Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, регламентирующие
образовательный процесс по настоящей программе:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29
декабря 2012 г.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018
N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р.
7. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 "Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей".
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей, утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41
г. Москва.
9. Устав МБОУ ДО ДДТ
10. Программа развития МБОУ ДО ДДТ
Из всех существующих искусств – декоративно-прикладное искусство
является на сегодняшний день наиболее доступным, наиболее демократичным и
наиболее действенным инструментом влияния, позволяющим обучая, развивая и
воспитывая, создавать условия для формирования человека гармонического,
творческого.
Декоративно-прикладное
искусство
–
действенное
средство
воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к декоративноприкладному искусству, мы тем самым передаем им огромный эстетический и
нравственный опыт, накопленный человеком.
Вещи, сделанные своими руками, во все времена вызывали восхищение.
Они удивляли, радовали, несли свет и теплоту рук своего создателя. В последние
годы наблюдается тенденция декорирования и украшательства, ценится ручная
работа, креативность. Уметь творить – значит уметь видеть, а не просто смотреть,
уметь чувствовать и запоминать красоту. Важно разбудить душу ребёнка, научить
его смотреть и видеть, слышать, понимать и удивляться, размышлять, творчески
мыслить.
Направленность программы: художественная.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие личности
ребенка, через развитие способности самовыражения и самопознания.
Актуальность программы:
Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от учащихся
творческой инициативы и коммуникабельных способностей, подготовку к
самостоятельной
жизни
в
современном
мире
и
профессиональному
самоопределению. Человек, обладающий умением творчески подходить к
решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых
неожиданных ситуациях бытового и социального общения.
Отличительные особенности программы:
В настоящее время существует множество техник декоративно-прикладного
искусства. Отличительная особенность программы
заключается
в
её
расширении за счёт введения новых техник.
Программа разработана для развития творческих способностей учащихся
средствами декоративно-прикладного искусства, с учетом возраста учащихся;
опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни,
адаптацией
в
коллективе,
личностными
качествами,
индивидуальными
склонностями и задатками, характером.
Программа «Мастерица» ориентирована на обучение детей в возрасте 7 – 15
лет (младший и средний школьный возраст).
Младший и средний школьный возраст является наиболее благоприятным и
значительным периодом для развития личностного потенциала. В этом возрасте
учащиеся нуждаются в постоянной деятельности. Внимание в этом возрасте
непроизвольное, недостаточно устойчиво. Память имеет наглядно-образный
характер, запоминается конкретный, интересный, яркий материал. Учащиеся
проявляют
высокий
интерес
ко
всему.
Мышление
конкретно-образное,
формируется волевое поведение, целеустремленность. Младшие школьники с
готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.
Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является
учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте
существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению
основами
наук.
Обучение
становится
многопредметным.
Особенно ярко
проявляет себя подросток во внеучебной деятельности.
Комплектование учебных групп:
Учебная группа комплектуется в период с 1 по 15 сентября, в остальное время
проводится докомплектование группы (если это необходимо).
Учебная
группа
комплектуется
с
учетом
потребностей
и
возрастных
возможностей, по выбранному направлению.
Одновременно в группе занимается от 10 до15 человек.
Объем программы: Общее количество учебных часов, на весь период обучения576 часов - 144 часа – 1 год, 216 часов – 2 год ,216 часов - 3 год обучения).
Срок освоения программы – 3 года.
Занятия проводятся:
1- й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 40 минут и перемена)
2- й и 3-й год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 40 минут и
перемена).
Форма проведения занятий – аудиторная
Форма обучения – фронтальная
Виды занятий – беседа, практическое занятие, открытое занятие,
Формы подведения результатов – беседа, творческий отчет, практические
задания, выставка, открытое занятие.
Особенности организации образовательного процесса: Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое
занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую
часть
педагог
планирует
с
учётом
возрастных,
психологических
и
индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из
заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и
логического мышления.
Программа может реализоваться с применением дистанционных образовательных
технологий и электронных образовательных ресурсов.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и
расписанием занятий, утверждаемых руководителем МБОУ ДО.
Цель
программы:
развитие
творческих
способностей
учащихся
средствами декоративно-прикладного искусства.
Для успешной реализации цели были поставлены следующие задачи:
Воспитательные:
Формирование высокой коммуникативной культуры.
Формирование культуры поведения в социуме.
Образовательные:
Приобретение теоретических знаний (история, терминология, виды техник,
материалов и инструментов, используемых в работе).
Освоение практических навыков, необходимых для творческих процессов.
Обучение приёмам работы с различными материалами и инструментами.
Обучение приемам самостоятельной разработки изделий.
Развивающие:
Развитие творческого потенциала ребенка, его познавательно-творческой
активности.
Развитие творческого мышления и творческих способностей.
Развитие умения анализировать произведения искусства, давать оценку
своей работе.
Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
Развитие образного мышления, воображения, внимания и памяти;
Развитие самостоятельности, усидчивости, аккуратности;
Развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира.
В процессе у учащихся развивается фантазия, воображение, образное
мышление, способность анализировать и сравнивать, воспринимать нравственное
как прекрасное, потребность совершенствовать себя и окружающий мир.
Разнообразие видов техник и материалов, используемых на занятиях,
способствуют
развитию
сенсомоторики,
внимания,
любознательности,
эстетического вкуса, расширению детского кругозора.
Оформление – очень важный этап работы. Именно этот процесс развивает у
учащихся вкус, чувство цвета, композиционное решение.
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет
избежать
монотонности
в
обучении,
благодаря
овладению
учащимися
разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.
Учебный план
1 год обучения
№
1
2
3
4
Название раздела, темы
Всего
Работа
с
бумагой.
