технология изготовления изделий из ткани

Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, регламентирующие образовательный
процесс по настоящей программе:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая
2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
7. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 "Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования
детей".
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва.
9. Устав МБОУ ДО ДДТ
10. Программа развития МБОУ ДО ДДТ

Направленность программы: техническая.
Современный рынок образовательных услуг в системе дополнительного
образования детей как никогда насыщен. Чего только не предлагается ребятам в
свободное от учебы время: от занятий экзотическими восточными единоборствами до
освоения курсов гувернанток. Дополнительное образование детей сегодня - это не что
иное, как сфера услуг, призванная удовлетворять образовательные потребности
подрастающего поколения.
Данная

программа

специализируется

на

обучении девочек и девушек

индивидуальному пошиву одежды, позволяет познакомиться с особенностями
профессии технолога по пошиву одежды, адаптироваться к жизни в обществе,
сформировать

свой

стиль

в

одежде,

научившись

выражать

собственную

индивидуальность. Учебный материал программы способствует воспитанию в девочке
лучших качеств женщины, которая принесет с собой в мир красоту и гармонию.
Актуальность данной программы продиктована, всем возрастающим в
молодежной среде, интересом к профессии модельера, дизайнера по костюму,
манекенщицы, а также желанием юных модниц иметь эксклюзивные модели одежды и
собственный стиль в одежде.
Педагогическая целесообразность.
Обучение девочек нельзя рассматривать отдельно от воспитания. Поэтому в
процессе обучения навыкам швейного дела, параллельно воспитывается чувство
бережного отношения к оборудованию и материалам, отношению к себе и к
окружающим, к своей работе. Беседы на различные темы, участие в мероприятиях,
выставках, конкурсах и подиумных показах приобщает учащихся к труду, к активной
общественной

жизни,

учит

ценить

результаты

творческого

сотрудничества,

воспитывает в них чувство собственного достоинства.
Данные занятия повышают самооценку личности и способствуют развитию
мотивации к продуктивной творческой деятельности.
Программа разработана на основе типовой программы «Технология изготовления
изделий из ткани» для внешкольных и общеобразовательных школ, выполнена с
соблюдением требований к программам дополнительного образования Министерства
образования РФ

Отличительные особенности общеразвивающей программы заключается
том, что она предусматривает развитие творческих способностей

учащихся

в
в

процессе освоения швейного дела, дизайн и декор одежды, элементов хореографии.
Возраст детей
Программа ориентирована на обучение детей в возрасте 12-16 лет. Это дети
подросткового возраста - ученики средних классов. Подростничество традиционно
делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый
возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет).
Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека –
системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте
совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на
развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является
центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью
является общение и общественно значимая деятельность. Возникает потребность в
достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным
другом,

отвращение

к

необоснованным

восприимчивым к промахам

запретам.

Подросток

становится

учителя. Кроме того, у него ярко выражена

эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько
он похож на них. В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако
они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к
новизне. Так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых
ощущений, с одной стороны, способствует развитию любознательности, с другой –
быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.
Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов
интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших
классах в период профессионального самоопределения.
Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость,
эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков,
переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные,
чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у
подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности
составляет одну из значимой части развития ребенка в этом возрасте. Подростки,

изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны
и неповторимы.
Число детей, одновременно находящиеся в группе составляет от 8 до 15 человек.
Объем программы: Общее количество учебных часов, на весь период обучения – 576
часов (1 год обучения - 144 часов, 2 год обучения – 144 часов, 3 год обучения - 144
часов, 4 год обучения – 144 часов).
Срок освоения программы- 4 года.
Занятия проводятся:
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
3-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
4-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
Уровни общеразвивающей программы: Содержание и материал программы
организованы в соответствии с уровнями сложности.
Стартовый уровень (1 год обучения) - изучение общедоступного материала
минимальной сложности с практическими заданиями.
Базовый уровень (2,3 год обучения) – изучение теоретического материала и освоение
практических заданий усложняется, добавляется освоение новых техник, технологий
изготовления изделий.
Продвинутый уровень (4 год обучения) – изучение более углублённого содержания
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Форма обучения – групповая, индивидуально-групповая
Виды занятий – беседа, лекция, практическое занятие, тренажёрные упражнения,
мастер-класс
Формы подведения результатов – беседа, творческий отчет, практические задания,
выставка, конкурсы, представление готового изделия с комментариями,
самостоятельная работа.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Технология изготовления изделий из ткани» реализуется в рамках студии
«Шитья и моделирования», куда принимаются все желающие учащиеся 12 лет.

Цель программы:
Формирование у учащихся практических навыков посредством изготовления
различных швейных изделий.
Задачи программы:
-обучить учащихся практическим умениям и навыкам технологии пошива одежды;
-познакомить основам цветоведения и материаловедения;
-познакомить учащихся с особенностями профессий технолога по пошиву одежды,
модельера, дизайнера и манекенщицы;
-применять на практике свои приобретённые умения и знания, использовать в своих
изделиях дизайнерскую индивидуальность.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
1. Познакомить с историей костюма, видами работы с тканью;
2. Формировать знания, умения и навыки необходимые при работе с тканью;
3. Познакомить с техникой безопасности;
4. Обучить ручным и машинным швам;
5. Познакомить с технологией изготовления орнамента на изделии в технике
аппликации;
6. Познакомить учащихся с технологией изготовления юбки, постельного белья, брюк.
Развивающие:
1.

