Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Палитра» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г.
№196
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» Реализация требований санитарных правил на практике, должна
обеспечить здоровьесберегающие условия воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи. (от 28.09.2020)
СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)" (от 30.06.2020)
Программа «Изобразительное искусство» имеет художественную
направленность и ориентирована на приобщение детей возраста 7- 10
лет к рисованию. Срок реализации программы – 1 год, общее
количество
часов
–
144
ч.
Уровень
освоения
программы
–
ознакомительный.
Актуальность. Изобразительная деятельность занимает особое место в
развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного
мышления,
колористического
восприятия,
она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших
произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей
интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы
разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению
и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и
удовлетворения.
Это
касается
всех
учащихся,
ведь
в
объединение
принимаются дети с разной степенью одаренности и различным уровнем
базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные
особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому
ребенку.
Сроки реализации программы и возраст учащихся
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся– 7- 10 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа;
Продолжительность одного учебного часа – 40 минут.
Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Цель программы – создание условий для развития творческого
потенциала учащихся в процессе обучения основам изобразительной
деятельности.
Задачи программы
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
знакомство с жанрами изобразительного искусства;
знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
2
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости
от точки зрения;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
улучшение
моторики,
пластичности,
гибкости рук и точности
глазомера;
формирование организационно-управленческих умений и навыков
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны
с
развитием
личностных
качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и
народов;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
Учебный план
3
№
Наименование
п/п разделов, тем
Количество часов
Теория Практика
Формы
Всего
аттестации/
контроль
1.
Вводное занятие
2
-
2
Наблюдение
2.
Живопись
10
24
34
Выставка
работ
2.1. Свойства красок
2
4
6
Наблюдение
2.2. Королева Кисточка и
2
5
7
Наблюдение
2
5
7
Наблюдение
2
5
7
Наблюдение
2
5
7
Наблюдение
10
24
34
Выставка
волшебные
превращения красок
2.3. Праздник тёплых и
холодных цветов
2.4. Серо-чёрный мир
красок
2.5. Красочное настроение
3.
Рисунок
работ
3.1. Волшебная линия.
2
4
6
Наблюдение
3.2. Точка
2
5
7
Наблюдение
3.3. Пятно
2
5
7
Наблюдение
3.4 Форма
2
5
7
Наблюдение
3.5. Контраст форм
2
5
7
Наблюдение
10
33
43
Участие в
4.
Декоративное
конкурсах
рисование
4.1. Симметрия
2
6
8
Наблюдение
4.2. Стилизация
2
6
8
Наблюдение
4.3. Декоративные узоры.
2
7
9
Наблюдение
4.4. Орнамент.
2
7
9
Наблюдение
4
4.5. Сказочная композиция.
5.
Выразительные
2
7
9
Наблюдение
4
25
29
Выставка
работ
средства графических
Наблюдение
материалов
5.1. Цветные карандаши
2
5
7
Наблюдение
5.2 Гелиевые ручки, тушь.
2
5
7
Наблюдение
5.3. Восковые
2
5
7
Наблюдение
2
6
8
Наблюдение
2
-
2
Открытое
мелки,
фломастеры.
5.4. Пастель, уголь.
6.
Итоговое занятие
занятие
38
106
144
Содержание программы
1 Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом. Основные формы
работы. Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности
правила противопожарной безопасности.
Раздел 2. Живопись. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.
Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая
консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя
краски
другим,
разнообразных
легкость
смешивания,
спецэффектов.Особенности
возможность
получения
акварели: прозрачность,
«нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью.
Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в
5
цвет).Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец
дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные
окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей:
жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы
и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном
нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».
Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая),
секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
Практическое
занятие. Выполнение
заданий:
«Цветик-семи-цветик»,
«Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Теория:Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных
явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на
тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла,
согревания).
Особенности
холодных
цветов
(чувство
прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая
рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.
Теория:Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по
светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности
ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного.
6
Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов
(дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у
окошка», «Туман».
Тема 2.5. Красочное настроение.
Теория:Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы
постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые
красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой
краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении
чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое
занятие. Выполнение
заданий:
«Воздушные
замки»,
«Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок.
Теория:Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём,
пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Теория:Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой,
весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое
занятие. Выполнение
заданий:
«Линейная
фантазия»,
«Лабиринты».
Тема 3.2. Точка.
Теория:Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги:
лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер
точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь
7
точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные
фломастеры и карандаши).
занятие. Выполнение
Практическое
заданий: «Мир
насекомых под
микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Тема 3.3. Пятно.
Теория:Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен
от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке.
Изображение
пятна
разными
способами:
различным
нажимом
на
рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ
доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.4. Форма.
Теория:Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами
форм
(геометрическими,
природными,
фантазийными),
способы
их
изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое
занятие. Задания-игры:
«Построй
сказочный
город»,
«Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».
Тема 3.5. Контраст форм.