16
Модульное оригами
Поделки из природного
16
материала
Работа
с
бумагой.
20
Поделки из
бумаги,
поздравительные
открытки, аппликации
24
Работа
с
разными
видами ткани.
Количество часов
Практика
Теория
12
4
12
4
16
4
20
4
Сувенир-полезные вещи.
Игольница,
Карандашница,
ключница, оберег
32
26
6
6
Поделки
теста
16
12
4
7
Витраж
20
16
4
144
114
30
5
из
соленого
Всего:
2 год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
Название раздела, темы
Поделки из мешковины
Помпон.
Игрушки из помпонов
Поделки из солёного
теста
Аппликация бумажными
лентами «Квилинг»
Мягкая игрушка
Поделки и сувениры из
бумажных лент
Вышивка лентами
«Сувенир – полезные
вещи»
9 Скрапбукинг
10 Декорирование
шпагатом
11 Игрушки из фетра
12 Поделки из газетных
трубочек
8
Всего:
Всего
Количество часов
Практика
Теория
14
10
12
8
2
2
18
14
4
20
16
4
26
20
6
16
12
4
20
16
4
32
28
4
16
12
4
16
12
16
12
10
12
4
2
4
216
172
44
3 год обучения
№
Название раздела, темы
1
Оригами
кусудама)
2
Цветы
из
различных
материалов (бумага, ленты,
фетр)
Аппликация (бумага. фетр,
различные виды ткани)
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
(модульное,
Поделки
из
газетных
трубочек (вазы, корзины)
Аппликация бумажными
лентами. «Квиллинг»
Игрушки из фетра
Кукла (масленка, из чулок,
кукла-оберег)
Сувенир – полезные вещи
(ключница, обереги, панно,
подсвечник,
заколка,
корзинка, рамка для фото)
Скрапбукинг
Декорирование шпагатом
Торцевание
Поделки из бумаги
Поздравительная открытка
Поделки из соленого теста
Канзаши – цветы из
атласных лент
Поделки из мешковины
Всего:
Количество часов
Всего
Практика
Теория
8
6
2
16
12
4
16
12
4
12
10
2
14
10
4
10
8
2
14
10
4
32
26
6
12
20
8
20
10
8
8
10
16
6
16
8
6
6
2
4
2
4
2
2
2
8
6
2
216
168
48
Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие:
Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях
Демонстрация образцов готовых изделий
Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе
Требования безопасности труда на рабочих местах. Основные правила по
технике безопасности
Тема 2. Оригами
Теория:
Краткие сведения из истории оригами
Материалы и инструменты, необходимые для конструирования из бумаги
Демонстрация образцов готовых изделий
Термины, принятые в оригами
Практическая работа:
Упражнения основных элементов складывания
Складывание из бумаги различных фигурок
Оформление изделий
Тема 3. Поделки из природного материала
Теория:
Демонстрация образцов готовых изделий
Беседа об использовании природных объектов для поделок и аппликаций
Практическая работа:
Выбор природных объектов для работы
Составление сюжета
Изготовление поделки
Оформление изделия
Тема 4. Работа с бумагой (Аппликация, поздравительные открытки, поделки из
бумаги).
Теория:
Рассказ об истории появления бумаги
Виды и свойства бумаги
Демонстрация образцов готовых изделий
Практическая работа:
Выбор сюжета, узора
Вырезание деталей
Раскладывание деталей на основе
Наклеивание и высушивание под прессом
Тема 5. Виды швов
Теория:
История возникновения ткани
История шитья
Материалы и инструменты, используемые в работе
Сказка о принцессе иголочке
Загадки
Практическая работа:
Выполнение ручных швов: соединительные, закрепляющие,
отделочные
Тема 6. Сувенир - полезные вещи
Теория:
Беседа о сочетании красоты и пользы изделий
Сведения о видах полезных вещей
Демонстрация образцов готовых изделий
Знакомство с технологией изготовления и особенностью оформления
Практическая работа:
Выбор материала
Раскрой, вырезание деталей
Сшивание, соединение, склеивание деталей
Оформление изделия
Тема 7. Игрушки из фетра
Теория:
Материалы и инструменты, используемые в работе
Демонстрация образцов готовых изделий
Предметная принадлежность
Практическая работа:
Заготовка шаблонов, выкроек
Раскрой, вырезание деталей
Сшивание, соединение, склеивание деталей
Оформление изделия
Тема 8. Витраж
Теория:
История возникновения витражной росписи
Виды витража и разнообразие приемов.
Инструменты до росписи стекла
Основные правила декорирования стеклянных поверхностей.