Формировать

эстетическую

культуру,

творческую

фантазию

и

художественный вкус.
2. Развитие самостоятельности при выборе и изготовлении швейных изделий.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за выполненную работу, бережное отношение к

своему и чужому труду, а также к инструментам и материалам.
2. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Задачи второго года обучения:
Обучающие:
1. Сформировать теоретические и технологические знания о процессе изготовления

одежды.
2. Обучить практическим навыкам технологии шитья одежды.

3. Обучить определять нормы расхода ткани.
4. Обучить самостоятельно, создавать эскизы моделей.
5. Научить изготавливать аксессуары.

Развивающие:
1. Развивать трудолюбие, коллективизм, предприимчивость.
2. Развивать фантазию и вкус при разработке, изготовлении и декоративном
оформлении изделий.
Воспитательные:
Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания и ответственности за
общее творческое дело.
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
1. Познакомить

с теоретическими и технологическими знаниями

в процессе

изготовления одежды.
2. Познакомить со стилями одежды и направлениями в моде.
3. Сформировать навыки конструирования одежды с помощью эскиза, чертежа.

4.Научить учащихся проводить мастер-классы.
5. Формировать навыки у учащихся самоанализа и самоконтроля.
Развивающие:
1. Развивать память, внимание, наблюдательность.
2. Формировать творческие способности.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности.
2. Воспитывать у учащихся умение работать в коллективе.
Задачи четвёртого года обучения:
Обучающие:
1. Познакомить с технологией изготовления изделия с усложняющим элементом

воротник апаш.
2. Познакомить с технологией изготовления косой бейки из ткани и применение её в

изделиях.
3. Познакомить с профессиями, связанные со швейным делом.
4. Научить изготавливать пиджак на подкладе.

5. Познакомить с технологией изготовления туники с аппликацией.

Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы при создании
творческого продукта.
2. Развивать способность создавать свой образ, придерживаясь определенного стиля в
одежде.
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, стремление активно участвовать в

созидающей творческой деятельности.
2. Сформировать культуру межличностных

взрослыми.

отношений между сверстниками и

Учебно-тематический план 1 год обучения
№

Название раздела, темы

Вводное занятие
1.

2.

Основы швейного дела

Кол-во часов

Теория Практика

2

2

-

40

12

28

Тема 1. Материаловедение

8

4

4

Тема 2. Машиноведение

8

2

6

Тема 3. Виды ручных швов

8

2

6

Тема 4. Виды машинных
швов

14

2

12

Итоговое занятие

2

2

-

18

4

14

Изготовление изделий

Тема 1. Пошив постельного
комплекта

Тема 2. Орнамент на
ткани в технике
аппликация
3.

Всего
часов

Ателье юной модницы
Тема 1. Изготовление юбки

8

2

6

10

2

8

84

16

68

16

4

12

Форма
аттестации/
контроля
Диагностическая
беседа.

Наблюдение.
Ответ-вопрос.
Практическое
задание.
Наблюдение.
Практическая
работа.
Упражнения на
электрической
швейной
машине.
Наблюдение.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Ответ-вопрос.
Наблюдение.
Выставка
готовых швов.
Анализ.

Практическое
задание.
Наблюдение.
Представление
готового
комплекта с
комментариями.
Практическое
задание.
Наблюдение.
Представление
готового
изделия.

Тест.
Наблюдение.
Практическая

Тема 2. Изготовление
летнего комплекта

45

8

37

Тема 3. Изготовление брюк

23

4

19

ИТОГО:

144

34

110

работа.
Представление
готового
изделия.
Практическая
работа.
Наблюдение.
Представление
готового
изделия.
Практическая
работа.
Выставка.
Подиумное
представлениедефиле.
Тест.

Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие
Знакомство с коллективом, образовательной программой, с правилами
поведения в кабинете и общественных местах ДДТ, правилами техники
безопасности и требованиями санитарной и личной гигиены.
Организационные вопросы. Просмотр коллекции журналов. Беседа, как
создаётся костюм. Рисунок "Платье моей мечты"
Раздел 1. «Основы швейного дела»
Тема 1. «Материаловедение»
Теоретические занятия:
Знакомства с различными видами тканей: натуральные и синтетические
ткани. Основные свойства ткани. Применение материалов. Определение лицевой
и изнаночной сторон. Свойство нитей основы и утка. Окраска и рисунок на ткани.
Термины швеи. Специальные условия. Условия сложных тканей.
Практические занятия:
Работа

с

образцами,

определение

видов

ткани.

Свойства

ткани.

Определение нити основы и утка на ткани, лицевой и изнаночной сторон.
Определение ткани по виду отделки.
Тема 2. «Машиноведение»
Теоретические занятия:
Беседа «История швейной машины». Знакомство с электрической швейной
машиной, ее устройством и принципом действия. Подготовка машины к работе.
Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила техники
безопасности при работе на швейной машине. Правила выполнения машинных
работ.
Практические занятия:
Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
Заправка верхней и нижней нити, регулировка длины стежка, наматывание нитки
на шпульку. Упражнения на электрической швейной машине с не заправленной

