1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Художественная направленность.
1.2. Уровень освоения Программы:
Базовый уровень.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
Программа «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09
ноября
2018
г.№
осуществления
196
«Об
утверждении
образовательной
порядка
деятельности
организации
по
и
дополнительным
образовательным программам», Письмом Министерства образования и науки
РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 и методическими рекомендациями по
разработке
и
оформлению
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ, в строгом соблюдении требований СанПин
2.4.4.3172-14.
Изобразительное искусство тесно связано с жизнью человека. Новизна
программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают
знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и
воздушной
перспективе,
цветоведении,
композиции,
декоративной
стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о
наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы и человеческих чувств.
Актуальность
программы
с
программы
требованиями
обусловлена
жизни.
В
сближением
настоящее
время
содержания
возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости,
чувства взаимопомощи, что даёт возможность творческой самореализации
личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным
средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания,
умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя
свои работы. Главный смысл программы – возможность связи искусства с
жизнью человека, его роль в повседневном бытии.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные
и творческие способности, но и воспитываются определённые качества
личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся
организовывать
свой
досуг
весело,
интересно,
обретают
бодрый
эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе
помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом,
интерес к жизни других людей.
1.4. Отличительные особенности Программы
Отличительной особенностью данной образовательной программы, от
ранее существующих программ в этой области, заключается в том, что
программа ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой
предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному
искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и
приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и
правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие
начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
− занятия проводятся в удобное для обучающегося время, могут
дополняться домашним заданием с целью улучшить качество работы;
− обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети,
родители, педагоги);
− детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов
и сочетания различных направлений и форм занятия;
Допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по
возрасту).
2. Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы
организации образовательной деятельности и режим занятий
2.1. Срок реализации.
Срок реализации Программы – 1 год (36 недель)
Объем программы: 144 часа.
2.2. Формы организации образовательной деятельности и режим
занятий.
Форма организации образовательной деятельности:
• очная,
• групповая (аудиторная).
Занятия проводятся в разновозрастных группах. Численный состав:
оптимально - 12 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.
2.3. Режим занятий
На первом году обучения по программе «Изобразительное искусство»
занятия проводятся 2 раза в неделю. Общая продолжительность занятий в
неделю составляет 4 часа (1 час занятия включает в себя 40 мин. учебного
времени и обязательный 15 минутный перерыв для отдыха обучающихся и
проветривания помещения.)
3. Цели и задачи
3.1.
Цель
Программы
–
Приобщение
обучающихся
через
изобразительное творчество к искусству, посредством развития эстетической
отзывчивости, формирования творческой и созидающей личности.
3.2. Задачи Программы для базового уровня.
Для реализации цели программы осуществляются следующие задачи:
1. Образовательные:
- научить практическим приемам и навыкам изобразительного
мастерства (в рисунке, живописи, композиции)
- изучить разновидности техник выполнения в изобразительном
искусстве, - научить раскрывать тему в изображении,
2. Развивающие:
-
развить
умения
грамотно
сочетать
цвета,
используемые
в
деятельности,
-
развивать
фантазию,
воображение,
образное
мышление,
представление, используя занятия на цвет и фактуру и т.д.
- развить способность достигать профессионального уровня в
изобразительном творчестве,
- сформировать интерес к творчеству, путём посещения музеев,
выставок.
3. Воспитательные:
- воспитать любовь к народным традициям,
- сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру через художественное творчество,
- воспитать чувство красоты, - воспитать аккуратность,
- воспитать терпение в работе,
- воспитать целеустремлённость,
- поддержать одарённых и талантливых детей.
3.3. При работе на занятиях развиваются следующие умения:
Развитие познавательных умений:
- умения обозначать проблему, выдвигать гипотезу, и варианты ее
решения в нужном варианте;
- умения составлять план работы, последовательность выполнения
задач, конспекты. Развитие общетрудовых умений:
- умения творчески подходить к решению поставленных задач;
- умений пользования материалами и инструментом; - умения
оперативно
организовать
свою
деятельность
и
др.
