Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, регламентирующие
образовательный процесс по настоящей программе:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29
декабря 2012 г.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая
2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
7. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 "Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования
детей".
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва.
9. Устав МБОУ ДО ДДТ
10. Программа развития МБОУ ДО ДДТ
Направленность программы: художественная.
«Лоскутная техника» - это традиционный вид народного прикладного
искусства в области художественной обработки ткани.
Заниматься лоскутным шитьем детям доступно, интересно и очень
увлекательно. Лоскутное творчество подобно волшебству, так как из
различных маленьких кусочков тканей можно создать что-то совершенно
новое, цельное, обладающее сильным эмоциональным воздействием. Как
любой другой вид декоративно-прикладного искусства, лоскутная техника
имеет большой диапазон, как по сложности выполнения, так и по
декоративным возможностям. Такой вид деятельности как «Лоскутная
техника» несёт в себе огромный развивающий и обучающий потенциал:
учит детей концентрировать внимание и стимулирует развитие памяти;
помогает развитию первых чертёжных навыков, закрепляет знания по
основным геометрическим понятиям; воспитывает у ребёнка аккуратность,
бережное отношение к материалам.
В процессе обучения, учащиеся знакомятся с историей зарождения
лоскутного шитья из лоскута, с современными направлениями лоскутной
техники, использованием декоративных лоскутных изделий в быту и
интерьере, обучаются различным приемам художественной обработки
лоскута,
осваивают
основные
техники
шитья,
изучают
элементы
конструирования и традиционные лоскутные узоры. Учащиеся приобретают
навыки в подборе тканей по фактуре и цвету, учатся оформлению и
декорированию изделий, т.е. овладевают практически всеми этапами
лоскутной работы. В целом, работа с детьми в области художественного
шитья из лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое
начало, научить понимать и любить красоту.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать
учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной
ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя,
способствовать развитию художественного вкуса у детей.
Отличительные особенности программы
Программа
модифицированная,
разработана
на
основе
авторской
программы Ульяновой Л.В. В основу программы легли пособия по
лоскутному шитью:
Нагель О.И Лоскутная технология. – М., 1997.
Мазуркин Т.А.
Лоскутное шитье.
Библиотечка по шитью. -М., 1997.
Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. -М., 1998.
Ульяновой Л.В., г. Череповец Программа дополнительного образования
детей «Художественное лоскутное шитье».
В программу Л.В. Ульяновой, которая легла в основу данной
программы, внесены изменения:
I год обучения
Раздел «Орнаменты лоскутной мозаики» - увеличены часы на изучение
темы «Пошив лоскутных изделий из трёх слоёв» (10 часов).
II год обучения
Содержание программы сокращено с 216 часов до 144 часов.
Исключен раздел «Народный костюм для кукол» (24 часа).
Сокращены часы по разделам:
«Северные лоскутные коврики» (72 часа – 36 часов, исключена тема
«Коврики из объёмных уголков»)
«Самостоятельная работа» (42 часа – 34 часа); «Оформление выставки» (3
часа – 2 часа в каждой теме).
Возраст детей
Программа ориентирована на обучающихся 10-12 лет.
Объем программы: Общее количество учебных часов, на весь период обучения288 часов (I год обучения - 144 часа, II год обучения - 144 часа)
Срок освоения программы – 2 года.
Занятия проводятся:
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
Уровни общеразвивающей программы: Содержание и материал программы
организованы в соответствии с уровнями сложности.
Стартовый уровень (1 год обучения) - предполагает изучение общедоступного
материала минимальной сложности.
Базовый уровень (2 год обучения) – изучение теоретического материала и освоение
практических заданий усложняется, добавляется освоение новых техник.
Форма обучения – групповая, индивидуально-групповая
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс
Формы подведения результатов – беседа, творческий отчет, практические задания,
выставка, конкурсы, представление готового изделия с комментариями,
самостоятельная работа.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Лоскутная техника» реализуется в рамках студии «Шитья и
моделирования», куда принимаются все желающие учащиеся 10 лет.
Цель программы:
Развитие творческих способностей у обучающихся на основе освоения
лоскутной техники.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с историей зарождения и развития лоскутного шитья.
2.Познакомить с законами гармоничных сочетаний, принципами построения
орнаментальных композиций.
3.Научить создавать изделия в соответствии с традиционными техниками и
приемами лоскутного шитья.
Развивающие:
1. Формирование эстетической культуры, развитие творческой фантазии и
художественного вкуса;
2. Развивать моторику рук в практической деятельности со специальными
инструментами и материалами (ножницами, толстыми и тонкими иглами,
нитками и др.).
Воспитательные:
1.Активизировать интерес к народному творчеству, его традициям.
2.Воспитывать чувство гордости за выполненную работу, бережное
отношение к своему и чужому труду.
3.Воспитывать трудолюбие, упорство. Умение доводить начатое дело до
конца.
Учебно - тематический план
1-й год обучения.
№
п/п
Тема
Форма
теория практи аттестации/
контроля
ка
Диагностическая
1
1
беседа.