Стилизованный витраж из бумаги
Практическая работа:
Подготовка поверхности, подготовка трафаретов
Способы нанесение рисунка на стекло
Нанесение контура, заливка цветом
Приемы витража из бумаги
Тема 9. Цветы из различных материалов
Теория:
Разнообразие материалов, применяемых для изготовления цветов
Правила по т/б
Технологии изготовления
Практическая работа:
Вырезание лепестков
Скрепление, оформление
Тема 10. Аппликация
Теория:
Виды аппликаций
Материалы и инструменты
Правила по т/б
Демонстрация образцов готовых изделий
Практическая работа:
Выбор сюжета
Подбор материалов
Вырезание, выкраивание деталей, фрагментов
Составление композиции
Приклеивание на основу, оформление
Тема 11. Поделки из газетных трубочек
Теория:
Технология плетения
Правила по т/б
Практическая работа:
Скручивание газетной бумаги в трубочки
Плетение, формирование определенной формы
Покраска, высушивание, покрытие лаком
Оформление
Тема 12. Аппликация бумажными лентами (Квиллинг)
Теория:
История возникновения аппликации
Сведения о материалах и инструментах, используемых в работе
Практическая работа:
Выбор сюжета, узора
Подбор бумаги
Вырезание бумажных лент
Скручивание ленты, склеивание и придание необходимой формы
Приклеивание на основу
Тема 13. Кукла
Теория:
История возникновения
Виды кукол, предметное предназначение
Демонстрация готовый изделий
Практическая работа:
Технология и последовательность изготовления
Приемы оформления
Тема 14. Скрапбукинг
Теория:
История возникновения
Материалы и инструменты
Правила по т/б
Практическая работа:
Техника выполнения
Выбор материалов
Составление композиции
Приклеивание отдельных элементов на основу, оформление
Тема 15. Декорирование шпагатом
Теория:
Виды декорирования
Последовательность и технология декорирования
Правила по т/б
Практическая работа:
Выбор сюжета
Выбор материалов
Декорирование, оформление
Тема 16. Торцевание
Теория:
История возникновения и виды торцевания
Материалы и инструменты
Правила по т/б
Демонстрация образцов
Практическая работа:
Техника торцевания
Оформление
Тема 17. Поздравительная открытка
Теория:
Предметное предназначение
Виды поздравительных открыток
Особенности оформления
Практическая работа:
Выбор сюжета
Выбор материалов, подборка текста
Вырезание отдельных элементов
Составление композиции
Приклеивание на основу, оформление
Тема 18. Поделки из соленого теста
Теория:
Материалы и инструменты, используемые в работе
Компоненты, необходимые для приготовления солёной массы
Особенности хранения солёной массы
Демонстрация образцов готовых изделий
Практическая работа:
Приготовление теста
Раскатывание массы
Моделирование, придание формы
Высушивание фигурок
Раскрашивание
Отделка и покрытие лаком
Тема 19. Канзаши – цветы из атласных лент
Теория:
История возникновения искусства «Канзаши»
Правила по т/б
Материалы и инструменты
Практическая работа:
Выбор цветовой гаммы атласных лент
Основные приемы складывания лепестков из атласных лент
Соединение лепестков
Оформление
Тема 20. Игрушки из помпонов
Теория:
Материалы и инструменты, используемые в работе
Демонстрация образцов готовых изделий
Практическая работа:
Технология изготовления помпонов
Выбор ниток
Изготовление, соединение помпонов
Оформление игрушки
Тема 21. Мягкая игрушка
Теория:
Сведения о разнообразии и функциональной принадлежности игрушки
Сведения о структуре и разновидностях тканей, швов и их использование
при изготовлении
Понятие о выкройках, шаблонах и правилах раскроя
Последовательность изготовления мягкой игрушки
Демонстрация образцов мягкой игрушки
Практическая работа:
Выбор ткани, меха, ниток
Раскрой деталей по выкройке
Сшивание деталей
Набивка деталей, пришивание
Оформление игрушки
Тема 22. Вышивка лентами
Теория:
Сведения из истории вышивки
Материалы и инструменты, используемые в работе
Демонстрация образцов готовых изделий
Практическая работа:
Основные виды швов и приёмов работы
Выбор узора, сюжета
Вышивка летами
Оформление работы
Планируемые результаты
Занятия с детьми по предложенной программе в первую очередь должны
способствовать:
─ Адаптации ребёнка к жизни в личностно-значимой сфере: социальноэкономической, социально-политической, культурной, через приобщение его к
художественно- творческой деятельности.
─ Организации содержательного досуга.
─ Созданию комплекса условий для личностного развития ребёнка и подготовки
его к будущему, на основе развития общечеловеческих качеств, которые в любой
ситуации создают основу для решения всех жизненных проблем и конфликтов.
─ Развитие в каждом ребёнке его творческого начала.
Личностные:
- уметь анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы,
проявлять настойчивость в достижении цели;
- уметь правильно взаимодействовать в коллективе;
- уметь выражать себя в различных видах творческой деятельности;
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе творческого
взаимодействия;
- подводить самостоятельный итог занятия;
- способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности;
- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметные:
- знать о ценностном отношении декоративно-прикладного искусства, как к
культурному наследию народа;
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- уметь адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников,
педагога, родителя;
- уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные
Учащиеся первого года обучения должны знать:
должны знать:
─ Основные виды, техники декоративно-прикладного искусства
─ Правила по технике безопасности, в процессе работы с различными
инструментами
─ Материалы и инструменты, используемые в работе
─ Краткие сведения из истории разных техник ДПИ
─ Виды и свойства бумаги, картона, ткани
─ Объекты природного происхождения
─ Общие правила и технологии при работе с различными материалами
─ Виды ручных швов
─ Способы оформления изделий из различных материалов
должны уметь:
─ Свободно владеть и объяснять правила пользования различными
инструментами и материалами
─ Выполнять и объяснять правила выполнения ручных швов
─ Составлять эскизы изделий, находить их цветовое решение
─ Объяснять последовательность изготовления изделий
─ Владеть технологиями изготовления, предусмотренными программой
─ Выполнять операции по шаблонам, выкройкам, схемам
Учащиеся второго года обучения должны знать:
─ Правила техники безопасности, в процессе работы с различными
инструментами
─ Материалы и инструменты, используемые в работе
─ Общие правила и технологии при работе с различными материалами
─ Краткие сведения из истории ткани, её видов и свойств
─ Краткие сведения из истории мягкой игрушки, её функциональной
принадлежности, из истории вышивки
─Краткие сведения из истории возникновения новых направлений в декоративноприкладном искусстве
─ Основные виды нетрадиционного рисования
─ Особенности приготовления и хранения солёного теста
─ Способы оформления изделий из различных материалов
должны уметь:
─ Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой
деятельности
─ Свободно владеть и объяснять правила пользования различными
инструментами и материалами
─ Владеть приёмами выполнения нитяной графики
─ Владеть приемами плетения
─ Владеть приемами декорирования, торцевания
─ Владеть основными приемами складывания лепестков в технике «Канзаши
─ Составлять эскизы, сюжеты, находить цветовое и композиционное
решение
─ Владеть основными техниками скручивания бумажных лент
─ Владеть навыками моделирования при работе с солёной массой
─ Владеть навыками кройки и шитья
─ Уметь выполнять основные виды швов при вышивке лентами
Учащиеся третьего года обучения должны знать:
─ Правила техники безопасности, в процессе работы с различными
инструментами
─ Сведения о материалах и инструментах, используемых в процессе работы
─ Сведения о разновидностях мягких игрушек
─ Общие правила и технологии при работе с бумагой, тканью, солёным
тестом, лентами
─ Способы оформления изделий из различных материалов
должны уметь:
─ Владеть приёмами изготовления помпонов
─ Владение навыками приготовления солёной массы и придание ей
различной формы
─ Владеть навыками кройки и шитья
─ Владеть различными техниками скручивания бумажных лент
─ Владеть технологией вышивки лентами
─ Владеть приемами плетения
─ Владеть приемами декорирования, торцевания
─ Владеть основными приемами складывания лепестков в технике «Канзаши
─ Получать информацию об объекте, используя рисунки, схемы, эскизы
─ Изготавливать изделия из различных материалов, выбирать материалы
с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам
─ Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и
температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся
форточкой для проветривания.