нитью. Упражнения на электрической швейной машине с заправкой всех нитей с
закрепками.
Тема 3. «Виды ручных швов»
Теоретические занятия:
Правила техники безопасности при ручных работах. Терминология ручных
работ. Знакомство с различными видами ручных швов, правилами выполнения
работ.
Практические занятия:
Смёточный шов, шов ручная «строчка». Ручные швы «Шов вперед иголку», «Шов
назад иголку». Ручные швы «Петельный шов», «Шов козлик». Копировальные
стежки, потайной шов, петельный шов.
Тема 4. «Виды машинных швов»
Теоретические занятия:
Правила техники безопасности при работах на швейной машинке.
Терминология машинных швов. Знакомство с различными видами машинных
швов, правилами выполнения работ.
Практические занятия:
Выполнение машинных швов: стачной, накладной. Выполнение машинных
швов: в подгибку с открытым срезом и с закрытым срезом. Выполнение
машинных швов: бельевой, запошивочный. Выполнение машинных швов:
накладной с открытым и закрытым срезом. Выполнение машинных швов:
окантовочный, растачной.
Итоговое занятие
Контроль знаний и умений по темам. Отбор лучших образцов на выставку
«Моя первая работа».
Раздел 2. «Изготовление изделий»
Тема 1. Пошив постельного комплекта
Теоретические занятия:

Особенности и технология пошива постельного белья.
Практические занятия:
Выкройка на ткани и раскрой. Изготовление простыни. Изготовление
наволочки. Изготовление наволочки. Изготовление пододеяльника. В.Т.О.
постельного комплекта.
Тема 2. «Орнамент на ткани в технике аппликация»
Теоретические занятия:
Понятие об орнаменте. История орнамента, его символика, цвет. Виды
орнамента

(растительный,

геометрический

и

животный).

Орнаменты

из

различного материала (бисера, кожи и меха). Знакомство с названиями узоров,
цветовой гаммой.
Практические занятия:
Выбор орнамента, цветового сочетания. Зарисовка орнамента, выкройка.
Изготовление изделия с орнаментом (сумка, игольница) в технике аппликации.
Художественная отделка изделия.
Раздел 3. «Ателье юной модницы»
Тема 1. Изготовление юбки
Теоретические занятия:
История возникновения юбки. Фасоны юбок (клеш, трапеция, юбка в
складку, солнце-клеш). Рекомендации по выбору фасона, ткани. Нормы расхода
ткани. Правила снятия мерок. Технологическая последовательность изготовления
юбки.
Практические занятия:
Работа с журналами мод, выбор фасона изделия. Раскладка выкроек на
ткани, обмеловка и раскрой. Смётывание, стачивание боковых срезов. Примерка,
об-ка пояса. Об-ка застёжки-молния. Примётывание, притачивание пояса к
изделию. Об-ка низа изделия, В.Т.О.
Тема 2. Пошив летнего комплекта
Теоретические занятия:

Беседы: «Что предлагает мода весна - лето будущего года», «Летний
комплект в твоем гардеробе». Рекомендации по выбору фасонов, ткани, цвета.
Удобные способы обработки деталей. Определение нормы расхода ткани.
Способы снятия выкроек с журнала. Экономная раскладка выкроек на ткани.
Проверка дефектов ткани. Раскрой изделия и подготовка к технологической
обработке деталей.
Практические занятия:
Снятие мерок. Работа с журналами мод, изготовление журнальных выкроек.
Раскладка выкроек на ткани, раскрой изделий.
Летняя блузка Обработка вытачек. Сметывание, стачивание плечевых и
боковых срезов.

1

Примерка,

внесение

исправлений.

Об-ка

воротника.

Вмётывание и втачивание воротника, об-ка подборта. Об-ка рукавов. Вмётывание
и втачивание рукавов в проймы блузки .2 Примерка, внесение исправлений, об-ка
низа изделия, В.Т.О. Вымётывание петель, пришивание пуговиц.
Летние шорты. Об-ка вытачек. Смётывание, стачивание боковых и шаговых
срезов. Примерка, внесение изменений. Об-ка застёжки-молния. Изготовление
пояса. Намётывание, притачивание пояса к изделию. Изготовление накладных
карманов. Намётывание, притачивание карманов к изделию. Об-ка низа изделия,
В.Т.О. Вымётывание петельки, пришивание пуговицы.
Тема 3. Изготовление брюк
Теоретические занятия:
Беседа: «История брюк», фасоны брюк. Рекомендации по выбору фасонов,
ткани, цвета. Удобные способы обработки деталей, определение нормы расхода
ткани. Способы снятия выкроек с журнала. Экономная раскладка выкроек на
ткани,

проверка

дефектов

ткани.

Технологическая

последовательность

изготовления брюк.
Практические занятия:
Снятие мерок. Работа с журналами мод, изготовление журнальных выкроек.
Раскладка выкроек на ткани, раскрой изделий. Об-ка вытачек. Смётывание,
стачивание боковых и шаговых срезов. Примерка, внесение изменений. Об-ка
застёжки-молния. Изготовление пояса. Намётывание, притачивание пояса к

изделию. Изготовление накладных карманов. Намётывание, притачивание
карманов к изделию. Об-ка низа изделия, В.Т.О. Вымётывание петельки,
пришивание пуговицы.

Учебно-тематический план 2-й год обучения
№

Кол-во часов

Название раздела, темы

Всего
часов

Вводное занятие

2

2

-

В зеркале моды

6

6

-

Тема1. «Мода разных
эпох»

4

4

-

Тема2. «Профессия–
модельер»
2. Ателье юной модницы
Тема 1. Изготовление
комплекта из двух
предметов
(Блузка, брюки)

2

2

-

136
44

24
8

112
36

Тема 2. Пошив летней
одежды
шорты
туника
мини-платье в стиле
«Ампир»

69

10

59

Тема 3. Аксессуары

17

4

13

6

2

4

144

32

112

1.

Дефиле

3.
ИТОГО:

Теория Практика

Форма
аттестации/
контроля
Диагностическая
беседа.
Самостоятельная
работа.
Наблюдение.
Вопрос-ответ.