Наблюдение.
2
2
Ответ-вопрос.
Наблюдение.
5
33
Практическая
работа.
1
3
Выставка
2
16
готовых
изделий.
Представление
своей
14
тряпичной
2
куклы с
комментариям
и.
Кол-во часов
всего
Вводное занятие.
2
1.
Инструменты и материалы.
4
2.
Мелкая лоскутная пластика (шитье
на руках).
2.1 Объемные декоративные элементы.
2.2 Лоскутный сувенир (сувенирные
игольницы, игрушка-подвеска,
ажурная салфетка из розанов).
2.3 Русская народная тряпичная
игрушка (куклы узловые, куклызакрутки, лоскутный мяч).
38
3.
Основы цветовой грамоты.
6
2
4
4.
Орнамент и композиция.
4
2
2
5.
Основные технологические приемы
соединения простых лоскутных
элементов (шитье на швейной
манишке).
5.1 Соединение лоскутных полосок.
5.2 Соединение квадратов.
5.3 Соединение прямоугольных
треугольников.
Орнаменты лоскутной мозаики.
Технология обработки и пошив
изделий в лоскутной технике.
6.1 Орнаменты из квадратов и
прямоугольных треугольников.
Мотивы: «Звезда», «Вертушка»,
«Мозаика»
6.2 Пошив лоскутных изделий из двух
10
2
8
2
4
4
1
1
1
1
3
3
62
9
53
8
2
6
6.
4
18
16
Наблюдение.
Заполнение
таблиц
«Цветовые
гармонии».
Наблюдение.
Практическая
работа.
Наблюдение.
Практическая
работа.
Построение
схемы.
Выставка готовых
блоков.
Наблюдение.
Практическая
работа.
Выставка эскизов
узора.
Готовое изделие.
Конкурс-выставка
готовых изделий.
слоев.
6.3 Орнаменты из полос.
Техники: «Диагональная раскладка»,
«Прямая раскладка», «Четверть
квадрата», «Колодец».
6.4 Пошив лоскутных изделий из трех
слоев.
6.5 Шитье из многогранников ручным
способом.
6.6 Лоскутные узоры в свободной
технике.
6.7 Пошив подарочных изделий в
свободной технике. Мотивы: «Цветок»,
«Звезда из ромбов».
6.8 Сюжетные узоры.
7.
Коллективная работа «Лоскутное
полотно».
Итоговое занятие.
8
1
7
8
2
6
10
1
9
6
1
5
4
1
3
10
1
9
8
16
1
6
7
10
2
-
2
33
111
Всего: 144
Наблюдение.
Самостоятельная
работа.
Готовое изделие.
Выставка готовых
работ,
выполненных за
год.
Учебно - тематический план
2-й год обучения.
№
п/п
Тема
Количество часов
всего теория практика
Форма
аттестации/
контроля
Диагностическая
беседа
Вводное занятие.
2
2
-
1.
Северные лоскутные коврики.
1.1Коврики из плетеных косичек.
1.2Махровый коврик «Ляпачиха».
36
14
22
4
2
2
32
12
20
Наблюдение.
Практическая
работа.
Выставка.
2.
Лоскутная мозаика Севера (узоры,
схемы, техники).
2.1 Введение в тему.
2.2Техника исполнения узора
«Квадрат в квадрате».
2.3 Техника исполнения узора
«Паркет».
2.4Техника исполнения узора
«Мельница из полос».
2.5 Техника исполнения узора
«Русский квадрат».
2.6 Техника исполнения узора
«Ступени».
Построение лоскутных
орнаментальных полотен.
Самостоятельная работа
«Лоскутное панно».
4.1 Работа над композицией изделия.
4.2 Выполнение изделия в лоскутной
технике.
Лоскутные аксессуары:
Косметичка
(чехол
для
телефона, очечник).
Сумка (рюкзачок).
Колье (бусы, браслеты).
Оформление итоговой выставки.
30
6
24
2
6
2
1
5
4
6
1
1
3
5
Наблюдение.
Практическая
работа.
Выставка
готовых
изделий.
Ответ-вопрос.
6
1
5
6
1
5
6
2
4
Практическая
работа.
34
2
32
8
26
2
-
6
26
Наблюдение.
Практическая
работа.
Выставка
готовых
изделий.
32
4
28
Наблюдение.
Практическая
работа.
Выставка
готовых
изделий.
2
-
2
2
-
2
Выставка
готовых
изделий.
Тест
144
21
123
3.
4.
5.
Итоговое занятие.
Всего:
Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие.
Теоретические знания:
Знакомство с членами творческого объединения. Общая характеристика учебного
процесса. Цели и задачи первого года обучения. Рассказ о русских традиционных
ремеслах. Знакомство с лоскутным шитьем как с одним из направлений
декоративно-прикладного искусства. История зарождения и развития лоскутного
шитья в мире и России.
Современные направления шитья из лоскута. Основы безопасного труда в
творческом объединении.
1.Инструменты и материалы.
