Паспорт
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
"СТУПЕНИ соло"
Образовательное учреждение
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Где, когда и кем принята
Принята на заседании педагогического совета
дополнительная
от 25 августа 2021г, протокол № 1
общеобразовательная
программа
Где, когда и кем утверждена
Утверждена
дополнительная
директором МАОУ ДДТ И.В.Кузьминой
общеобразовательная
25 августа 2021г
программа
Название программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Ступени соло" для одаренных детей
Направленность программы
Художественная направленность
Охват по возрасту детей
7-18 лет
Охват обучающихся
До 6 обучающихся
Особенности контингента
Обучающиеся обладающие выдающимися
вокальными данными
Сроки реализации программы
2года
Количество часов в неделю/год 6 часов в неделю/216 часов
Из них 144 индивидуальных занятия
Ф.И.О. педагога, реализующего Кузьмина Ирина Витальевна,
дополнительную
педагог дополнительного образования
общеобразовательную
программу, должность,
Тип программы
Модифицированная
Год разработки
2021
Уровень усвоения
Углубленный
1. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая (ДООП)
программа «Ступени соло » разработана для предоставления идивидуальных
образовательных услуг в условиях Муниципального автономного
учреждения дополнительного образования Волчанского городского округа.
Программа основана на нормативных документах.
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее
федеральная Концепция);
5. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное
образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
7. СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» Реализация требований санитарных правил на практике,
должна обеспечить здоровьесберегающие условия воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. (от 28.09.2020)
8. СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (от 30.06.2020)
9. Устав МАОУ ДО ДДТ
10. Образовательная программа МАОУ ДО ДДТ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"СТУПЕНИ соло" художественной направленности, углубленного уровня,
форма организации содержания и процесса педагогической деятельности интегрированная, программа является модернизированной и основана на
системах Д. Е. Огороднова, М.А. Михайловой, В. В. Емельянова. Данная
программа базируется на методических разработках ведущих
специалистов: И. Б. Бархатовой, Н. В. Толмачёвой, Л.В. Романовой.
Взяты во внимание и введены в практику упражнения на дыхание по
методике А. Н. Стрельниковой. Модуль программы "Эстрадный вокал" О.И.
Поляковой . При разработке программы учитывались рекомендации по
развитию певческого голоса Т.В. Охомуш.
Использую фонопедический метод по развитию и тренингу голоса В. В.
Емельянова, методику вокально-хорового воспитания Г. А. Струве, Г.П.
Стуловой, распевание с солистами провожу по методике С. Риггза. Возможна
дистанционная форма обучения во время карантина ( или иных
рекомендательных мероприятий). УМК данной программы представлен
ссылками на интернет-ресурсы.
Дополнительность программы.
Сольное пение (вокал) - помогает комплексному певческому развитию
учащихся, занимающихся по образовательной программе «Ступени соло»,
эффективно развивает его вокальные данные, даёт возможность проявить
себя как солисту и, при наличии хороших природных вокальных данных,
совершенствоваться в вокальном исполнительстве дальше после окончания
школы. Вокал развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает
их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня,
служит одним из факторов развития слуха, музыкальности ребенка, помогает
формированию интонационных навыков.
Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль
играет предмет вокала. Занятия по вокалу дают возможность активно
участвовать в исполнительском процессе. На первом месте вокально-хоровая
работа, которая способствует развитию музыкальных способностей,
воспитывают музыкальный слух, умение работать в паре с педагогом,
преследуют здоровьесберегающие цели. Ребенок с помощью средств
музыкальной выразительности (звуковедения, артикуляции, штрихов,
нюансов) доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции.
Актуальность.
Область дополнительного образования становится исключительно значимой
для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному
пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает
рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели
обучения и воспитания одаренных детей.
Деятельность коллектива вокальной студии «Звездопад» ориентирована на
формирование у детей общей культуры и художественно-эстетического
вкуса, выявления активных и одаренных исполнителей, приобщения к
лучшим образцам отечественной культуры, развитие исследовательских и
проектных навыков. Выявление, обучение и воспитание одаренных и
талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования
системы образования.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим
условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и
культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим
исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов
их диагностики и программ развития актуальны и должны занимать
подобающее им место в системе образования.
Отличительные особенности программы.
Новизна.
ДООП«Ступени соло» предназначена для разновозрастного контингента
учащихся. Она является интеграцией методов обучения эстрадному
вокалу детей разного возраста. Новизна программы в первую очередь
состоит в том, что в ней представлена структура индивидуального
педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся
разновозрастного коллектива и последовательности, сопровождающей
систему практических занятий.