Оборудование:
Столы – 100%
Стулья, соответствующие возрасту учащихся – 100%
Шкафы, стеллажи для
хранения материалов, инструментов, оборудования,
литературы и образцов изделий – 100%
Техническое оснащение:
Клей-пистолет
Утюг
Материалы и инструменты, используемые в работе:
Материалы
Различные виды тканей, кожа, канва
Мех натуральный, искусственный
Цветная бумага, картон
Различные виды ниток
Вата, синтепон, поролон
Ленты, тесьма
Коробочки, пуговицы
Бусины, бисер
Природные материалы, пластилин
Проволока, леска
Инструменты
Иглы, булавки
Кисти
Напёрстки
Палочки для набивки
Канцелярские принадлежности
Мел
Клей
Линейки
Карандаши
Ластик
Краски
Информационное обеспечение:
Для фиксации работ, поделок, учебных занятий, мастер-классов
необходимо
иметь фотоаппарат - 70%
Музыкальный центр или колонка, для воспроизведения аудиозаписей – 60%
Компьютер (ноутбук) , с доступом в интернет– 90%
Мультимедийное устройство – 50%
Кадровое обеспечение:
Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом.
Подготовленный специалист должен владеть общепедагогическими умениями,
знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в стандарте
профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Кроме
общепедагогических квалификационных характеристик педагог должен владеть
различными техниками ДПИ, демонстрировать последовательность действий.
Также педагог должен владеть навыками работы с мультимедийной техникой
(компьютер,
создавать
мультимедийный
для
Повышению
проектор,
камера,
демонстрации
мультимедийные
профессиональной
компетенции
цифровой
продукты
в
области
фотоаппарат),
–
презентации.
художественно-
эстетического развития учащихся будет способствовать изучение литературы, а
также изучение опыта других педагогов в сети интернет, в целом это будет
способствовать достижению требуемой компетентности в реализации программы.
Формы аттестации:
Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала по
программе являются:
Стартовая диагностика (сентябрь)
Промежуточная диагностика (январь)
Итоговая диагностика (май)
Стартовая диагностика - проводится в начале учебного года. Отслеживается
уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме наблюдения.
После анализа результатов проводится корректировка тематических планов,
пересматриваются учебные задания, если это необходимо.
Промежуточная диагностика - проводится по окончании 1-го полугодия, целью
которой, является выявление степени обученности, творческой активности детей,
корректировка тематических планов.
Формы
промежуточной
аттестации:
открытые
занятия,
практические
упражнения, практические задания, тестирование.
Итоговая диагностика - проводится в конце учебного года. Цель ее проведения определение уровня усвоения программы каждым учеником.
Формы итоговой аттестации: открытые занятия, практические упражнения,
практические задания, выставка, открытые уроки, опрос, тестирование.
Текущий контроль – проводится регулярно в процессе обучения. Выявляется
степень усвоения обучающимися нового материала и проявления творческой
активности каждого ребенка.
Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование, наблюдение во время
выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки, открытые занятия.
Для определение уровня развития знаний, умений и практических навыков
используются диагностические методики, разработанные согласно содержанию
программы «Мастерица».
Оценочные материалы:
Диагностика по дополнительной программе «Мастерица»
1-го года обучения за 1-е полугодие
Фамилия:
1. Тест «Бумага и ее свойства»
1. Из чего делают бумагу? (укажите несколько вариантов ответа)
А) из древесины
Б) из старых книг и газет
В) из железа
Ответ:
2. Где впервые появилось искусство оригами? (укажите один вариант ответа)
А) в Китае
Б) в Японии
В) в России
Ответ:
3. Бумага- это:
А) материал
Б) инструмент
В) приспособление
Ответ:
4. Что означает тонкая основная линия в оригами?