Теоретические знания:
Инструменты, приспособления, необходимые для работы, их назначение и
применение, правила хранения. Знакомство с основным оборудованием. Техника
безопасности во время занятий при работе с колющими и режущими предметами,
электроутюгом. Материалы, используемые в лоскутном шитье. Характеристика
свойств тканей, их применение в зависимости от техники лоскутного шитья,
назначения изделия. Подготовка тканей к работе, Правила влажно-тепловой
обработки.
Практические занятия:
Изготовление шаблонов из картона. Сортировка тканей по видам, толщине.
Определение фактуры ткани, лицевой и изнаночной сторон, долевой и уточной
нити. Влажно-тепловая обработка.
2.Мелкая лоскутная пластика (шитье на руках).
2.1. Объемные декоративные элементы.
Теоретические знания:
История сувенира и его назначение. Анализ конструкций изделий. Приемы сборки
деталей. Техника утяжки при изготовлении мордочек. Варианты компоновки
деталей. Приемы рыхлого и плотного ажурного соединения розанов при
шитье
декоративных салфеток. Способы оформления сувенирных изделий. Изготовление
выкроек-лекал. Зарисовка схем соединения элементов-розанов.
Практические занятия:
Подбор тканей и подготовка их к работе. Крой деталей.
2.2.
Объемные декоративные элементы. (Изготовление изделий-сувениров).
Теоретические знания:
Выбор изделия. Этапы изготовления сувенира. Подбор тканей. Виды ручных швов:
вперед иголка, потайной, через край и др.
Практические занятия:
Изготовление сувениров с использованием объемных элементов: сувенирные
игольницы, игрушка-подвеска, ажурная салфетка из розанов. Творческая работа по
декорированию изделий. Оценка качества работы.
2.3.
Русская народная тряпичная игрушка.
Теоретические знания:
История развития народной игрушки. Знакомство с простейшей тряпичной куклой:
ее разновидности, назначение, условия образа. Элементы народной одежды в
оформлении куклы. Крестьянский лоскутный мяч-погремушка.
Демонстрация образцов тряпичных игрушек, иллюстраций и фотокопий изделий
народных мастеров. Анализ конструкций моделей.
Разбор этапов выполнения изделий. Приемы изготовления наряда для сшивных
кукол.
Практические занятия:
Изготовление тряпичных кукол-закруток не сшивным способом (освоение узловых
приемов, различных приемов скручивания.). Творческая работа по куклам.
Зарисовка схемы сборки лоскутного мяча. Подбор ткани, отражающий времена
гола. Раскрой деталей- квадратов. Сборка модели ручным способом. Просмотр и
оценка выполненных работ.
3. Основы цветовой грамоты.
Теоретические знания:
Природа цвета. Цветовой круг. Ахроматические и хроматические цвета. Основные,
составные и дополнительные цвета. Основные характеристики цвета. Теплые и
холодные цвета, их свойства. Цвет как основа художественной выразительности в
произведениях из лоскута. Эмоционально психологическое значение цвета.
Гармоничные сочетания цветов (родственные группы, контрастные группы.)
Практические занятия:
Зарисовка ахроматического и хроматического ряда (гуашь, акварель). Построение
двенадцати секторного цветового круга (смешение цветов, нахождение оттенков).
Выполнение таблиц «Цветовые гармонии» (краски, ткани).
4.Орнамент и композиция.
Теоретические знания:
Понятие
«орнамент».
Смысловое
значение
и
художественная
образность
орнаментов. Виды орнаментов. Геометрический орнамент- основа лоскутной
мозаики. Понятие о композиции орнамента, пропорциях, ритме. Определения:
«элемент», «мотив», «раппорт». Симметричность и равновесие форм в орнаменте.
Влияние цвета на композицию в орнаменте. Приемы построения лоскутных узоров
на основе раппортных сеток.
Практические занятия:
Работа с бумажной мозаикой: конструирование орнаментов из отдельных
геометрических форм (построение орнамента в двух, в трех цветах, используя
геометрический
элемент
квадрат;
вариации
орнаментов
из
квадрата
и
треугольника, применяя принцип построения композиции от центра) и мотивов,
поиск собственных вариаций. Разработка орнамента в цвете. Выполнение варианта
в лоскуте способом клеевой аппликации.
5.Основные технологические приемы соединения простых лоскутных
элементов (шитье на швейной машинке).
5.1. Соединение лоскутных полосок.
Теоретические знания:
Понятие о технике лоскутного шитья. Организация рабочего места при
выполнении машинных работ.
Техника безопасности при работе со швейным
оборудованием. Правила заправки и ухода за швейной машинкой. Правила раскроя
полосок по шаблону. Соединение полос.
Практические занятия:
Заправка швейной машинки. Раскрой полосок, соединение деталей стачным швом.
Отработка ровного шва по булавкам, регулирование величины стежка. Отработка
приемов влажно-тепловой обработки.
5.2.Соединение квадратов.
Теоретические знания:
Разбор приемов соединения квадратов в полотно на примере мотива. Расчет
деталей для кроя. Этапы влажно0-тепловой обработки при шитье из квадратов.
