при выполнении операций
Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Задача педагога не только выявить творческие способности учащихся, но и
развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку,
поддержать одарённых и талантливых детей, а также детей, отстающих в своём
развитии.
4. Коллективные занятия:
Коллективные формы работы требуют объединения творческих усилий всех
участников. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает
самостоятельно, и в то же время

в коллективе детей он ощущает свои

индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении
общественно значимых целей. В коллективной работе у детей формируются
навыки совместной деятельности, межличностных отношений, накапливается
опыт общения.
5. Игровые занятия:
Для создания соответствующей интеллектуальной, эмоциональной обстановки
и

атмосферы

на

занятиях

используются

различные

развлекательно-

познавательные игры. Это викторины и загадки, подобранные к определённой
теме, игры, кроссворды.
6. Экскурсии:
Экскурсии на природу заключаются в установлении взаимосвязи с элементами
природы, в воспитании у детей бережного отношения к природе. Учащиеся
знакомятся с природными объектами, а на занятии закрепляют материал

(изготавливают поделки, оформляют гербарии). Производственные экскурсии
способствуют

укреплению

связи

с

производством,

формированию

профессиональных интересов и склонностей.
В процессе работы используются информационно-методические материалы:
дидактический материал (схемы, рисунки, эскизы, образцы), литература для
руководителя, выкройки, шаблоны помогают более точно и конкретно
раскрыть темы занятий.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, проектный.
Формы организации учебного занятия: мастер-класс, наблюдение,
открытое занятие, практическое занятие, презентация, экскурсия, конкурс.

Педагогические технологии
 Здоровьесберегающие технологии (направлены на сохранение здоровья
воспитанников: правильное распределение времени, с учетом уровня
работоспособности).
 Игровые технологии (подбор игр, которые отвечают задачам и
содержанию занятия, возрасту и подготовленности учащихся:
подвижные, пальчиковые, разминка для ума, загадки, пословицы о труде,
рукоделии).
 Проектные технологии (участие в проектной деятельности).
 Информационно – коммуникативные технологии (это разнообразный
иллюстративный материал из сетевых электронных ресурсов,
используемый при подборе наглядных пособий к занятию. Информация
комплектуется по тематическим папкам, что дает возможность очень
быстро находить нужный материал).
 Технология личностно-ориентированного обучения (совершенствование
индивидуальных способностей ребенка с учетом имеющегося у него
опыта познания).

Список литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из природных материалов. – М.:
ООО ИКТЦ «ЛАДА». 2008.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:
Издательство «Аким», 1996.
3. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М.:ООО ТД «Издательство Мир
книги», 2009.
4. Конышева Н. М. Наш рукотворный мир: Методические рекомендации к
учебнику по технологии. 3 класс. – Смоленск, 2006.
5. Копцева

Т.

А.,

дополнительного

Гросул

Н.

В.,

художественного

Красильников
образования

И.

М.
детей.

Программы
–

М.:

«Просвещение», 2007.
6.

Наумова Т. В. Программа кружка декоративно-прикладного искусства для
начальной школы. – с. Усть-Каремша, 2013.

7. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2000.

8. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных
материалов: пер. с пол. – М.: Мой мир, 2006.
Электронные ресурсы
1. Страна мастеров. Режим доступа:
https://yandex.ru/search/?text=старна%20мастеров.
2. Поделки из соленого теста. 100 лучших идей. Режим доступа:
https://ratatum.com/podelki-iz-solenogo-testa-mk/.
3. Оригинальные поделки из природного материала. Режим доступа:
http://domnomore.com/podelki-iz-prirodnogo-materiala-idei-foto.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».