Развитие
коммуникативных умений, навыков:
- навыка группового общения, умения работать в коллективе;
- умения рационально распределять роли в ходе выполнения
коллективной работы и нести ответственность за работу в целом;
- умения предложить и отстаивать свою точку зрения, умения слушать
и слышать собеседника, оппонента.
4. Категория учащихся
Возраст обучающихся: от 10 до 17 лет.
5. Учебный план
№
п/п
I.
II.
2.1
2.2
2.3
III.
3.1
3.2
3.3
IV.
4.1
Наименование темы
Формы
Теория Практика Всего аттестации
Техника безопасности.
1
Основы композиции.
Цветоведение. 3 ч
Цветовой круг. Тёплые и
0,5
холодные цвета
Родственные
0,5
цвета.Дополнительные цвета
Контрастные цвета. Светлота
0,5
и насыщенность.
Стилизация форм. Орнамент. 3 ч.
Орнамент в полосе
0,5
Орнамент в круге
0,5
Орнамент в квадрате
0,5
Натюрморт. 9 ч.
Натюрморт с фруктами
1
Опрос
2
3
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
1
1
Показ
работ.
Опрос
2
3
Показ
Показ
работ.
Опрос
4.2
4.3
V.
5.1
5.2
5.3
VI.
6.1
6.2
6.3
VII.
7.1
7.2
7.3
Натюрморт с цветами.
Натюрморт из 5-7 предметов
Пейзаж. 24 ч
Лесной пейзаж.
Световоздушная перспектива.
Городской пейзаж. Линейная
перспектива.
Морской пейзаж.
Птицы. 9 ч.
Рисование с натуры. Ворона
Рисование птиц (голубь,
воробей, синица, сорока)
Хищные птицы (орёл, гриф,
сокол)
Звери. 9 ч.
Домашие животные (кошка,
собака, кролик, хомяк)
Парнокопытные животные
(лошадь, корова, бык, коза,
баран)
Хищные звери (волк, лиса,
медведь, лев, пантера)
1
1
2
2
3
3
работ.
Опрос
2
6
8
2
6
8
Показ
работ.
Опрос
2
6
8
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
2
3
1
2
3
4
4
4
5
5
5
4
5
4
5
4
5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
Показ
работ.
Опрос
Показ
работ.
Опрос
Показ
IX.
9.1
9.2
9.3
X.
10.1
Афиша.
0,5
2,5
3
10.2
Рекламный плакат
1
2
3
8.4
8.5
8.6
Показ
работ.
Опрос
1
Человек. 30 ч
Портрет. Пропорции лица.
1
Особенности женского лица.
1
Особенности мужского лица
1
Фигура человека. Пропорции.
1
Особенности детской,
женской, мужской фигуры
Рисование фигуры с натуры
1
(наброски)
Рисование фигуры в
1
движении
Шрифт. Разновидности шрифта. 3 ч.
Антиква
0,5
Готический шрифт
0,5
Старославянский шрифт
0,5
Плакат. Виды плаката. 9 ч
VIII.
8.1
8.2
8.3
Показ
работ.
Опрос
Показ
работ.
Опрос
10.3
Социальный плакат
XI.
11.1
11.2
11.3
XII.
12.1
12.2
12.3
Транспорт. Виды транспорта. 9 ч
Наземный транспорт.
1
Водный транспорт
1
Воздушный транспорт
1
Архитектура. 9 ч.
Религиозные храмы.
1
Замки. Дворцы.
1
Жилые дома.
1
1
2
3
работ.
Опрос
2
2
2
3
3
3
Показ
работ.
Опрос
2
2
2
3
3
3
Показ
работ.
Опрос
Показ
работ.
Опрос
Показ
работ.
Опрос
XIII. Тематическое рисование.
10
12
22
XIV. Итоговое занятие. Выставка.
2
-
2
97
144
Всего: 47
6. Содержание учебного (тематического) плана.
1.Техника безопасности. Основы композиции.
Теория. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами 1-го
года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
материалами и инструментами. Их основные характеристики. Рассказать об
основных правилах в создании грамотной композиции. Расположение на
листе. Умение выделить главное и второстепенное цветом, размером,
движением. Демонстрация репродукций художников и анализ их работ.