Индивидуальный инструктаж.
Практические занятия:
Построение схемы сборки в тетради. Прошив узлов «Шахматка». Подбор ткани по
принципу6 темная, светлая. Поэтапное соединение квадратов по схеме и
выполнение приемов влажно0-тепловой обработки. Подравнивание блока-образцов
по контрольному шаблону. Просмотр и оценка качества выполненной работы.
5.3. Соединение прямоугольных треугольников.
Теоретические знания:
Соединение треугольников на примере одного из узоров (из двух цветов). Схема
узора. Правила раскроя при сшивании деталей и влажно-тепловой обработке.
Приемы шитья «в гирлянду».
Практические занятия:
Зарисовка схемы узора. Поэтапная работа по пошиву блока-образца. Просмотр и
оценка качества работы
6.Орнаменты лоскутной мозаики. Технология и пошив изделий в лоскутной
технике.
6.1.Орнаменты из квадратов и прямоугольных треугольников.
Теоретические знания:
Знакомство с узорными мотивами «Звезда», «Вертушка», «Мозаика». Символика и
многообразие вариантов. Демонстрация изделий (готовые образцы, иллюстрации).
Схемы традиционных мотивов. Варианты компоновки блоков. Разбор этапов
самостоятельной работы над образцами. Индивидуальные консультации.
Практические занятия:
Зарисовка схем узоров. Поиск цветовых решений и новых комбинаций из данных
элементов. Подбор ткани. Разбор вариантов порядка соединения элементов в блок.
Пошив образцов. Оценка качества работы.
6.2 Пошив лоскутных изделий из двух слоев.
Теоретические знания:
Использование декоративных изделий из лоскута в современном интерьере, их
эстетическое и художественное содержание. Уход за изделиями из лоскута.
Демонстрация
изделий:
салфетки,
комплекты
(образцы,
иллюстрации,
фотографии). Способы обработки подобных изделий: «в мешочек» за счет нижнего
слоя (подкладки). Последовательность технологических операций. Способы
стежки.
Практические занятия:
Создание композиций. Построение схемы-эскиза, поиск цветового решения,
изготовление шаблонов, подбор ткани в цвете, раскрой деталей. Пошив
декоративного изделия с простегиванием в два слоя. Примерные образцы изделий
мини-салфетки, чехлы на подушки и др.
6.3. Орнаменты из полос.
Теоретические знания:
Основные блоки «Диагональная раскладка», «Прямая раскладка», «Четверть
квадрата», «Колодец». Общее знакомство с орнаментами из полос. Создание
композиции в технике шитья из полос, варианты компоновки блоков в линию,
квадрат, прямоугольник, Многообразие цветовых решений. Схемы блоков.
Порядок сборки. Технология шиться полос: на основу, от углового квадрата, от
центрального квадрата. Постановка и решение творческой задачи: подбор ткани с
постепенным переходом цвета от темного к светлому.
Практические занятия:
Выполнение схем рисунков. Разработка цветовых решений. Сортировка и
подготовка лоскута к работе. Поэтапное освоение базовых техник шитья из полос.
6.4. Пошив лоскутных изделий из трех слоев.
Теоретические знания:
Декоративные лоскутные изделия для кухни. Знакомство с образцами.
Анализ конструкции кухонной прихватки (декоративный верх, прокладочный слой,
рабочая сторона).
Приемы простегивания изделий из трех слоев: машинная строчка «шов в шов»;
ручной способ швом «вперед иголка»; узелковый способ. Технологические
операции обработки открытых срезов в зависимости от формы изделия: прямой
бейкой, косой бейкой. Способы изготовления навесных петель для изделия.
Практические занятия:
Пошив изделий по готовому образцу или собственному замыслу. Выбор изделия,
техника шитья. Выполнение эскиза изделия или схемы узора. Подготовка
шаблонов и лекал. Цветовая гамма. Подбор и раскрой ткани. Поэтапное
выполнение работы. Обработка и оформление изделий.
6.5 Шитье из многогранников ручным способом.
Теоретические знания:
Общее знакомство с узорами из многогранников. Мотивы: «Цветок», «Звезда из
ромбов». Приемы построения правильного шестиугольника и ромба с углом 60
градусов. Технология сборки элементов вручную.
Практические занятия:
Построение шестиугольника и ромба. Изготовление необходимых шаблонов и
бумажных вспомогательных подкладок. Подбор и раскрой ткани. Выполнение
мотива по схеме на выбор обучающихся. Украшение готового изделия (фартука,
косынки) лоскутным мотивом.
6.6. Лоскутные узоры в свободной технике.
Теоретические знания:
Понятие «свободное шитье». Знакомство с изделиями, выполненными в этой
технике
(образцы,
специальная
литература).
Узор
«Безумный
лоскут».
Особенности компоновки лоскутов по цвету. Рекомендации по выбору ткани.
Разбор техники шитья от середины основы.
Практические занятия:
Зарисовка этапов сборки лоскутов на основу. Сортировка и подготовка лоскутных
остатков к работе. Освоение техник свободного шитья на основу.