Практическое
задание.
Наблюдение.
Демонстрация
готового изделия
с
комментариями.
Практическое
задание.
Наблюдение.
Демонстрация
готового изделия
с
комментариями.
Практическая
работа.
Наблюдение.
Представление
готового
изделия.
Выставка.
Подиумное
представлениедефиле.

Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие
Знакомство с курсом обучения, правилами поведения в кабинете, общественных
местах ДДТ, с требованиями к воспитаннику, правилами техники безопасности.
Цели и задачи. План работы на учебный год.
Раздел 1. «В зеркале моды»
Тема 1. «Мода разных эпох»
Теоретические занятия:
Беседа «Что такое мода?» «От Адама и Евы до современности».
Беседа «Модные тенденции в одежде».
Тема 2. «Профессия – модельер»
Теоретические занятия:
Беседа «Все или почти все о профессии модельера». Где получить профессию
модельера. Как подготовиться к получению профессии.
Раздел 2. Ателье юной модницы
Тема 1. Изготовление комплекта из двух предметов
Теоретические занятия:
Беседа «Что предлагает мода будущего года». Ансамбль из двух предметов:
блузка с брюками. Беседа «Из истории блузки», «История брюк». Особенности
пошива брюк, блузки. Рекомендации по выбору фасона изделия, подбору ткани.
Обсуждение эскиза, фасона, модных деталей. Определение нормы расхода ткани.
Правила и последовательность технологической обработки изделий.
Практические занятия:
Работа с журналами мод, выбор фасона изделия. Раскладка выкроек на ткани,
обмеловка и раскрой. Блузка. Об-ка вытачек. Сметывание, стачивание плечевых и
боковых срезов. 1 Примерка, исправлений. Об-ка воротника. Вмётывание и
втачивание воротника, об-ка подборта. Об-ка рукавов. Вмётывание и втачивание
рукавов в проймы блузки. 2 Примерка, внесение исправлений, Об-ка низа
изделия, В.Т.О. Вымётывание петель, пришивание пуговиц. Брюки. Об-ка

вытачек. Сметывание, стачивание боковых и шаговых срезов. Примерка, внесение
исправлений, об-ка застёжки – молния. Изготовление пояса, примётывание и
притачивание пояса к изделию. Об-ка низа изделия, В.Т.О. Об-ка петельки и
пришивание пуговицы.
Тема 2. Пошив летней одежды
Теоретические занятия:
Знакомство с творчеством модельеров России: В. Юдашкина, В. Зайцева. Понятие
о стилях и силуэте в одежде. Беседа «Не отстанем от модных тенденций».
Обсуждение эскиза летней одежды. Рекомендации по выбору ткани, отделки.
Определение нормы расхода ткани. Правила и последовательность
технологической обработки летней одежды.
Практические занятия:
Летние шорты. Работа с журналами мод, выбор фасона изделия. Раскладка
выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Об-ка вытачек. Смётывание, стачивание
боковых и шаговых срезов. Примерка, об-ка застёжки - молния. Изготовление пояса,
намётывание, притачивание пояса к изделию. Об-ка низа изделия, В.Т.О. Вымётывание
петельки, пришивание пуговицы.
Летняя туника. Работа с журналами мод, выбор фасона изделия. Раскладка
выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Об-ка вытачек. Смётывание, стачивание
боковых и плечевых срезов. Примерка об-ка горловины обтачкой. Об-ка пройм
изделия обтачками. Изготовление пояса. Об-ка низа изделия, В.Т.О.
Мини-платье в стиле «Ампир». Работа с журналами мод, выбор фасона изделия.
Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Об-ка вытачек. Смётывание,
стачивание боковых и плечевых срезов. Примерка об-ка горловины косой бейкой.
Об-ка рукавов. Вмётывание, втачивание рукавов в пройму изделия.
Примётывание, притачивание кулиски по линии талии. Изготовление шнурка, обка низа изделия. Вдевание шнурка, В.Т.О.
Тема 3.Аксессуары
Теоретические занятия:
Выбор технологии, ткани, декоративной отделки, цветовая подборка. Работа над
созданием эскиза коллекции.

Практические занятия:
Классическая сумка. Раскладка выкройки на ткани, обмеловка и раскрой. Об-ка
боковых панелей. Приметать, притачать к боковым панелям, вшивая корсажную
ленту. Об-ка ремней-ручек. Об-ка верхнего края сумки косой бейкой.
Притачивание ручек к сумке, декорирование.
Сумка - клатч. Раскладка выкройки на ткани, обмеловка и раскрой. Проклеивание
дублерином основу с изнаночной стороны, прикрепление магнитной застёжки.
Об-ка внутреннего кармана, притачивание кармана к подкладочной части клатча.
Соединения подклада к основной части, В.Т.О. Об-ка нижней части косой бейкой.
Прострачивание боковых сторон, отстрачивание клапана. Декорирование.
Шарф из трикотажа. Выкройка полос 20см х 150см -4детали, стачивание по 2
полоски друг с другом. Укладывание складок на 2-ух полосках. Намётывание
складок. Вертикальное настрачивание складок обоих полос изнаночными
сторонами во внутрь, В.Т.О.

Учебно-тематический план 3-й год обучения
Кол-во часов

№

Название раздела, темы

Всего
часов

1.

В зеркале моды

8

6

2

Вводное занятие

2

2

-

Тема 1.Стили и
направления в моде

4

2

2

Тема 2. Звезды мирового
подиума

2

2

-

24

6

18

2.

3.

Декоративная отделка
швейного изделия

Практика

Тема 1. Декоративная
отделка в изделиях
бытового назначения.