А) контур заготовки
Б) линию сгиба
Ответ:
5. Какие свойства бумаги ты знаешь? (укажите несколько вариантов ответа)
А) хорошо рвется
Б) легко гладится
В) легко мнется
Г) режется
Д) хорошо впитывает воду
Е) влажная бумага становится прочной
Ответ:
6. Какие виды бумаги ты знаешь? (укажите несколько вариантов ответа)
А) наждачная
Б) писчая
В) шероховатая
Г) обёрточная
Д) толстая
Е) газетная
Ответ:
7. Выбери инструменты при работе с бумагой: (укажите несколько вариантов
ответа)
А) ножницы
Б) игла
В) линейка
Г) карандаш
Ответ:
8. Что нельзя делать при работе с ножницами? (укажите несколько вариантов
ответа)
А) держать ножницы острыми концами вниз
Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями
В) передавать их закрытыми кольцами вперед
Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию
Д) хранить ножницы после работы в футляре
Ответ:
9. Для чего нужен шаблон?
а) чтобы получить много одинаковых деталей
б) чтобы получить одну деталь
Ответ:
10. На какую сторону бумаги наносить клей?
А) лицевую
Б) изнаночную
Ответ:
11. Для чего нужен подкладной лист?
А) для удобства
Б) чтобы не пачкать стол
Ответ:
12. Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
(укажите несколько вариантов ответа)
А) чистый лист бумаги
Б) Ладошку
В) тряпочку
Ответ:
13. Какие виды разметки ты знаешь? (укажите несколько вариантов ответа)
А) по щаблону
Б) сгибанием
В) сжиманием
Г) на глаз
Д) с помощью копировальной бумаги
Ответ:
14. При разметке симметричных деталей применяют:
А) шаблон половины фигуры
Б) целую фигуру
Ответ:
15. Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:
А) не разворачиваешь лист
Б) разворачиваешь лист
Ответ:
1. Природный материал
Укажи, что относится к природным материалам:
1. глина
2. ткань
3. кора
4. семена
5. плоды
6. бумага
7. цветы
8. желуди
9. листья
Ответ:
Определи порядок сушки цветов и листьев:
а) накрой газетами и положи сверху груз;
б) отбери яркие, не засохшие цветы и листья;
в) положи их на газету, расправь;
г) через несколько дней разложи их в папки.
Ответ:
2. Ручные швы.
Определить соответствие между рисунком шва и его названием.
Рисунок шва
1.
Название шва
А) краевой
Б) отделочный
2.
В) соединительный
3.
Ответ:
Критерии оценивания.
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением
уровня развития:
5- высокий;
4-3-средний;
2-0-низкий.
№
Фамилия, имя
Бумага и ее
свойства.
Природный
материал.
Ручные
швы.
Аккуратность
в работе
(наблюдение)
Соблюдение
техники
безопасности
(наблюдение)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Педагог:
Диагностика по дополнительной программе «Мастерица»
1-го года обучения за 2-е полугодие
Фамилия:
Обереги их значение.
Определи соответствие между оберегом и его значением
Оберег
Значение (символ)
1. Оберег-ложка
А) символ семьи, заботы о детях
1.
2. Оберег-веничек
Б) символ безопасности
3. Оберег-птица
В)
символ
сытости,
благосостояния и довольства
4. Оберег ключ
Г) символ защиты дома и семьи
Ответ:
2.
Тест «Тестопластика»
1. Из чего готовят солёное тесто?
А) рисовая мука;
Б) пшеничная мука;
В) горчичный порошок.
Ответ:
2. Какой клей добавляют в солёное тесто?
А) ПВА;
Б) дракон;
В) момент;
Г) канцелярский.
Ответ:
3. При приготовлении теста в муку кладём:
А) сахар;
Б) ванилин;
В) соль.
Ответ:
4. Солёное тесто нужно хранить:
А) в бумаге;
Б) в полотенце;
В) в плотно завязанном пакете.
Ответ:
5. Где правильно сушить изделия из теста?
А) в газовой духовке;
Б) в электрической духовке;
В) в печке.
Ответ:
6. Какой инструмент не используется при работе с солёным тестом?
А) скалка;
Б) чеснокодавка;
В) расческа;
Г) плоскогубцы.
Ответ:
7. Какой краской нельзя окрашивать тесто?
А) пищевой,
Б) акриловой;
В) масляной.
Ответ:
3.
Творческая витрина.
Представь, что данная рамка — это витражная витрина зоомагазина, сделай
эскиз витрины на тему животный мир.
Критерии оценивания.
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением
уровня развития:
5- высокий;
4-3-средний;
2-0-низкий.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Фамилия, Обереги
их
имя
значение.
Тестопластика
Творческая
витрина
(творческое
решение,
эскиз)
Решение
композиционных
задач
(наблюдение)
Проявление в
работах
индивидуальности
(собственной
изюминки)
(наблюдение)
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Педагог:
Диагностика по дополнительной программе «Мастерица»
2-го года обучения за 1-е полугодие
Фамилия:
1. Тест «Квиллинг- магия бумажных лент»
1. Квиллинг это…
a) аппликация;
б) бумагокручение;
в) складывание бумаги.
Ответ:
2. Родина квиллинга
a) Япония
б) Китай
в) Европа
Ответ:
3. Когда возникло искусство квиллинга
a) конец 14, начало 15 века;
б) начало 21 века;
в) конец 19, начало 20 века.
Ответ:
4. Квиллинг это...
a) оригами;
б) коллаж;
в) бумажная филигрань.
Ответ:
5. Инструменты для квиллинга
a) клей, зубочистка, пластилин;
б) зубочистка, ножницы, бумага;
в) ножницы, проволока, бисер.
Ответ:
6. Техника «Квиллинг» невозможна без:
a) клей;
б) картон;
в) зубочистка.
Ответ:
7. Сколько существует базовых элементов?
a) 10;
б) 30;
в) 20.
Ответ:
8. Этапы выполнения элемента:
a) склеивание;
б) приготовление полосок;
в) скручивание спирали.