6.7. Пошив подарочных изделий в свободной технике.
Теоретические знания:
Приемы изготовления подобных изделий: «Рождественский сапожок», «Лоскутное
сердце» и др. Варианты оформления изделий декоративными элементами (розаны,
блестки, бусинки т.п.).
Практические занятия:
Изготовление подарочных изделий на выбор обучающихся. Самостоятельное
выполнение декора.
6.8 Сюжетные узоры.
Теоретические знания:
Современные сюжетные мотивы. Стилизация форм.
Оформление данных мотивов в изделие (мини-панно).
Построение сюжетных мотивов из простых геометрических фигур (выполнение
творческого задания).
Практические занятия:
Работа с бумажной мозаикой. Поиск решения сюжетной композиции. Зарисовка в
схемах собственных и предложенных сюжетов. Выбор темы для изделия. Цветовая
гамма. Подбор ткани. Изготовление изделия.
7.Коллективная работа «Лоскутное панно».
Теоретические знания:
Замысел.
Поиск
композиционного
решения.
Коллективное
составление
композиции6 целостность произведения, композиционный центр, расположение
главных цветовых пятен. Организация детей для выполнения индивидуальных и
групповых заданий.
Практические занятия:
Выполнение
рабочего
чертежа.
Изготовление
шаблонов.
Подбор
тканей.
Выполнение индивидуальных и групповых заданий. Коллективная сборка и ручное
пристегивание изделия. Оформление. Подведение итогов работы.
Итоговое занятие.
Практические занятия:
Выставки работ учащихся. Подведение итогов работы за год.
Содержание программы 2-гогода обучения
Вводное занятие.
Теоретические знания:
Основные
задачи,
содержание
программы
второго
года
обучения.
Организационные вопросы. Общие правила организации труда и техники
безопасности (повторение). Знакомство с образцами второго года обучения.
1. Северные лоскутные коврики.
1.1.Коврики из плетеных косичек.
Теоретические знания:
Знакомство с образцами. Вариации плетеного «кругляша» в современных изделиях
для дома. Использование прямых косичек для отделки одежды. Приемы получения
различных цветовых эффектов. Рекомендации по использованию ниток, тканей для
данных изделий. Приемы подготовки текстиля для плетения. Этапы плетения и
способы плетения их между собой. Способы наращивания полос. (ручной шов, с
помощью швейной машинки).
Влажно-тепловая полос и готового изделия. Индивидуальный инструктаж.
Практические занятия:
Зарисовка способов наращивания полос и приемов плетения ковриков и различных
форм. Цветовое решение будущего изделия. Подготовка полос. Выполнение
техники плетения одним из предложенных способов.
Скрепление косичек ручным швом или переплетение с готовым фрагментом.
Дизайнерская работа по оформлению изделия.
1.2. Махровый коврик «Ляпачиха».
Теоретические знания:
Лоскутной «лик». Использование тканей для «ляпочек» и для основы. Способы
подготовки лоскутиков и приемы закрепления их на основе. Вариации лоскутного
рисунка или пестрого лоскута. Демонстрация технических рисунков, фотографий.
Практические занятия:
Работа с образцами. Зарисовка технической схемы этапов выполнения работы.
Подбор и подготовка ткани.
Выполнение эскиза в цвете.
Орнаментальное и цветовое решение изделия.
Изготовление
коврика. Возможно выполнение
коллективной работы приемом соединения отдельных махровых фрагментов.
2. Лоскутная мозаика Севера. (Узоры, схемы, техники).
2.1.
Введение в тему.
Теоретические знания:
Лоскутные полотна северо- запада России. Знакомство с работами народных
мастериц.
2.2 Техника исполнения узора «Квадрат в квадрате».
Теоретические знания:
Разбор схемы узора. Порядок и технологические приемы выполнения узора в
зависимости от цвета деталей. Демонстрация данных мотивов в общей композиции
орнамента. Индивидуальный инструктаж.
Практические занятия:
Выполнение рабочего чертежа. Работа над цветом. Расчет и изготовление
необходимых шаблонов. Подбор ткани и раскрой детали. Поэтапное шитье
образцов узора.
2.3 Техника исполнения узора «Паркет».
Теоретические знания:
Разбор схемы узора. Порядок и технологические приемы выполнения узора в
зависимости от цвета деталей. Демонстрация данных мотивов в общей композиции
орнамента. Индивидуальный инструктаж. Практические занятия:
Выполнение рабочего чертежа. Работа над цветом. Расчет и изготовление
необходимых шаблонов. Подбор ткани и раскрой детали. Поэтапное шитье
образцов узора.
2.4 Техника исполнения узора «Мельница из полос».
Теоретические знания:
Разбор схемы узора. Порядок и технологические приемы выполнения узора в
зависимости от цвета деталей. Демонстрация данных мотивов в общей композиции
орнамента. Индивидуальный инструктаж.
Практические занятия:
Выполнение рабочего чертежа. Работа над цветом. Расчет и изготовление
необходимых шаблонов. Подбор ткани и раскрой детали. Поэтапное шитье
образцов узора.