10

2

8

Тема 2. Декоративная
отделка в одежде.

12

4

8

Итоговое занятие

2

-

2

10

4

6

10

4

6

102

12

90

Творческие мастера
Тема 1.Проведение
мастер-класса.

4.

Теория

Ателье юной модницы
Тема 1. Пошив
многокомплектного
изделия.

54

6

48

Итоговое занятие

2

-

2

Тема 2. Изготовление
театрального костюма.

44

6

38

Итоговое занятие

2

-

2

144

28

116

ИТОГО:

Форма аттестации/
контроля

Диагностическая
беседа.
Самостоятельная
работа.
Наблюдение.
Вопрос-ответ.

Практическое
задание.
Наблюдение.
Выставка.
Практическое
задание.
Наблюдение.
Демонстрация
готового изделия с
комментариями.
Мастер-класс.

Практическая
работа.
Наблюдение.
Представление
готового изделия.
Представление
своего комплекта с
комментариями.
Практическая
работа.
Наблюдение.
Подиумное
представлениедефиле.

Содержание программы 3 года обучения
Вводное занятие
Знакомство с курсом обучения, правилами поведения в кабинете,
общественных местах ДДТ,

Цель

и

задачи,

план

работы

творческого

объединения. Организационные моменты.
Раздел 1. В зеркале моды
Тема 1. Стили и направления в моде.
Теоретические занятия:
Основные стили в одежде: классический, фольклорный, романтический,
спортивный. Направления современной моды.
Практические занятия:
Найди свой стиль и имидж. Создание своего эскиза.
Тема 2. Звезды мирового подиума.
Теоретические занятия:
Страницы жизни и творчества великих Кутюрье: В.Зайцев, В.Юдашкин,
Коко Шанель, Пьер Карден. Лучшие топ-модели мира: Н.Кембэл, С. Кроуффорд,
Клаудиа Шиффер.
Раздел 2. Декоративная отделка швейного изделия
Тема 1. Декоративная отделка в изделиях бытового назначения.
Теоретические занятия:
Знакомство с предметами быта и их предназначением. Швейные изделия
бытового назначения. Комплект на кухню, ванную комнату. Применяемые
отделки. Возможные способы изготовления и отделки комплекта. Правила
выполнения

изделия

и

отделки

в

определенной

технологической

последовательности.
Практические занятия:
Выбор бытового комплекта, выполнение эскиза. Изготовление выкройки.
Подбор ткани, раскрой деталей. Технологическая последовательность

выполнения

комплекта.

Выполнение

декоративной

отделки.

Итоговое

оформление своего изделия.
Тема 2. Декоративная отделка в одежде
Теоретические занятия:
Виды декоративных отделок в одежде, применение и назначение. Элементы
декоративной

отделки

в

одежде

различных

стилей:

классического,

романтического и спортивного. Возможные приемы выполнения декоративных
отделок в одежде. Применяемые материалы. Гармония цвета при выборе отделки.
Просмотр образцов декоративной отделки в демонстрационных коллекциях.
Практические занятия:
Выполнение отделочных швов. Выполнение декоративными отделочными
материалами. Изготовление декоративного отложного воротничка. Изготовление
платка жабо. Использование ВТО готовой отделки.
Итоговое занятие
Решение кроссворда с ключевым словом

«Декорирование». Анализ

качества выполненного изделия.
Раздел 3. Творческие мастера
Тема: Проведение мастер-класса
Теоретические занятия:
Виды мастер-классов. Как подготовить и провести мастер-класс. Показ
мастер-класса «Заколка бабочка» в технике канзаши.
Практические занятия:
Проведение желающих лёгкого мастер-класса (с применением технологии
проведения)
Раздел 4. «Ателье юной модницы»
Тема 1. Пошив многокомплектного изделия
Теоретические занятия:
Виды костюмов, многокомплектные

изделия. Декоративная отделка

многокомплектного изделия. Рекомендации по выбору ткани, модели и отделки

будущего комплекта. Определение нормы расхода ткани. Последовательность и
приемы технологической обработки изделий.
Практические занятия:
Обдумывание фасона многокомплектного костюма, создание эскиза.
Подбор журнальных выкроек. Снятие мерок, деталей выкроек. Раскладка
выкройки на ткани, раскрой изделия.
1- ое изделие: Смётывание деталей. Подготовка к первой примерке и ее

проведение, внесение изменений. Стачивание деталей. Обработка срезов,
соблюдение технологии изготовления. Обработка застёжки молнии в изделие.
Изготовление пояса. Вторая примерка, внесение изменений. Притачивание пояса
к изделию. Обработка низа изделия. Вымётывание петли, пришивание пуговицы.
ВТО готового изделия.
2- ое изделие: Смётывание деталей. Подготовка к первой примерке и ее

проведение, внесение изменений. Стачивание деталей. Обработка срезов,
соблюдение технологии изготовления. Обработка застёжки молнии в изделие.
Изготовление пояса. Вторая примерка, внесение изменений. Притачивание пояса
к изделию. Обработка низа изделия. Вымётывание петли, пришивание пуговицы.
ВТО готового изделия.
3- ие изделие: Смётывание деталей. Подготовка к первой примерке и ее

проведение, внесение изменений. Стачивание деталей. Обработка срезов,
соблюдение технологии изготовления. Обработка воротника. Примётывание
воротника к изделию. Притачивание воротника к изделию. Обработка подбортов.
Обработка накладных карманов и клапанов. Приметывание, притачивание
карманов к изделию. Примётывание, притачивание клапанов к изделию.
Обработка рукавов. Вмётывание рукавов в изделие. Вторая примерка, внесение
изменений. Втачивание рукавов в изделие. Обработка манжет. Вмётывание
манжет в рукава. Втачивание манжет в рукава. Раскрой подклада

из

подкладочной ткани. Смётывание деталей подклада. Стачивание деталей
подклада. Вмётывание рукавов в подклад. Втачивание рукавов в подклад, ВТО
подклада. Смётывание подклада с изделием. Стачивание подклада с изделием.
Обработка низа изделия. Вымётывание петель, пришивание пуговиц. ВТО
готового изделия.