Ответ:
9. Квиллинг это...
a) искусство;
б) развлечение;
в) работа.
Ответ:
10. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль
(кроме инструмента для квиллинга)
Ответ:
2. Мягкая игрушка
1. На какой стороне ткани нужно выкраивать детали?
Ответ:
2. Как при раскрое располагаются парные детали?
Ответ:
3. Расположите этапы в соответствии с последовательностью изготовления
мягкой игрушки и поставьте соответствующую цифру, напротив:
Сшивание деталей Оформление Выбор модели игрушки Подбор материала Вырезание деталей Набивка сшитых деталей Сборка изделия Перевод выкроек на ткань 4. Процесс, в котором используется вата, синтепон (составь слово из букв)
ВИБКАНА
Ответ:
5. Наполнитель мягкой игрушки (продолжи список, не менее 4-х названий)
Вата,…
Ответ:
6. Определите вид мягкой игрушки по описанию:
Игрушка, состоящая из нескольких деталей, каждая из которых заполняется
набивочным материалом. Выкройки имеют вытачки. Детали головы и туловища
имеют различные вшивные элементы, создающие дополнительный объем.
Ответ:
3.Декор для мешочка из мешковины.
Выполни с помощью рисунка декоративное оформление для мешочка из
мешковины, применяя свои знания
Критерии оценивания.
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением
уровня развития:
5- высокий;
4-3-средний;
2-0-низкий.
№
Фамилия, имя
Квиллинг.
Мягкая
игрушка.
Декор для
мешочка из
мешковины.
(эскиз,
фантазия)
Творческое
решение в
своих
работах
(наблюдение)
Свобода
владения
специальным
инструментом
(оборудованием)
и оснащением
(наблюдение)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Педагог:
Диагностика по дополнительной программе «Мастерица»
2-го года обучения за 2-е полугодие
Фамилия
1. Сувенир
1. Допишите Сувенир –это …
Ответ:
2. Перечислите какие ты уже делал сувениры и в каких техниках:
2. Плетение газетных трубочек.
Определите алгоритм последовательности поделки из газетных трубочек
(поставьте соответствующую цифру, напротив):
Плетение –
Покраска –
Покрытие лаком Высушивание –
Скручивание газетной бумаги в трубочки –
Формирование определенной формы Оформление -
1.
3. Скрапбукинг.
Определи соответствие между фото скрапбукинга и его стилем.
Фото скрапбукинга
Стиль
А) Ретро
2.
Б) Винтаж
3.
В) Наследие
4.
Г) Чисто и Просто
5.
Д) Американский
Ответ:
4.
Готовое изделие
На ваш выбор предоставьте педагогу для итоговой аттестации одно готовое
изделие, которое вы считаете самым лучшим и удачным, изготовленное в
объединении за этот учебный год.
Критерии оценивания.
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением
уровня развития:
5-высокий;
4-3-средний;
2-0-низкий.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Фамилия, имя
Сувенир
Плетение
газетных
трубочек
Скрапбукинг Готовое изделие
(аккуратность,
качество,
композиционное
и цветовое
решение,
собственное
творчествокреативность,
декоративное
оформление)
Ответственность
при работе в
объединение
(наблюдение)
11.
12.
Педагог
Диагностика по дополнительной программе «Мастерица»
3-го года обучения за 1-е полугодие
Фамилия
1.Тест по теме аппликация.
1. Способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу
накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани,
бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов – это ………(допишите)
Ответ:
2. Какие виды аппликаций вы знаете? (укажите несколько вариантов ответа)
1.Плоская
2.Тоненькая
3.Полуобъёмная
4. Мягкая
5. Объёмная
3. Перечислите из чего можно сделать аппликацию?
Ответ:
4. В каком порядке выполняют аппликацию? (напротив поставь цифры
поэтапного изготовления аппликации)
а) Вырежи детали б) разметь детали, составить композицию в) приклей г) нарисуй эскиз -
д) подбери материалы
2. Цветы и её техники изготовления.
Найдите соответствие между фото изготовленных цветов и в какой технике она
сделана:
Фото
1.
Техника
А) Цветы из бисера
2.
Б) Квиллинг
3.
В) Цветы из фольги
4.
Г) Филигрань
5.
Д) Цветы из фоамирана
6.
Е) Цветы из лент
7.
Ж) Цветы из ватных дисков
Ответ:
3. Куклы.
1. Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях?
Ответ:
2. Из чего раньше делали куклы?
Ответ:
3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
Ответ:
4. Определите соотношение между названием куклы и её определением:
Название куклы
1. Зернушка, Крупеничка
2. Десятиручница
3. Желанница
4. Неразлучники
5. Кукла-Веснянка
6. Мартинички
7. Кукушечка
8. Кубышка-травница
Ответ: Обрядовые:
Игровые:
Куклы-обереги:
Критерии оценивания.
Назначение и определение куклы
Обрядовые
А) Кукла, которая была призвана
способствовать в домашних делах хозяйке
дома.
Б) Куклу делали после сбора урожая из
самого отборного зерна или крупы и
ставили ее к иконам в Красный угол.
В) Этих кукол делали на свадьбу и
хранили всю жизнь. С появлением второго
и последующих детей кисточки
добавлялись.
Г) Кукла, которую показывать никому не
следовало, если хотели, чтобы желание
исполнилось.
Игровые
Д) Куколок делали из белых и красных
ниток в первый месяц весны.
Е) Оберег молодости и красоты.
Куклы-обереги
Ж) Целительская кукла. Оберегает от
болезней и недугов.
З) Амулет, оберегающий от несчастья.
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением
уровня развития:
5- высокий;
4-3-средний;
2-0-низкий.