Теория:Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа –
самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»;
различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование
между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени»,
«Лесной хоровод».
Раздел 4. Декоративное рисование.
8
Теория:Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего
школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития
абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия
Теория: Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
Использование
средней
линии
как
вспомогательной
при
рисовании
симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:одновременное рисование двумя руками сразу;- использование сложенного
листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудобабочка», «Образ из пятна».
Тема 4.2. Стилизация.
Теория:Стилизация
как
упрощение
и обобщение
природных форм.
Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость
восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация
как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного
творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое
занятие. Выполнение
заданий:
«Жар-птица»,
«Древо
жизни», «Сказочные кони».
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Теория:Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных
для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек:
«Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент.
9
Теория:Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал.
Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента.
Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое
занятие. Выполнение
заданий:
«Весёлые
строчки»,
«Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Теория:Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции.
Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный
мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Раздел 5. Выразительные средства графических материалов
Теория:Разнообразие выразительных средств графических материалов.
Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов:
добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 5.1. Цветные карандаши.Техника работы цветными карандашами.
Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных
цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса
Осень», «Разноцветные ёжики».
Тема 5.2. Гелиевые ручки, тушь.
Теория:Знакомство с выразительными возможностями работы гелиевой
ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или
резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими миничерточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для
передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В
траве», «Паук и паутина».
Тема 5.3. Восковые мелки, фломастеры.
10
Теория:Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами.
Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой).
Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной
тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими,
цветными и монохромными).
Практическое
занятие. Выполнение
заданий:
«Весёлые
и
грустные
клоуны», «Карусель».
Тема 5.4. Пастель, уголь.
Теория: Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы
работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование
на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого
штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в
вазе», «Сказочный герой»
Раздел 6. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Промежуточная
аттестация
Ожидаемые результаты
В
результате
реализации
программы
предполагается
достижение
определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети
будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и
жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными
материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения учащиеся будут
Предметные:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- понятие симметрии;
11
Метопредметные:
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание
бумаги);
- уметь смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- уметь правильно использовать художественные материалы в соответствии
со своим замыслом;
- уметь выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной
композиции;
- уметь соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
Личностные:
- уметь грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
- уметь работать самостоятельно и в коллективе.
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- проявлять трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Отслеживание результатов программы
Важной составляющей образовательной программы является мониторинг
качества образования
в объединении, который представляет собой
совокупность диагностических и оценочных процедур по оценке ключевых
компетенций обучающихся: личностных, метапредметных, предметных.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
действиями
—
познавательными,
личностными,
регулятивными,
коммуникативными — овладеют обучающиеся в ходе образовательного
процесса.
Отслеживание результатовосвоения программы происходит в следующих
формах:
выполнение самостоятельных художественных работ;
12
участие учащихся в выставках;
устный опрос;
игра, создание ситуаций успеха;
защита творческого проекта;
аттестация учащихся.
Аттестация проводится в конце года обучения (апрель-май). По итогам
обучения проводится промежуточная аттестация (декабрь – январь), в
конце года обучения – итоговая аттестация. Методика аттестации
включает теоретические вопросы и практическое задание.
Для оценки уровня развитости метапредметных и личностных компетенций,
используются специально разработанные для этого методики:
№
Компетентности
Показатели
Методики диагностики
п/п
1
Личностные
Ценностная и морально «Оцени
–
поступок»
эстетическая методика
ориентация
определения
морального содержания
Ориентация
на действий и ситуаций
выполнение морально –
нравственных
норм;
способность к решению
моральных проблем на
основе
децентрации;оценка
своих поступков
2
-
Метапредметные Коммуникативные:
Методика «Рукавички»
речевая деятельность;
- методика направлена
навыки сотрудничества
на выявление уровня
сформированности
действий по
13
согласованию усилий в
процессе организации и
осуществления
сотрудничества
3
Предметные
Отслеживание
Методика
результатов обучения
«Мукасолька»
Методическое обеспечение
Работа по данной дополнительной общеразвивающей программе направлена
на постоянную поддержку интереса детей к изобразительному творчеству,
повышение их
самооценки, личностное развитие. Поэтому основным
методическим приемом проведения занятий является создание ситуации
успеха (поощрение, создание положительной мотивации). При организации
образовательного
процесса
обязательно
учитываются
возрастные
особенности детей.
Образовательный процесс
включает в себя использование различных
методов обучения:
методы организации и осуществления учебной деятельности (беседа,
инструктаж,
объяснение, использование ТСО, использование наглядных и дидактических
пособий, схем);
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (поощрение,
порицание);
методы контроля и самоконтроля (совместный анализ, взаимопроверка,
устный опрос, участие в выставках);
методы,
в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях: фронтальная, групповая, коллективное творчество.
В течение учебного года обучение строится по принципу постепенного
усложнения ранее изученного. Основными методами обучения являются:
14
объяснительно – иллюстративный метод
и метод инструктирования.