Именно на индивидуальных занятиях по вокалу можно проследить все
линии музыкально-творческого развития учащегося, начиная с музыкальной
восприимчивости на музыку и заканчивая творческим проявлением в
исполнении различных музыкальных произведений. Чистое, красивое пение,
достаточная координация слуха и голоса, гибкость и подвижность
музыкально-слуховых представлений, свободная импровизационная манера
исполнения, органичность в сценическом материале и т.д., так же, как и
непрерывное расширение музыкального кругозора и интерес ко всему
новому, - всё это входит в единую цепь музыкально-творческого развития
детей в процессе обучения навыкам пения и основам актёрского мастерства.
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к
программам дополнительного образования, социальный заказ, рекомендации
специалистов в данной области.
Со временем вокал становится для ребенка эстетической ценностью, которая
будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Инновационность программы.
Программа предусматривает использование современных цифровых
технологий звукозаписи.
Достижения обучающихся по Программе транслируются в СМИ
( Социальная сеть - Контакт, где создана группа объединения «Звездопад»).
Предусматривается проектная деятельность обучающихся
(поэтапное выполнение задач по достижении цели – участия в концерте с
репертуаром).
Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать)
ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и
комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к
программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что
последовательное развитие определенных тем – основа основ данной
программы. Материал, отобранный для занятий, является педагогически
целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и
особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала
занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно
заменять одно произведение другим с аналогичными художественнопедагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. Для обучения
физиологическим принципам в работе голосового аппарата лучше включать
упражнения из разных методик по академическому и эстрадному пению:
- дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,
- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,
- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.
Перечисленные методики, применяемые на занятиях по эстрадному вокалу
являются инновационными, т.к. позволяют по-новому работать над
развитием навыков эстрадного исполнительства.
Другой отличительной особенностью программы является то, что в ней
предусмотрен индивидуальный репертуарный подход к каждому
воспитаннику (при написании авторского репертуара учитывается
возрастные и индивидуальные характеристики будущего исполнителя песни,
и именно с их учетом сочиняются репертуарные произведения).
Данная образовательная программа отличается тем, что в ней используется
авторская методика совершенствования вокального развития обучающихся
средствами ТСО аудио-визуального типа, позволяющих создавать
искусственные акустические условия для поющих·.
В программе большое внимание уделено репертуарной и постановочной
работе для обновления репертуара коллектива, так как коллектив существует
более 15 лет и за это время накоплен огромный творческий материал. С
основным репертуарным списком можно ознакомиться в методическом
обеспечении программы.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей 7-18лет. Группы комплектуются в
соответствии с возрастными особенностями, в составе 5-6 человек.
Зачисления на программу происходит после завершения программы
«Ступени», "С песенкой по лесенке" дети и подростки, имеющие хорошие
вокальные и сценические способности.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое
включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная
деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, вокальными
возможностями учащихся в воспроизведении вокального материала. Знание
этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения
музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание
заниматься сольным и ансамблевым пением.
Объём и сроки освоения программы.
Дополнительная образовательная программа «Ступени соло» - 432 часа.
1год обучения- 216часов
2год обучения -216часов
На обучение по ДООП «Ступени соло» - принимаются обучающиеся,
успешно освоившие курс программы «Ступени»(11-18лет) , и "С песенкой по
лесенке"(5-10лет) вокальной студии "Звездопад" ДДТ и обладающие
выдающимися вокальными данными, или занимавшиеся ранее в других
коллективах дети, обладающие знаниями и навыками вокального
исполнительства.
Форма обучения очная. Это позволяет создать грамотный рабочий процесс
между обучающимися и педагогом. Дает возможность обучающимся
работать со звукоусилительной аппаратурой под руководством педагога.
Особенности организации образовательного процесса.
Группы формируются из обучающихся разной возрастной категории в
соответствии с учебным планом программы. Состав группы – постоянный.
Количество обучающихся в группе до 6 человек. Акцент на индивидуальные
занятия для одаренных детей.
Режим занятий.
Занятия в вокальной группе проводятся 1 раза в неделю по 2 учебных часа со
всем составом. И 2 раза в неделю по одному часу индивидуальные занятия
по 20 минут с 5-минутным перерывом между обучающимися. На каждого
обучающегося индивидуально отводится 20минут( за 40 минут учебного часа
-2 обучающихся). Занятия могут проходить по подгруппам , индивидуально
или со всем составом одновременно.
Уровень реализуемой программы.