№
Фамилия, имя
Аппликация. Технологии
изготовления
цветов.
Куклы.
Творческий
выбор
сюжета.
(наблюдение)
Умение
работать в
коллективе,
помощь
другому.
(наблюдение)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Педагог
Диагностика по дополнительной программе «Мастерица»
3-го года обучения за 2-е полугодие
Фамилия
1. «Техника Канзаши»
1. Страна, в которой стали впервые изготавливать канзаши?
Ответ:
2. Перечислите инструменты для изготовления элементов канзаши:
Ответ:
3. Определи соответствие между фото лепестка канзаши и его названием:
Фото лепестка
1.
Название
А) округлый объемный лепесток
2.
Б) острый лепесток
3.
В) Двойной и тройной острые
лепестки
4.
Г) продолговатый лепесток со
складкой в центре
2. Тест «Техники ДПИ»
1. Как
называется техника декорирования поверхностей наклеиванием
изображений, после чего их закрепляют лаком? В настоящее время для этой
техники часто используют салфетки и специально
напечатанные картинки.
1) Инкрустация
2) Декупаж
3) Скрапбукинг
4) Энкаустика
Ответ:
2. Этим словом сейчас называют особую технику рукоделия, в процессе которой
из специально обработанной шерсти создаются различные украшения,
декоративные панно, игрушки и даже одежду и обувь. Это рукоделие просто
называется валянием.
1) Фелтинг
2) Квилтинг
3) Квиллинг
4) Пэчворк
Ответ:
3. Старинная техника сшивания полотна из различных лоскутков, проще говоря лоскутное шитьё. Именно она нынче прячется за ещё одним иностранным словом
"..."
1) Фриформ
2)Пейп-арт
3)Квилтинг
4)Пэчворк
Ответ:
4. Этот метод рукоделия также известен как "бумагокручение". Это могут быть
открытки, декорированные объёмными завитками из разноцветных полосочек
бумаги?
1.
Канзаши
2.
Амигуруми
3.
Квиллинг
4.
Пейп-арт
Ответ:
5. Это японское искусство очень плотного вязания на спицах или крючком
маленьких мягких зверушек и человекоподобных существ, однако это могут быть
и различные предметы, как бы наделённые
человеческими качествами.
1) Оригами
2)Амигуруми
3)Омияге
4)Канзаши
Ответ:
6. Искусство изготовления этого украшения для интерьера возникло из
увлечения фигурной стрижкой деревьев. Сегодня этим словом называют
красивые искусственные деревца, обычно с округлой формой кроны. Декор и
цветовая гамма такого "дерева" могут быть самыми разными, ведь используются
самые разные материалы.
1) Икебана
2)Бонсай
4)Топиарий
4) Эбру
Ответ:
7. Эта разновидность флористики представляет из себя исполнение картин
различными природными материалами, для чего их высушивают в спрессованном
виде.
1) Ошибана
2) Икебана
3) Декупаж
4) Аппликация
Ответ:
8. Этот вид рукодельного искусства называется словом, которое переводится как
"книга из вырезок". Чаще всего таким способом оформляют семейные альбомы,
открытки и дневники.
Пейп-арт
Скрапбукинг
Папье-маше
Румбокс
Ответ:
1)
2)
3)
4)
9. Этим словом называют технику создания открыток, закладок, картин и
всевозможных предметов декора из пергаментной бумаги или кальки с помощью
тиснения и прорезания отверстий.
1) Пергамано
2) Скрапбукинг
3)Фриформ
4)Квиллинг
Ответ:
10. Украшение мира вязаными изделиями, иначе говоря - уличное вязание,
возникло как нечто похожее на граффити. Выглядит это творчество довольно
любопытно, например, вы можете встретить деревья в полосатых "свитерах" или
обвязанные скамейки и ручки дверей. Ну и конечно же, у этого хобби имеется
своё название, обозначающее только его.
1) Ярнбомбинг
2) Фриформ
3) Фриволите
Омияге
Ответ:
3.Готовое изделие.
Для итоговой аттестации предоставьте на выбор педагогу своё изделие, сделанное
в этом учебном году с кратким пояснением по плану:
1.
2.
3.
4.
Название изделия.
Техника изделия.
Назначение изделия.
Алгоритм технологии изготовления изделия.
Критерии оценивания.
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением
уровня развития:
5-высокий;
4-3-средний;
2-0-низкий.
№
Фамилия,
имя
Техника Техники
канзаши. ДПИ.
Готовое изделие.
(качество,
творческая
изюминкакреатив,
целостная
композиция,
цветовое
решение, устное
сообщение
учащегося)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Педагог
Методические материалы
Творческая
активность
(наблюдение)
Теоретические Практические
знания
навыки и
программы
умения по
данной
программе
Формы организации образовательного процесса
1. Теоретические занятия:
Учащиеся получают возможность ознакомиться с историей возникновения
различных направлений декоративно-прикладного искусства, осваивают правила
техники безопасности, учатся читать схемы, условные обозначения и постигают
технологию изготовления различных изделий.
2. Практические занятия:
Занятия способствуют развитию навыков моделирования и конструирования,
формируются общие трудовые навыки. Учащиеся приобретают умения в процессе
работы с различными материалами и инструментами, осваивают различные
техники и последовательность изготовления изделий, овладевают основными
приёмами оформления – ведь это очень важный этап работы.
3. Индивидуальные занятия:
На занятиях предусматривается индивидуальная работа с учащимися. Если
ребёнок не освоил данный материал или возникли сложности в операционных
умениях, необходимым является следующее:
─ Повторный показ операций, сопровождаемый объяснением
─ Наблюдение за руками учащегося при выполнении операций
Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Задача педагога не только выявить творческие способности учащихся, но и
развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку, поддержать
одарённых и талантливых детей, а также детей, отстающих в своём развитии.