Организация учебно-воспитательного процессе носит гуманистический
характер.
Обучение строится по принципам:
последовательности (от простого к сложному);
наглядности;
связи теории и практики.
Для развития интереса учащихся к изучаемой программе рекомендуется
изучение следующих оригинальных техник:
Смешанная техника. Внее входит: работа восковыми мелками или
масляной пастелью и работа акварелью. Восковые мелки и масляная пастель
сделаны на основе воска – поэтому водные краски скатываются с них. И
закрашивают только незаполненные воском куски бумаги. Тем самым
создается эффект мерцания.
Фломастеры.Фломастеры это графический материал, требующий
специальный
подход
к
работе.
Существуют
2
способа
рисования
фломастерами:
1. Декоративное заполнение пространства различными штрихами и мелкими
рисунками – штрихи, пунктирные линии, точки, кружочки, завиточки и др.
Главное – нельзя закрашивать фломастерами большие п как цветными
карандашами – только мелкие детали.
2. Наслоение цвета. Работа выполняется крупными и не очень штрихами в
разных направлениях с наслаиванием цвета. Тем самым создается эффект
многоцветности и объема. Это живописный подход.
Тушь/перо.Это старая забытая техника еще наших бабушек идедушек.
Делается предварительный рисунок карандашом. Затем с помощью перышка
рисунок обводится. Затем пространство заполняется штриховкой плотной
или
нет,
с
наслоением
в
разных
Создаетсяграфическая,черно-белаяработа.
15
направлениях
и
пр.
требующая
Граттаж.Техника,
длительной
подготовки.Сначаладелается эскиз. Затем прокрашивается лист плотной
бумаги пятнами цвета. После высыхания – наносится восковой слой. Затем
все прокрашивается или черной тушью или черной гуашью или любым
другим цветом. После полного высыхания изображение выцарапывается
перышком или острым предметом (специальным для граттажа). Применяется
выцарапывание штрихами, пятнами и др.
Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала
педагог объявляет учащимся тему занятия, задачи, которые они должны
решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти
показ
вспомогательного
материала,
иллюстрирующего
тему занятия:
художественные фотографии, репродукции работ известных художников,
альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров,
лучшие детские работы. При этом педагог может предложить детям
просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия.
Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса
учащихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит
к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен,
т.к. педагог учит детей технике обращения с различными художественными
материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Он
демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть,
карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная
доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог
раскрывает творческие возможности работы над определенным заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
учащихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до
построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
16
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих
целях программа обеспечена специальным набором игровыхприёмов.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко
превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные
сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц,
фантастических животных. На первых занятиях особенно важно похвалить
каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе,
воодушевить на продолжение обучения. Игровая
гимнастика
в
виде
упражнений(рисунок в воздухе) помогает ребенку быстрее освоить основы
изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно
вводить смену видов деятельности и чередование техническихприёмов с
игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может
послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы
трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др. Вялых,
инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приемов.
Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может
послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно
вырезать различные элементы для коллажа. Нередко игровая смена
различных приемов и техник оказывается
настолько удачной, что из
рисунка-«золушки»
красоты
рождается
сказочной
«шедевр».
Такая
«подзарядка» стимулирует учащегося на творческий настрой, рождает в
каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
17
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить
легко, вызывая активный интерес каждого ребенка, независимо от его
способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное
образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к
изобразительной деятельности детей.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
Дидактическое обеспечение:
1.
художественная литература;
2.
наглядные пособия;
3.
репродукции картин художников;
4.
карточки-задания;
5.
тестовые задания;
6.
фотоматериал;
10.
видеоматериал;
Материалы и приспособления:
1.
Карандаши простые, ластик.
2.
Бумага акварельная, альбом, цветная бумага, картон.
3.
Цветные карандаши, пастель, гелиевые ручки.
4.
Акварельные краски, гуашь.
5.
Баночка для воды, палитра, кисти №1, 2, 3, 4, 5.
Техническое обеспечение:
1.компьютер;
2.программно-аппаратный комплекс по изучению дорожного движения;
3.парты, стулья.
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
2.
Г.М. Логвиненко. Декоративная композиция. Москва 2004г.
3.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
4.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,
2004.
5.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном
творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985.
7.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
8.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство,
2000.
9.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,
2002.
10.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство,
1995.
11.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. –
М.: МИПКРО, 2003.
12.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ,
Школьная книга, 2000.
13.
Основы техники рисунка. Художественная школа. Развитие
творческого потенциала-М: Издательство Эскмо. 2005г
14.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
15.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и
образование, 2001.
19
16.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
17.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
Для учащихся:
1.
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.:
РОСМЭН, 2002.
4.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник,
2001-2002.
5.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7.
СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
РОСМЭН, 2003.
8.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10.
Учитесь рисовать. Карандашом, углем и мелком. Ганс Шварц. Минск
2003 г.
11.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
12.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002
20
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)