«Углубленный»
Данный уровень предполагает углубленное изучение и обобщение материала
предыдущего уровня, а так же интенсивную нагрузку на основные
дисциплины: вокальное сольное пение. На углубленном уровне
воспитанники осваивают: вокально-исполнительскую деятельность.
Детально изучают постановку, развитие и укрепление дыхания. Происходит
развитие резонаторов. На этом же уровне у обучающихся формируются
навыки твёрдой и мягкой атаки звука, развиваются тембровые и
динамические возможности голоса. Происходит развитие навыка свободного
пения без эмоциональной перегрузки. Особое внимание уделяется вокальноинтонационной работе, развитию навыков звуковедения и импровизации.
Ведется работа с певческим репертуаром и микрофоном.
Форма сетевого взаимодействия. С целью повышения эффективности
реализации программы, в рамках сетевого взаимодействия обучающиеся
принимают участие в концертных и конкурсных мероприятиях городского,
регионального, Всероссийского и Международного уровня.
1. Цель и задачи программы.
Цель:
Раскрытие личностного потенциала обучающихся, через углубленное
изучение искусства эстрадного вокала.
Для реализации общей цели программы выделяется ряд задач, принятых в
музыкальной педагогике.
Обучающие задачи: обучение навыкам исполнительского мастерства;
обучение навыкам правильного певческого дыхания; обучение навыкам
певческой артикуляции; обучение навыкам ансамблевого пения; обучение
навыкам сценического мастерства.
Воспитательные задачи: воспитание высокой исполнительской культуры;
воспитание ответственности за личные и коллективные успехи; воспитание
активной гражданской позиции; формирование качеств личности,
необходимых для достижения успешности.
Развивающие задачи: развитие музыкальной памяти и слуха; развитие
правильного интонирования; развитие чувства ритма; развитие музыкального
мышления, творческого воображения и навыков импровизации; развитие
навыков адекватной оценки личного и коллективного результатов;
расширение музыкального кругозора; развитие художественно-эстетического
вкуса и устойчивого интереса к вокалу.
1.3. Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№
п/п
Название раздела,
темы
1.
Введение
Вводное занятие.
Техника
безопасности на
занятиях. Правила
поведения.
Совершенствование
вокальных
навыков.
Разучивание и
исполнение песен.
Хоровое
сольфеджио.
Сценическое
движение.
Концертноисполнительская
деятельность.
Участие в
конкурсах
Проектная
деятельность
2.
3.
4.
5.
6.
7.
2
Количество часов
Инд- Теория Практика
но
1
1
Формы
аттестации/кон
троля
Опрос,
тестирование,
викторина.
3
9
3
9
Опроспрослушивание
18
108
6
120
Опрос, зачет
18
6
10
14
6
12
2
16
Опрос,
тестирование,
зачет. Сдача
партитур
Опрос, зачет.
18
9
2
25
Выступление в
концертных и
конкурсных
программах.
3
4
Творческая
работа.
27
189
Все
7
72
Всего
144
216
1.2.Содержание программы
Тема 1. Введение.
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения.
Теория: Детьми закрепляются правила поведения на занятиях в вокальном
классе, как пользоваться с электроприборами, аудиоаппаратурой, бережно
относиться к имуществу кабинета, соблюдать дисциплину, чистоту и
порядок.
1.2. Правила поведения на дорогах.
Теория: Дети повторяют дорожные знаки, правила дорожного движения и их
соблюдения.
1.3. Антитерроризм детям.
Теория: Закрепление знаний о безопасном поведении детей в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе
защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим.
Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.
2.1 Дыхательная гимнастика.
Теория: Повторение строения дыхательного аппарата. Типы, виды
вокального дыхания. Фазы (этапы) певческого дыхания. Опора дыхания.
Практика: Дыхательная гимнастика, включающая различные упражнения,
направленные на освоение правильной грудно – брюшной дыхательной
техники и подготовку дыхательной системы к пению.
2.2 Вокальные упражнения.
Теория: Расширяется круг понятия вокальные упражнения.
Практика: Усложнение комплексов вокальных упражнений на ощущение
опорного звука, использование разных атак звука. Дети продолжают учиться
петь чисто в унисон, подголоски, более сложные и протяженные
двухголосные построения и элементы трехголосия. В трехголосии соблюдая
чистоту партии и слушая строй ансамбля.
2.3 Речевые игры и упражнения.
Теория: Продолжается ознакомление с понятием речевые игры и
упражнения.
Практика: Работы над артикуляцией и мускулатурой. Развитее органов речи с
помощью специальных упражнений, направленных на отработку
произношения, улучшения дикции, скороговорки. Игры с микрофоном,
помогающие привыкнуть к своему голосу, звучащему в микрофон, т.к. тембр
голоса, звучащий в микрофон несколько иной. Дети учатся, управляя рукой
с микрофоном на нужном расстоянии у рта проследить громкость звука.