2.5 Техника исполнения узора «Русский квадрат».
Теоретические знания:
Разбор схемы узора. Порядок и технологические приемы выполнения узора в
зависимости от цвета деталей. Демонстрация данных мотивов в общей композиции
орнамента. Индивидуальный инструктаж.
Практические занятия:
Выполнение рабочего чертежа. Работа над цветом. Расчет и изготовление
необходимых шаблонов. Подбор ткани и раскрой детали. Поэтапное шитье
образцов узора.
2.6 Техника исполнения узора «Ступени».
Теоретические знания:
Разбор схемы узора. Порядок и технологические приемы выполнения узора в
зависимости от цвета деталей. Демонстрация данных мотивов в общей композиции
орнамента. Индивидуальный инструктаж.
Практические занятия:
Выполнение рабочего чертежа. Работа над цветом. Расчет и изготовление
необходимых шаблонов. Подбор ткани и раскрой детали. Поэтапное шитье
образцов узора.
3 Построение лоскутных орнаментальных полотен.
Теоретические знания:
Образование сложных орнаментов в лоскутном шитье. Зеркальный метод.
Взаимосвязь единичного рисунка-блока с соединениями, рисунками. Компоновка
блоков в орнаменте. Способы построения сложных композиций в лоскутном
шитье. Статичные и динамичные композиции. Связь композиционного решения с
формой и назначением изделия. Лоскутные декоративные изделия в современном
интерьере. Практические занятия:
Работа со специальной литературой.
Построение рисунков, схем. Копирование
отдельных орнаментальных систем с таблиц.
4.Самостоятельная работа «Лоскутное панно».
4.1. Работа над композицией изделия.
Теоретические знания:
Этапы работы над эскизом изделия. Выполнение эскиза в масштабе. Этапы
разработки небольшого изделия для убранства интерьера с использованием
традиционных техник лоскутного шитья.
Практические занятия:
Выбор темы. Композиционное решение будущего изделия. Создание эскиза в
масштабе 1:10. Работа над цветовым решением. Выполнение рабочего чертежа
повторяющихся блоков в натуральную величину. Расчет шаблонов и их
изготовление.
4.2. Выполнения изделия в лоскутной технике.
Практические занятия:
Подбор ткани по цвету. Раскрой деталей. Технологические приемы сборки деталей
в блок. Соединение блоков в композицию. Оформление каймой. Подготовка к
простегиванию (соединение трех слоев.) Выполнение стежки одним их известных
способов. Оформление изделия. (обработка края изделия, пришивание кулиски или
петель.).
5.Лоскутные аксессуары.
Теоретические знания:
Использование лоскутной техники в одежде, аксессуарах. Демонстрация изделийобразцов, иллюстраций, фотокопий.
Практические занятия:
Пошив изделий на выбор обучающихся: косметичка (чехол для телефона, для
очков), сумочка (рюкзачок), колье (бусы, браслеты).
Оформление итоговой выставки.
Практические занятия:
Подготовка изделий для выставки. Оформление выставки.
Итоговое занятие.
Практические занятия:
Подведение итогов. Награждение участников выставки.
Планируемые результаты
Метапредметные:
- Уметь создавать собственные замыслы, применять их в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
- Быть ответственным в коллективной работе.
- Уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции.
- Уметь планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей.
- Владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
Личностные:
- Проявлять интерес к историческим традициям лоскутной техники и своей
Родины.
- Уметь формулировать ответы на вопросы с применением швейных терминов,
принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
- Проявлять доброжелательную и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
- Бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
-
Проявлять
фантазию,
творческую
индивидуальность,
любознательность,
сообразительность, внимательность.
- Уметь преодолевать трудности, быть ответственным за качество своей
деятельности.
Предметные:
- Знать историю зарождения и развития лоскутного шитья.
- Уметь использовать инструменты и приспособления для работы с тканью.
- Уметь сортировать ткани по составу волокна, различать по фактуре и толщине.
- Знать основные виды художественных работ с текстильным лоскутом.
- Знать основные технологические приемы шитья из лоскута.
- Уметь строить схемы лоскутных техник и изготовлять шаблоны: квадрата,
прямоугольника, треугольника, полоски, шестиугольника, ромба с углом 60.
- Уметь выполнять основные виды швов вручную и на швейной машинке.
-Знать особенности развития лоскутного шитья в России.
-Знать традиционные технологии лоскутной мозаики: «Квадрат в квадрате»,
«Паркет», «Мельница из полос», «Русский квадрат», «Ступени» и уметь по
алгоритму составлять их.
-Знать приёмы получения различных цветовых эффектов из ткани (текстильное
плетение) и уметь гармонично сочетать цвета лоскутов в изделии.
-Самостоятельно, творчески выполнять декоративные изделия используя свою
фантазию и дизайнерскую индивидуальность.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения
и
температурного режима, в котором имеется окно с открывающейся форточкой для
проветривания.