Практика. Изобразить примеры выделения главного и второстепенного
в работе.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по
выбору)
2. Цветоведение.
2.1 Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета.
Теория. Показать цветовой круг. Объяснить какие цвета являются
основными, какие составными. Показать на примере картин художников
принадлежность к холодной или тёплой гамме.
Практика. Сделать рисунок на тёплую или холодную гамму.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по
выбору)
2.2 Родственные цвета. Дополнительные цвета.
Теория.
Рассказать,
какие
цвета
являются
родственными
и
дополнительными. Особенность данных цветов в работе.
Практика.
Нарисовать
работу,
используя
родственные
или
дополнительные цвета.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по
выбору)
2.3 Контрастные цвета. Светлота и насыщенность цвета.
Теория. Рассказать, какие цвета являются контрастными по отношению
друг к другу. Понятие «насыщенности» и «светлости».
Практика. Сделать работу, используя контрастные сочетания цвета.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по
выбору)
3. Стилизация форм. Орнамент. Объяснить, как упрощается природная
форма,
превращаясь
в
стилизацию:
упрощение
или
добавление
декорирования.
3.1 Орнамент в полосе.
Теория. Показать и рассказать, как строится орнамент в полосе.
Объяснить, как идёт чередование элементов.
Практика. Сделать орнамент, выбрав какой-либо природный элемент
(цветок, листик, ягоды и т.д.).
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по
выбору)
3.2 Орнамент в круге.
Теория. Рассказать и показать, как сделать орнамент в круге, используя
стилизованную природную форму.
Практика. Нарисовать орнамент в круге.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, линейка, циркуль, краски,
кисти (по выбору)
3.3 Орнамент в квадрате.
Теория. Рассказать и показать, как сделать орнамент в квадрате,
используя стилизованную природную форму.
Практика. Нарисовать орнамент в квадрате.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, линейка, циркуль, краски,
кисти (по выбору)
4. Натюрморт. Объяснить, что такое «натюрморт». Показать, как
художники изображали натюрморт в зависимости от времени, в котором
жили.
4.1 Натюрморт с фруктами.
Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить предметы,
сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как
передать объём предметов, используя светотень.
Практика. Нарисовать с натуры натюрморт в графике. Показать объём
предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: карандаш, ластик, бумага.
4.2 Натюрморт с цветами.
Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить и построить
предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать,
как нарисовать цветы, передать объём предметов, используя светотень.
Практика. Нарисовать с натуры натюрморт с цветами. Показать объём
предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: пастель, бумага, краски, кисти (по выбору)
4.3 Натюрморт из 5-7 предметов.
Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить и построить
предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать,
как нарисовать предметы, передать объём предметов.
Практика. Нарисовать с натуры натюрморт из 5-7 предметов. Передать
объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: пастель, бумага, краски, кисти (по выбору)
5. Пейзаж. Объяснить, что такое «пейзаж». Показать, как художники
изображали пейзаж в зависимости от страны и времени, в котором жили.
5.1 Лесной пейзаж. Световоздушная перспектива.
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать пейзаж. Как
рисовать деревья, как показать ближний, средний и дальний план на листе.
Показать, как передать объём деревьев, предметов, используя свет и тень.
Практика. Нарисовать с пейзаж в графике. Передать объём предметов
(свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: карандаш, гелевая ручка, ластик, бумага.
5.2 Городской пейзаж.
Теория. Показать и рассказать, на примере работ художников, как
грамотно расположить и построить предметы в пространстве с помощью
линейной перспективы. Рассказать о линии горизонта и точке схода, как
будет строиться изображение домов, этажей, скамей, столбов в зависимости
от вида перспективы: угловая или прямая.
Практика. Нарисовать городской пейзаж. Показать объём предметов
(свет и тень).
Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)
5.3 Морской пейзаж.
Теория. Показать и рассказать на примере художников, как грамотно
расположить объекты на воде и нарисовать море в цвете. Показать, как
изобразить отражение на воде.
Практика. Нарисовать морской пейзаж в цвете.
Материалы: пастель, бумага, краски, кисти (по выбору)
6. Птицы.
6.1 Рисование с натуры. Ворона.
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать птицу с натуры.