Итоговое занятие
Демонстрация собственного многокомплектного костюма, самоанализ своего
изделия.
Тема 2. Изготовление театрального костюма
Теоретические занятия:
Беседа «В зеркале времени» из истории театрального костюма, виды и
особенности театрального костюма. Определение замысла будущего изделия,
рекомендации по выбору фасона в соответствии с режиссерским замыслом, ткани
для

пошива

театрального

костюма

и

его

декоративного

оформления.

Последовательность и приемы выполнения технологической обработки изделия.
Практические занятия:
Работа с литературным и иллюстративным материалом, придумывание
театрального костюма. Создание эскиза своего театрального героя. Подбор
журнальных выкроек, изготовление нужных выкроек для костюма. Определение
нормы расхода ткани, раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия.
Смётывание деталей. Подготовка к первой примерке и ее проведение, внесение
изменений. Стачивание швов, обработка срезов. Обработка горловины, воротника.
Намётывание воротника к изделию. Обработка рукавов. Вмётывание рукавов в
изделие.

Вторая

примерка,

внесение

изменений.

Изготовление

манжет.

Примётывание и притачивание манжет к изделию. Стачивание воротника и
рукавов к изделию. Выполнение отделки (кант, волан, рюши, бейки). Обработка
застёжки. Заключительное оформление костюма, ВТО.
Итоговое занятие
Демонстрационный

показ

театрального

инсценировкой. Самоанализ своего костюма.

костюма

с

небольшой

Учебно-тематический план 4-й год обучения
№

1.

2.

3.

Название раздела, темы

Кол-во часов

Всего
часов Теория Практика

Форма
аттестации/
контроля
Диагностическая
беседа.

Вводное занятие

2

2

-

Обновление изделий.

10

4

6

Тема 1. Культуре одежды и быта.

4

2

2

Вопрос-ответ.
Наблюдение.

Тема 2. Дефекты в одежде.

6

2

4

Самостоятельная
работа.
Наблюдение.

Изготовление изделий.

112

12

100

Тема 1. Изготовление дополнений к
костюму.

26

4

22

Тема 2. Изготовление изделия с
усложняющим элементом
(воротник апаш, шаль).

18

2

16

Тема 3. Технология изготовления
платья с отделкой косая бейка.

18

2

16

Тема 4. Технология изготовление
пиджака на подкладке.

26

2

24

Практическое
задание.
Наблюдение.
Мастер-класс.
Практическое
задание.
Наблюдение.
Самостоятельная
работа.
Практическое
задание.
Наблюдение.
Практическая
работа.
Наблюдение.
Представление
готового изделия.
Выставка.
Практическое
задание.
Наблюдение.
Демонстрация
готового изделия с
комментариями.

Тема 5. Технология пошива туники
с аппликацией.

24

2

22

Профессии, связанные со
швейным делом.

20

8

12

Тема 1. Швейные профессии.

6

6

-

Вопрос-ответ.
Наблюдение.

Тема 2. Дефиле

14

2

12

Подиумное
представлениедефиле.

144

26

118

ИТОГО:

Содержание программы 4 года обучения.
Вводное занятие
Знакомство с курсом обучения, правилами поведения в кабинете,
общественных местах ДДТ, правила техники безопасности. План работы на
учебный год.
Раздел 1. Обновление изделий.
Тема 1. Культура одежды и быта.
Теоретические занятия:
Беседа о культуре одежды и быта. Беседа о уходе за одеждой. Применение
швейной машины для починки одежды.
Практические занятия:
Выполнение декоративных заплаток с применением специальных лапок.
Тема 2. Дефекты в одежде.
Теоретические занятия:
Обновление платья: способы подгонки платья, возможности исправления
незначительных дефектов.
Практические занятия:
Выполнение обновлений: заузить, выпустить, удлинить, укоротить. Примерка
изделия. Подгонка платья по фигуре, соответствующая операции обработка.
Раздел 2. Изготовление изделий.
Тема 1. Изготовление дополнений к костюму.
Теоретические занятия:
Краткие сведения об искусстве обработки меха, кожи. Ассортимент изделий,
изготовляемых из этих материалов. Знакомство с технологией обработки и
смысловое

значение

украшений.

Рекомендации

по

выбору

Определение нормы расхода. Правила технологической обработки.
Практические занятия:

материала.