Оборудование:
Столы – 100%
Стулья, соответствующие возрасту учащихся – 100%
Шкафы для хранения материалов, раскроечный стол, оборудованный ящиками для
инструментов, оборудование, образцы готовых изделий – 100%
Техническое оснащение:
Швейные машинки
Оверлог
Утюг и гладильная доска
Материалы и инструменты, используемые в работе:
Лоскуты ткани
Ленты, тесьма, нитки
Иголки, булавки
Ножницы, перекусы для нити, распарыватели
Сантиметровая лента, линейки
Простые карандаши, портновский мел (мыло)
Бумага
Информационное обеспечение:
Для фиксации работ, поделок, учебных занятий, мастер-классов
иметь фотоаппарат - 70%
Компьютер (ноутбук), с доступом в интернет– 90%
Кадровое обеспечение:
необходимо
Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом.
Подготовленный специалист должен владеть общепедагогическими умениями,
знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в стандарте
профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Кроме
общепедагогических квалификационных характеристик педагог должен иметь
швейное образование, демонстрировать последовательность действий. Также
педагог
должен
(компьютер,
создавать
навыками
мультимедийный
для
Повышению
владеть
работы
проектор,
с
мультимедийной
камера,
демонстрации
мультимедийные
профессиональной
компетенции
цифровой
продукты
в
области
техникой
фотоаппарат),
–
презентации.
художественно-
эстетического развития учащихся будет способствовать изучение литературы, а
также изучение опыта других педагогов в сети интернет, в целом это будет
способствовать достижению требуемой компетентности в реализации программы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала по
программе являются:
Уровень подготовленности ребенка (сентябрь)
Промежуточная диагностика (январь)
Итоговая диагностика освоения учащимися учебного материала по программе
1-го года обучения (май)
В
начале
учебного
года
отслеживается
уровень
подготовленности
обучающихся. Проводится в форме диагностической беседы, теста и
выполнения простых практических заданий. После анализа результатов
проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные
задания, если это необходимо. Промежуточная диагностика проходит в форме
теста. Итоговая диагностика проходит представлением готового изделия с
комментариями по плану, тест, выставка работ.
Методическое обеспечение
Программа
предусматривает изучение
таких видов лоскутной
техники как «квадрат», «пуфики», «треугольник», «изба» «колодец». В
отличие от многих видов декоративно-прикладного искусства, работа с
лоскутом не требует никаких особых навыков, только практических. В
процессе практической работы, которая является основной формой
обучения, учащиеся последовательно осваивают приемы изготовления
лоскутных изделий с учетом современной технологии.
В основу занятий положено изучение образцов народного творчества.
Учащиеся знакомятся с основами композиции, особенностями построения
узоров, цветовой гаммой. Упор в работе делается на практические работы,
включающие выполнение эскизов будущих изделий в цвете и воплощение
их в материале.
Обучение осуществляется при условии единства
теоретических знаний и практики. Каждая новая тема в программе
начинается с вводной теоретической части, которая позволяет учащимся
получить необходимые знания для освоения материала, заинтересовать их,
воодушевить на работу. Часто при проведении занятий теория не
выделяется в самостоятельную часть, а вплетается в практическую
деятельность и служит ее основой.
Теоретическую часть с учащимися лучше ограничить краткими
беседами (не более 10 – 15 минут) и пояснениями по ходу процесса. Чтобы
интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его
постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости
применения его на практике. Он может включать в себя – краткое пояснение
педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов
работы. Демонстрация таблиц, схем по цветоведению, лоскутных мотивов
как пример гармоничного сочетания различных лоскутов.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы.
Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких
заданий. На начальном этапе работы – освоение приёмов, по каждому виду
отдельно. Это должно быть небольшие работы по объёму, выполняемые по
образцу. Все практические работы учащихся строятся по принципу от
простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная
работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её
выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления
изделия,
приёмы
работы.
предусматривается
развитие
учащегося
в
При
выполнении
индивидуальных
конструкторском,
творческих
способностей
художественном
и
работ
каждого
технологическом
исполнении.
Освоение техник лоскутной мозаики предполагает выполнение учебных
образцов (блоков), которые рассматриваются как упражнение в технических
приемах,
подборе
цветовых
сочетаний,
разработке
орнаментальных
композиций. Удачно выполняемые образцы оформляются в законченные
изделия.
На начальном этапе обучения целесообразнее шить изделия небольшого
размера: настольные салфетки, прихватки, рукавички и подставки для
горячего, коврики на стул или мини-панно. Большой объем работы с
мелкими лоскутками пугает начинающих лоскутниц, поэтому масштабную
работу лучше выполнять коллективно. Это наиболее эффективная форма
организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается
выполнить трудоемкую работу и улучшить ее качество.
Процесс изготовления коллективного изделия может быть осуществлен
различными путями. Можно дать индивидуально творческие задания по
выполнению мини-панно, которые в последствии собираются вручную в
единое изделие. Можно разделить работу на блоки, обучающийся собирает
свою часть общей орнаментальной композиции. Собрав отдельные блоки в
лоскутное полотно, дальнейшую работу по сборке слоев, стежке,
оформлению, можно делать сообща. Коллективная работа помогает
показать учащимся многие приемы и секреты изготовления традиционного
лоскутного изделия, морально подготовить их к выполнению интерьерных
изделий собственными силами.