Объяснить, как рисовать ворону. Показать, как передать форму, используя
свет и тень.
Практика. Нарисовать чучело вороны с натуры. Передать форму и
объём (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.
6.2 Рисование птиц.
Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ
художников, как нарисовать голубя, воробья, синицу, сороку.
Практика. Нарисовать воробья, голубя, синицу, сороку. Показать объём
и цвет.
Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)
6.3 Хищные птицы (орёл, гриф, сокол).
Теория. Показать и рассказать на примере фотографий и работ
художников, как рисовать хищных птиц. Особенности строения клюва,
крыльев, лапок и т.д.
Практика. Нарисовать орла, грифа, сокола.
Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору)
7. Звери.
7.1 Домашние животные.
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать домашних
животных на примере собаки, кошки, хомяка, кролика.
Практика. Нарисовать кошку, собаку, кролика, хомяка. Передать форму
и объём (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.
7.2 Парнокопытные животные (лошадь, корова, бык, коза, баран).
Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ
художников, как нарисовать лошадь, корову или быка, козу, барана.
Практика. Нарисовать лошадь, корову или быка, козу, барана. Показать
объём и цвет.
Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)
7.3 Хищные звери (волк, лиса, медведь, лев, пантера).
Теория. Показать и рассказать на примере фотографий и работ
художников, как рисовать хищных зверей. Особенности строения головы,
лап и т.д.
Практика. Нарисовать волка, лису, медведя, льва, пантеру.
Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору)
8. Человек.
8.1 Портрет. Пропорции лица.
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать портрет.
Пропорции и построение лица.
Практика. Зарисовать пропорции лица в анфас и профиль.
Материалы: карандаш, ластик, бумага.
8.2 Особенности женского лица.
Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ
художников, как нарисовать женское лицо.
Практика. Нарисовать женское лицо в анфас и профиль. Показать
объём и цвет.
Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)
8.3 Особенности мужского лица.
Теория. Показать и рассказать на примере фотографий и работ
художников, как рисовать мужское лицо. Особенности мужского лица.
Практика. Нарисовать мужское лицо в профиль и анфас.
Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору)
8.4 Фигура человека. Пропорции. Особенности детской, женской,
мужской фигуры.
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать фигуру человека,
зная пропорции и особенности строения детской, женской, мужской фигуры.
Практика. Нарисовать детскую, женскую и мужскую фигуру, опираясь
на правила построения.
Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.
8.5 Рисование фигуры с натуры. Наброски.
Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ
художников, как делать наброски фигуры человека с натуры.
Практика. Нарисовать с натуры несколько изображений человека.
Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)
8.6 Рисование фигуры в движении.
Теория. Показать и рассказать на примере фотографий и работ
художников, как рисовать человека в движении. Особенности строения
фигуры в разном положении.
Практика. Нарисовать фигуру человека в движении.
Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору)
9. Шрифт. Разновидности шрифта. Объяснить и рассказать, что такое
шрифт. Основные понятия и разновидности шрифта.
9.1 Антиква.
Теория. Показать и рассказать, как начинать строить буквы.
Практика. Написать шрифтом несколько слов. Передать форму и объём
букв.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага.
9.2 Готический шрифт.
Теория. Показать и рассказать, как начинать строить буквы.
Практика. Написать готическим шрифтом несколько слов. Передать
форму и объём букв.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага.
9.3 Старославянский шрифт.
Теория. Показать и рассказать, как начинать строить буквы.
Практика. Написать старославянским шрифтом несколько слов.
Передать форму и объём букв.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага.
10. Плакат. Виды плаката. Объяснить и рассказать, что представляет
собой плакат. Основные виды плаката.
10.1 Афиша.
Теория. Показать и рассказать, как рисовать афишу.
Практика. Нарисовать афишу к мероприятию.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, фломастеры, краски.
10.2 Рекламный плакат.
Теория. Показать и рассказать об особенностях рекламного плаката.
Практика. Нарисовать рекламный плакат, используя
шрифт и
изображение.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.
10.3 Социальный плакат.
Теория. Показать и рассказать об особенностях социального плаката.
Практика. Нарисовать социальный плакат, используя шрифт и
изображение.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.