Составление эскиза. Подбор ткани, отделки, дополнения к изделию. Изготовление
выкройки. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой
выкроек.
Теоретические занятия:
Рассказ-объяснение с демонстрацией. Обработка отдельных деталей и узлов в
изделиях.
Практические занятия:
Смётывание боковых и плечевых швов. Стачивание рельефных, боковых и
плечевых швов в изделии. Обработка швов на оверлоге. Изготовление воротника.
Примётывание и притачивание воротника к изделию. Обработка подборта.
Изготовление рукавов. Вмётывание рукавов к изделию. Втачивание рукавов к
изделию. Изготовление манжет. Примётывание, притачивание манжет к рукавам.
Обработка низа изделия. Вымётывание петель. Пришивание пуговиц. Дизайн
изделия. Окончательная ВТО.
Тема 2. Изготовление изделия с усложняющим элементом
(воротник апаш, шаль).
Теоретические занятия:
Технология пошива изделия с воротником апаш.
Практические занятия:
Снятие выкройки и подгонка ее по фигуре. Подготовка ткани к раскрою.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой выкроек. Смётывание деталей изделий,
подготовка к 1 примерке. Проведение примерки, устранение дефектов, подгонка
по фигуре. Стачивание швов, выточек, процессная утюжка. Уточнение и подрезка
деталей кроя после примерки изделия, подрезка мелких деталей. Обработка швов.
Обработка застежки на изделии. Изготовление рукавов. Вметывание рукавов и их
втачивание. Подготовка к 2 примерке, проведение примерки, устранение
дефектов. Изготовление воротника. Обработка горловины воротником. Утюжка
готового изделия.

Тема 3. Технология изготовления платья с отделкой косая бейка.
Теоретические занятия:
Рассказ объяснение виды косой бейки, отделка в изделиях. Технология
изготовление косой бейки из ткани. Технология притачивания косой бейки к
изделию.
Практические занятия:
Выбор модели, просмотр журналов. Зарисовки. Снятие выкройки, подгонка
выкройки по фигуре. Раскладка выкройки на ткани, припуски на швы. Крой
изделия. Смётывание деталей изделий, подготовка и проведение 1 примерки.
Стачивание швов, выточек, рельефов, обработка швов на оверлоке, процессная
утюжка. Изготовление косой бейки из ткани для обработки и отделки платья.
Обработка застёжки платья. Подготовка к 2 примерке, проведение примерки,
устранение дефектов. Обработка горловины косой бейкой. Изготовление рукавов
и их вмётывание и втачивание. Обработка низа рукавов и низа платья косой
бейкой. Окончательная ВТО.
Тема 4. Технология изготовление пиджака на подкладке.
Теоретические занятия:
Рассказ объяснение фасоны пиджаков. Поузловая технология изготовление
пиджака. Подбор ткани для пиджаков. Разнообразие фактур.
Практические занятия:
Просмотр журналов, выбор фасона пиджака. Изготовление выкройки. Подготовка
ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой выкроек. Смётывание
деталей изделий. Подготовка и проведение 1 примерки, устранение дефектов.
Стачивание швов, выточек, рельефов, обработка швов на оверлоге, В.Т.О. швов.
Изготовление воротника. Примётывание и притачивания воротника к пиджаку.
Обработка подборта. Изготовление рукавов. Вмётывание рукавов. Втачивание
рукавов. Подготовка к 2 примерке, проведение примерки, устранение дефектов.
Сборка подклада. Примётывание подклада к пиджаку. Притачивание подклада к
пиджаку. Вымётывание петель для пуговиц. Пришивание пуговиц. Окончательная
ВТО. Дизайн изделия.

Тема 5. Технология пошива туники с аппликацией.
Теоретические занятия:
Беседа о фасонах туник. Поузловая технология изготовление туники. Подбор
ткани. Разнообразие фактур. Просмотр журналов, выбор фасона туники.
Практические занятия:
Изготовление выкройки. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на
ткани. Раскрой выкроек. Смётывание деталей изделий. Подготовка и проведение
1 примерки, устранение дефектов. Стачивание боковых и плечевых швов,
выточек, обработка швов на оверлоге, В.Т.О. швов. Обработка застёжки.
Изготовление обтачки. Обработка горловины обтачкой. Изготовление рукавов.
Вмётывание рукавов в пройму туники. Втачивание рукавов в пройму туники.
Обработка низа рукавов и низа изделия. Подбор картинки аппликации к данной
туники. Зарисовка, цветовое решение. Выкройка аппликации. Намётывание
аппликации к тунике. Притачивание аппликации декоративным швом. В.Т.О.
изделия.
Раздел 3. Профессии, связанные со швейным делом.
Тема 1. Швейные профессии.
Теоретические занятия:
Знакомство с профессией технолога (швейных изделий, трикотажных изделий).
Знакомство с профессией конструктора (швейных изделий, трикотажных
изделий). Знакомство с профессий дизайнера (швейных изделий, трикотажных
изделий,

ландшафта).

Знакомство

с

профессией

Знакомство с профессией швеи-мотористки.
Тема 2. Дефиле
Теоретические занятия:
Обдумывание постановки дефиле, подбор музыки.
Практические занятия:
Репетиция дефиле.
Занятие подведения итогов за учебный год.
Отчётное дефиле.

модельера-конструктора.

Планируемые результаты
Метапредметные:
-Уметь рационально строить самостоятельную деятельность, организовать своё
рабочее место.
-Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
- Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками.
- Соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда.
- Уметь оценивать свою познавательно-трудовую деятельность.
-Принять ценности, которые были разработаны в коллективе (нормы, принципы).
Личностные:
-Проявлять способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
-Проявлять и развивать в себе трудолюбие и ответственность за результат
деятельности.
-Стремиться внести в своё изделие «изюминку», проявить фантазию и креатив.
-Проявлять желание осваивать новые техники изготовления одежды, участвовать в
творческом, созидательном процессе.
Предметные:
-Формировать у учащихся представления о различных видах одежды и их фасонов.
-Знать основы швейного дела, историю швейной машины, историю одежды, моды,
особенности профессии модельера, орнамента и алгоритм изготовления изделий.
-Знать устройство швейной машины, правила работы на ней.
-Развивать необходимые практические умения и навыки по выполнению различных
видов ручных и машинных работ.
-Знать виды и свойства тканей.
-Знать нормы расчёта расхода ткани на изделие.
-Формировать навыки, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельные
работы.
-Знать классификацию декоративной отделки в изделиях.
-Применять технологические приемы обработки в изделиях.