4. Коллективные занятия:
Коллективные формы работы требуют объединения творческих усилий всех
участников. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает
самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои
индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении
общественно значимых целей. В коллективной работе у детей формируются
навыки совместной деятельности, межличностных отношений, накапливается
опыт общения.
5. Игровые занятия:
Для создания соответствующей интеллектуальной, эмоциональной обстановки и
атмосферы на занятиях используются различные развлекательно-познавательные
игры. Это викторины и загадки, подобранные к определённой теме, игры,
кроссворды.
В процессе работы используются информационно-методические материалы:
дидактический материал (схемы, рисунки, эскизы, образцы), литература для
руководителя, выкройки, шаблоны помогают более точно и конкретно раскрыть
темы занятий.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, проектный.
Формы организации учебного занятия: мастер-класс, наблюдение, открытое
занятие, практическое занятие, презентация, экскурсия, конкурс.
Педагогические технологии
Здоровьесберегающие технологии (направлены на сохранение здоровья
воспитанников: правильное распределение времени, с учетом уровня
работоспособности).
Игровые технологии (подбор игр, которые отвечают задачам и содержанию
занятия, возрасту и подготовленности учащихся: подвижные, пальчиковые,
разминка для ума, загадки, пословицы о труде, рукоделии).
Проектные технологии (участие в проектной деятельности).
Информационно – коммуникативные технологии (это разнообразный
иллюстративный материал из сетевых электронных ресурсов, используемый
при подборе наглядных пособий к занятию. Информация комплектуется по
тематическим папкам, что дает возможность очень быстро находить
нужный материал).
Технология личностно-ориентированного обучения (совершенствование
индивидуальных способностей ребенка с учетом имеющегося у него опыта
познания).
Алгоритм учебного занятия
1этап – организационный - подготовка учащихся к работе на занятии, подготовка
рабочих мест. Создание психологического настроя на учебную деятельность и
активизация внимания.
II этan – проверочный - установление правильности и осознанности
выполнения домашнего (если оно было), коррекция ошибок. Проверка
усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный - подготовка к восприятию нового содержания.
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности.
IV этап - основной - усвоение новых знаний и способов действии. Обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения. Применение пробных практических заданий. Упражнения,
задания, выполняемые учащимися самостоятельно.
Обобщение и систематизация знаний.
V этап – итоговый - дать анализ и оценку успешности достижения цели и
наметить перспективу последующей работы.
VI этап: информационный. - информация о домашнем задании (если это
необходимо), инструктаж по его выполнению.
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов педагогом используются:
–
книги, учебные пособия
–
фото материалы и образы готовых изделий
–
аудиозаписи для музыкального сопровождения занятий
–
раздаточные материалы (трафареты, шаблоны, заготовки)
–
методические разработки занятий
Список литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из природных материалов. – М.: ООО
ИКТЦ «ЛАДА». 2008.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:
Издательство «Аким», 1996.
3. Денисова Н. А. Пушистики и мохнатики: шьём сами. – М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Доброва Е. В. Цветочные композиции: вышиваем лентами. – М.: ООО
Издательство «Мир книги», 2006.
5. Джейн Дженикс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек: пер. с англ. – М.:
Мой мир, 2008.
6. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М.:ООО ТД «Издательство Мир
книги», 2009.
7. Конышева Н. М. Наш рукотворный мир: Методические рекомендации к
учебнику по технологии. 3 класс. – Смоленск, 2006.
8. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей:
методическая служба. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
9. Лапеева Н. П. Шьём весёлый зоопарк. – М.: Айрис-пресс, 2005.
10. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2000.
11. Поделки
и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных
материалов: пер. с пол. – М.: Мой мир, 2006.
12. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: Издательство «Ниола-Пресс»,
2007.
Электронные ресурсы
1. Страна мастеров. Режим доступа:
https://yandex.ru/search/?text=старна%20мастеров.
2. Поделки из соленого теста. 100 лучших идей. Режим доступа:
https://ratatum.com/podelki-iz-solenogo-testa-mk/.
3. Оригинальные поделки из природного материала. Режим доступа:
http://domnomore.com/podelki-iz-prirodnogo-materiala-idei-foto.
4. Новые виды техник декоративно-прикладного искусства. Режим доступа:
https://videouroki.net/razrabotki/.
5. Витраж. Режим доступа: https://www.forumhouse.ru/articles/house/7195.
6. Обереги для дома своими руками. Режим доступа:
https://delaemrukami.org/1700089099732388384.
7. Коллекция поделок из фетра. Режим доступа:
https://yandex.ru/collections/user/sokolnikova-iulia2016/podelki-iz-fetra/
8. Скрапбукинг. Мастер-классы. Режим доступа: https://www.livemaster.ru/.
9. Канзаши своими руками. Режим доступа: https://podelkidoma.ru/rukodelie/kanzashi/.
10. Техника и приемы торцевания. Режим доступа:
http://womanonly.ru/deti/maminy_sekrety/.
11. Сувениры своими руками. Режим доступа: https://podelki.guru/.
12. Квиллинг для начинающих. Режим доступа: https://modernplace.ru/.
13. Вышивка атласными лентами. Режим доступа: https://thezabor.ru/.
14. Поделки и игрушки из помпонов своими руками. Режим доступа:
https://delaemrukami.org/1696426047283923821/.
15. Выкройки игрушек своими руками. Режим доступа: http://svoimi-rukamiclub.ru.
16. Плетение из газетных трубочек. Режим доступа: https://stroychik.ru/raznoe
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)