11. Транспорт. Виды транспорта. Объяснить и рассказать, в чём
особенность строения наземного, водного и воздушного вида транспорта.
Основные виды транспорта.
11.1 Наземный транспорт.
Теория. Показать и рассказать, как рисовать машину, автобус, трамвай
Практика. Нарисовать машину любой марки, автобус, трамвай.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, фломастеры, краски.
11.2 Водный транспорт.
Теория. Показать и рассказать об особенностях водного транспорта.
Показать, как рисовать лодку, катер, корабль.
Практика. Нарисовать лодку, катер, корабль.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, пастель,
фломастеры.
11.3 Воздушный транспорт.
Теория.
Показать
и
рассказать
об
особенностях
воздушного
транспорта: самолёт, ракета, вертолёт.
Практика. Нарисовать самолёт, вертолёт, ракету.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.
12. Архитектура. Объяснить и рассказать, какие виды архитектуры
бывают в зависимости от назначения. Основные стили.
12.1 Религиозные храмы.
Теория. Показать и рассказать, как рисовать храмы. Строение храмов.
Практика. Нарисовать храмы, различные по внешнему виду.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, фломастеры, краски.
12.2 Замки. Дворцы.
Теория. Показать и рассказать об особенностях строение и внешнего
вида замка и дворца. Показать, как рисовать замок и дворец.
Практика. Из цветной бумаги вырезать форму замка или дворца,
дорисовывая мелкие детали.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, цветная бумага, клей,
ножницы, краски, фломастеры.
12.3 Жилые дома.
Теория. Показать и рассказать об особенностях жилых домов: частного
дома, многоквартирного дома. Показать основу построения.
Практика. Нарисовать частный дом и многоэтажный дом, окружая
пейзажем.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.
13. Тематическое рисование. Рисование по темам, конкурсам либо по
выбору обучающегося. Допускается лепка на выбор: человек, птица, зверь.
Используются любые художественные материалы.
14. Итоговое занятие.
Теория. Показать и рассказать, как оформляются работы к итоговой
выставке. Подвести итог обучения за год. Озвучить пожелания обучающимся
относительно их работ. Дать рекомендации для улучшения качества
рисунков.
7. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения программы формулируются через
перечисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в
процессе освоения теоретической и практической частей программы.
7.1. Планируемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты соотносятся с целью и задачами (обучения,
воспитания, развития) программы.
Предметные результаты.
инструкцию по технике безопасности;
о строении композиции;
о цветовом круге;
отличать теплые и холодные цвета;
Уметь определять нужный формат листа и расположение при
выборе композиции;
находить цветовой контраст;
пользоваться основными законами композиции;
Метопредметные результаты.
основные свойства материалов для изобразительного творчества;
о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в
построении декоративного произведения, изобразительной композиции;
особенности выполнения техники в декоративном творчестве;
особенности выполнения работы в рисунке, в живописи;
особенности оформления работы;
о понятии «декоративно-прикладное искусство»;
уметь правильно и безопасно пользоваться необходимыми
материалами;
определять техники выполнения;
определять работы известных художников по манере рисования;
отличать в работах мастеров технику исполнения;
выполнять работы в изученных техниках (с натуры, по
представлению)
Личностные результаты.
- уметь грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
- уметь работать самостоятельно и в коллективе.
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- проявлять трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах.
8. Формы аттестации и оценочные материалы
Для
отслеживания
динамики
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной
деятельности
разработан
педагогический
мониторинг.
Мониторинг
осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную
диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию.
8.1. Виды контроля:
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале
учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки
обучающихся. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по
изучаемой теме и на формирование практических умений.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 1
раз в год в декабре за 2 недели до конца года. Ученики показывают свои
работы за 1-ю и 2- ю четверти, выставляя их внутри кружка.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении
ребенком сделанных за год работ. Проводится собеседование, позволяющее
определить уровень освоения знаний и умений.
8.2. Формы и содержание итоговой аттестации:
- беседа;
- опрос;
- тестирование;
- показ на выставке творческой работы.
8.3. Требование к оценке творческой работы
Творческая работа (индивидуальная) оценивается положительно при
условии, если:
- определена и четко сформулирована цель работы;
-
характеризуется
оригинальностью
идей,
исследовательским
подходом, подобранным и проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются
собственные предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее
выполнения.
Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация.
8.4. Критерии оценки достижения планируемых результатов
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
−
соответствие
уровня
теоретических
знаний
обучающихся
программным требованиям;
− свобода восприятия теоретической информации;
− самостоятельность работы;
− осмысленность действий;
− разнообразие освоенных технологий;
− соответствие практической деятельности программным требованиям;
−
уровень
реализованных
творческой
проектов,
активности
выполненных
обучающегося:
количество
самостоятельно
на
основе
изученного материала;
− качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по
собственной инициативе;
Помимо педагогического мониторинга формой подведения итогов
является выставка детских работ внутри кружка. На ней обсуждается план
реализации поставленных задач перед учениками. Здесь ученики могут
сравнить свои работы и делать выводы для дальнейшей эффективности.
Детские работы участвуют в школьных выставках, посвящённых какомулибо мероприятию, празднику. Лучшие работы учеников будут участвовать в
окружном конкурсе, в городском конкурсе, в фестивалях. Для лучшего
восприятия преподаваемого предмета с обучающимися детьми необходимо
посещать
мастер-классы,
развивающие
эстетический
музеи,
вкус
экскурсии,
и
любовь
различные
к
выставки,
изобразительному
и
декоративноприкладному искусству, где присутствуют также народные
мотивы.
Уровни освоения Программы
Высокий
уровень
Программы
Результат
освоения Учащиеся
демонстрируют
заинтересованность
высокую
в
учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы. На
итоговом
тестировании
показывают
отличное знание теоретического материала,
практическое
применение
знаний
воплощается в качественный продукт
Средний
Программы
уровень
освоения Учащиеся
демонстрируют
заинтересованность
в
достаточную
учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы. На
итоговом
тестировании
показывают
хорошее знание теоретического материала,
практическое
применение
воплощается
в
продукт,
знаний
требующий
незначительной доработки
Низкий
уровень
освоения Учащиеся демонстрируют низкий уровень
Программы
заинтересованности
в
учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы. На
итоговом
тестировании
недостаточное
материала,
знание
практическая
показывают
теоретического
работа
не
соответствует требованиям
9.
Организационно-педагогические
условия
реализации
программы «Изобразительное искусство».
Материально-технические условия реализации программы.
Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с
Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН для
организации учебного процесса.
Дополнительная общеразвивающая программа «Палитра» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
СП
2.4.3648-20.
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» Реализация требований санитарных правил на практике, должна
обеспечить здоровьесберегающие условия воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи. (от 28.09.2020)
устройству,
СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
содержанию
и
организации
работы
образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)" (от 30.06.2020)
Занятия проходят в кабинете с обязательным соблюдением режима
проветривания.
Требования к мебели: Мебель (учебные столы и стулья) должны быть
стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую
ростовой группе.
Требования к оборудованию учебного процесса: все необходимые
материалы,
используемые
для
безопасными для здоровья детей.
детского
творчества,
должны
быть
Список использованной литературы.
1. Воронов В. Графические искусства в трудовой школе М. «Работник
просвещения».1929. –160с
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1991.
3. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996
4.
Казакова
Р.Г.
Актуальные
проблемы
теории
и
методики
изобразительной деятельности М. 1995. –70с.
5. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе.
М., «Искусство», 1951. -172с.
6. Метелева Е.Г. Детское творчество в изостудии. «Дополнительное
образование».2000. №10.
7. Неменский Б.М. Познание искусством. – М.: Изд-во УРАО, 2000. 192с.
8. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию русская и
советская школа. М., «Просвещение» 1982.
9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства
в школе.: Учебник для студентов худож.-граф. Фак.пед ин-тов. – 3-е изд.,
доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998.
10.Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.
11.Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.
12.Творчество педагога в системе дополнительного образования детей.
– Н.Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2003.
13. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и
перераб. М., «Просвещение», 1977.
Для учащихся:
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.:
РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник,
2001-2002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. –
М.: РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10. Учитесь рисовать. Карандашом, углем и мелком. Ганс Шварц.
Минск 2003 г.
11. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
12. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)