-Владеть приемами работы в технике аппликация, вышивка, применять в изделиях
декор и отделочные материалы.
-Уметь изготовить комплект постельного белья, аксессуары и декоры для дома,
поясные и плечевые изделия.
-Уметь устранять лёгкие дефекты в одежде.
-Уметь продемонстрировать своё изделие с самоанализом.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет:

соответствующий

санитарно-гигиеническим

нормам

освещения

и

температурного режима, в котором имеется окно с открывающейся форточкой для
проветривания.
Оборудование:
Столы – 100%
Стулья, соответствующие возрасту учащихся – 100%
Шкафы для хранения материалов, оборудованный ящиками для инструментов,
оборудование, образцы готовых изделий – 100%
Техническое оснащение:
 Швейные машинки
 Утюг и гладильная доска
Материалы и инструменты, используемые в работе:
 Ткани
 Ленты, тесьма, нитки
 Иголки, булавки
 Ножницы, перекусы для нити, распарыватели
 Сантиметровая лента, линейки
 Простые карандаши, портновский мел (мыло)
 Бумага
Информационное обеспечение:
 Для фиксации практической деятельности, готовых изделий, учебных занятий,
мастер-классов

необходимо иметь фотоаппарат - 70%

 Компьютер (ноутбук), с доступом в интернет– 90%

Кадровое обеспечение:
Реализация программы обеспечивается специально подготовленным педагогом.
Подготовленный специалист должен владеть общепедагогическими умениями,
знаниями и готовностью выполнять трудовые действия, обозначенные в стандарте
профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Кроме
общепедагогических квалификационных

характеристик

педагог

должен

иметь

швейное образование, демонстрировать последовательность действий. Также педагог
должен владеть навыками работы с мультимедийной техникой (компьютер,
мультимедийный
демонстрации

проектор,

камера,

мультимедийные

цифровой

продукты

фотоаппарат),
–

презентации.

создавать

для

Повышению

профессиональной компетенции в области художественно-эстетического развития
учащихся будет способствовать изучение литературы, а также изучение опыта других
педагогов в сети интернет, в целом это будет способствовать достижению требуемой
компетентности в реализации программы. Для реализации программы необходим
педагог-хореограф для постановки дефиле показа готовых изделий и авторских
коллекций.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала по
программе являются:
 Уровень подготовленности ребенка (сентябрь)
 Промежуточная диагностика (январь)
 Итоговая диагностика освоения учащимися учебного материала по программе 1го года обучения (май)
Формы подведения итогов
Качество знаний, умений и навыков, учащихся проверяется в течение всего
периода обучения с помощью следующих методов: наблюдение, опрос,
самоконтроль, выполнение контрольных заданий практического и
теоретического характера, промежуточная и итоговая аттестация.
Формы и средства контроля: дидактические игры, терминологический диктант,
решение тестовых заданий, кроссвордов, участие в выставках, фестивалях.
Хорошей формой контроля является демонстрационный показ моделей.

Результаты контроля знаний и практических умений фиксируется в специальном
журнале по схеме:
-высокий уровень усвоения материала; все выполняет самостоятельно
-средний самостоятельно работает при поддержке (напоминании) педагога.
-ниже среднего уровня испытывает затруднения в работе, нуждается в
постоянном контроле и помощи педагога;
-низкий уровень не умеет самостоятельно работать и не стремится.
Выставка творческих работ внутри коллектива в конце первого полугодия;
итоговая демонстрация изделий, показ – дефиле творческих коллекций в конце
учебного года.
Формы итоговой аттестации: защита своего изделия через показ и творческого
представления дефиле.
Участие и победа на региональных и всероссийских конкурсах – важнейший итог
реализации данной общеразвивающей программы.

Список литературы
Для педагога
1. Бодяло Н.Н. «Технология швейных изделий», 2012 г.
2. Бузов Б.А., Модестова Т.А., Алыменкова Н.Д. «Материаловедение швейного
производства», 2013 г.
3. Клер Б. Шеффер. «Энциклопедия быстрого шитья», 1994 г.
4. Красникова-Аксёнова Л.Я. «Учитесь одеваться красиво», 1990 г.
5. «Кошельки и сумки на все случаи жизни. 57 оригинальных моделей кошельков
и сумочек», 2000 г.
6. Методическое пособие «Организация и проведение мастер-классов».
7. Нанишвили И.Н., Соцкова А.Г. «Стильные аксессуары своими руками», 2008 г.
8. Севостьянова Н.Н. «Изделия из кожи и меха» (Для дома для семьи), 2009 г.
9. Шейла Джексон «Костюм для сцены», 1984г.
10. Школа шитья, 2007 г.
11. Шьем костюм, 1998 г.
12. Шьем нарядное платье, 2001 г.
Для обучающихся
1. Лерпер, Л.А. Сколько цветов у радуги. Пособие для начинающего художника.
- М: Педагогика, 1980 г.
2. Орлова, Л.В. Азбука моды. Научно-популярное издание. М.: Просвещение,
1988 г.
3. Спенсер, К. Выбери свой стиль. Для женщин. – М: Экспо-пресс, 2000 г.
4. Храмова, Л. Энциклопедия моды для девочек. «Делия», 2007 г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».