Отсутствие жестких заданий, поддержка педагогом инициатив своих
подопечных, погружение детей в ситуации, когда им нужно принять
самостоятельное решение, в том числе коллективное, а также внимание к
интересам
учащихся,
способствует
их самореализации,
проявлению
творческих возможностей. Это необходимо учитывать при организации
учебно-воспитательного процесса.
Особое внимание необходимо уделять посещению выставок декоративно
прикладного искусства, произведений народного творчества. Следует
обращать внимание учащихся на взаимовлияние традиционного лоскутного
шитья, ткачества, вышивки, плетения их бересты, резьбы по дереву.
Знакомство с любыми произведениями народного творчества, и не только
лоскутного шитья, настраивает на восприятие прекрасного, формирует
эстетический вкус и эстетическое суждение.
Методы обучения.
Для успешной реализации программы используются следующие методы
обучения:
по источнику знаний:
- словесные: разъяснение, беседа, рассказ и т.п.;
- наглядные: иллюстрации, демонстрационный наглядный материал;
- практический метод: упражнения, выполняемые с помощью схем, таблиц,
рабочей тетради и т.п.
по характеру познавательной деятельности учащихся:
- репродуктивный (упражнения по образцу);
- творческие задания — предусматривают разработку и создание индивидуального
творческого изделия.
Программа строится на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей,
свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально
благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития
учащегося («ситуация успеха», «развивающее обучение»);
- принцип доступности обучения и посильности труда;
- принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков,
учащихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой
инициативы детей;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных
видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное
увеличение нагрузки;
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к
современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;
- принцип креативности: развитие творческих способностей учащихся, применение
методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор
индивидуального маршрута и темпа его освоения.
В процессе занятий учащиеся углубляют и расширяют знания, умения,
навыки по работе с лоскутом полученные на уроках труда, это проходит в
системе, причём не на отдельных образцах, к которым учащиеся относятся
«прохладно», а на конкретной полезной, выполняемой в художественном
исполнении конкретной полезной вещи.
Основные формы организации труда на учебных занятиях:
• Индивидуальная
самостоятельная
работа,
позволяющая
осуществлять индивидуальных подход к ребенку на учебном
занятиях и консультациях.
• Групповая - учебные занятия, праздники.
• Коллективная, которая учит сотворчеству, позволяет развивать
чувство
ответственности,
сопереживания,
подчинение
своих
интересов
общей
цели,
помогает
повысить
их
самооценку
(совместная деятельность на учебных занятиях, праздниках)
• Работа
в
парах,
предполагающая
совместное
сотворчество
обучающегося и педагога, обучающийся-обучающийся.
• Тематические выставки как наиболее адекватная творческому
процессу форма оценки выполненных образцов изделий, форма
подведения итогов работы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного
процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально
насыщенной.
Основной
формой
работы
детского
объединения является учебное занятие. Для повышения интереса учащихся,
могут быть использованы занятие – деловая игра («Фабрика», «Открытие
выставки» и т.д.), занятия – образы по сценарию со специальной
подготовкой детей («Посиделки»), занятия – праздники и т.д. Отчёт о
работе творческого объединения может проходить в форме выставок,
открытых занятий, праздников.
Методическое обеспечение программы
Учебные пособия, методические материалы и разработки по темам
программы; наглядно-иллюстративные материалы: схемы, чертежи, подборки с
выкройками, лекала для кроя, образцы готовых изделий, видеоматериалы;
фотоальбом коллектива, выставочные коллекции студии; журналы мод, учебная
литература.
Список литературы
1. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий. – М.:
Олма-пресс, 2007.
2. Вуд Д. Шитьё. Большая иллюстрированная энциклопедия.
– М.: Эксмо, 2008.
3. Горяинова О.В., Медведев О.П. Школа юного дизайнера.
– Ростов н./Д.: Феникс, 2007.
4. Нагибина Н. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг, 2008.
5. Литература в электронном виде:
В стиле пэчворк. /Пер. с итал. Г.В.Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Миркниги»; 2009. -64 с.
Дизайн из полос в квилте: практическое руководство. /Пер. с англ. – М.:
Издательство «Ниола-Пресс», 2007 – 80 с.
Журнал «Рукоделие + пэчворк»: № 1, 2005; № 2, 2005; № 3, 2005.
Журнал «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё»: o За 2004 год - № 9-10. o За
2006 год - № 5-6.
Лоскутное шитьё от простого к сложному. Джанна Валли Берти. /Пер.
Лоскутные фантазии. Лоскутное шитьё. – М.: Эксмо, 2009.
Мотивы круга в квилте: практическое руководство. /Пер. с англ. – М.:
Издательство «Ниола-Пресс», 2007 – 80 с.
с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2009.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)