Тема 3. Разучивание и исполнение песен.
Теория: Способы разучивания песни, последовательность главных моментов
этого процесса.
Практика: Дети учатся разучивать песни, знакомятся с репетиционным
планом.
Эскизное изучение песни (знакомство, анализ), технологическое изучение
песни (собственно разучивание), заключительный этап («впевание»,
достижение художественной выразительности). Разучивание и исполнение
песен с использованием учебно – ролевых игр, учебных заданий,
разучивания произведения по фразам с правильным звуковысотным
интонированием мелодии, ритмической четкостью, правильным певческим
дыханием и звукообразованием, выразительностью динамики и дикции.
Тема 4. Хоровое сольфеджио.
Теория: Закрепление понятия лад, ступени лада, интервалы. Изучение тем;
«Что такое тактирование», «Пение с листа по нотам».
Практика: Ладово-интонационные навыки: слушание интервалов, ощущение
устойчивых и неустойчивых ступеней лада, пение по нотам.
Тема 5. Сценическое движение:
Теория: Понятие танцевальные движения, стили, манеры исполнения.
Практика: формирование пластической культуры вокалистов через моторно
– двигательные упражнения, изучений движений в соответствии с песенным
репертуаром.
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность:
Практика: это не только репетиции и участие в концертных программах,
конкурсах, фестивалях, но и посещение концертов, обмен опыта с детскими
коллективами, участие в мастер – классах, музыкальных гостиных…
Тема 7. Проектная деятельность.
Практика: Постановка детского мюзикла, музыкальной сказки, участие в
тематических проектах. Данный вид творческой деятельности позволяет
наиболее полно раскрыться учащимся, выразить свои вокальные и
артистические возможности.
Учебный план
2 год обучения.
N№ Название раздела,
п/п
темы
Количество часов
Все
Инд- Теория Практика
но
Формы аттестации/
контроля
1
Вводные занятия.
Инструктаж
2
1
1
Диагностика.
Устный опрос
2
Изучение строения 4
голосового
аппарата.
1
3
Устный опрос
3
Постановка
вокального,
рёбернодиафрагмального
дыхания.
6
6
3
9
Опрос, наблюдение
4
Единая певческая
позиция.
6
6
3
9
Выполнение
задания.
5
Техника звука
6
6
0
12
Выполнение
задания на примере
изучаемого
произведения.
6
Работа
артикуляционного
аппарата в пении.
6
6
3
9
Выполнение
задания на примере
изучаемого
произведеия.
7
Развитие вокальной 6
техники.
6
3
9
Итоговое
обобщающее
занятие
8
Работа с
концертным
репертуаром.
18
108
8
118
наблюдение
9
Концертная
деятельность
18
6
22
24
Концертное
выступление
Итого
72
144
22
194
Всего
216
1.2. Содержание учебного плана
2-й модуль обучения
1.Вводные занятия.
Термины и понятия. Объединение. Вокальное искусство. Ансамбль. Соло.
(см. Понятийный словарь)
Теория. Организации работы объединения. Цели и задачи изучения
программы. Ознакомление с основами вокального искусства. Ансамблевое и
сольное пение (сходство и различия).
Правила безопасности во время проведения занятий. Гигиена и режим певца.
Закаливание организма и голосового аппарата. Щадящий режим пения.
Инструктаж по противопожарной безопасности.
Практика. Прослушивание и просматривание видео
аудиоисполнительского материала с конкурсов и концертов. Подбор
репертуара.
Контроль. Диагностика. Устный опрос.
2.Изучение строения голосового аппарата
Теория. Изучение анатомии строения певческого аппарата.
Возникновение звука.
Органы дыхания, участвующие в процессе реберно-диафрагменного
дыхания. Изучение строения гортани, голосовых связок. Взаимосвязь между
тремя основными органами (ухо, горло, нос). Строение голосовых связок и
их взаимодействие с другими органами пения.
Практика. Освоение приёмов звукоизвлечения.
Работа над произведением.
3.Постановка вокального, рёберно-диафрагмального дыхания.
Теория. Роль дыхания в вокальном искусстве. Понятие «Вокальное
дыхание». Типы дыхания. Особенности дыхания.
Объяснение физиологии взаимодействия голосового и дыхательного
механизмов.
Понятие «Голос». Значение сдержанного выдоха на звуковедение. (см.
Понятийный словарь)
Практика: Разучивание дыхательных упражнений. Работа по
формированию певческого дыхания. Работа над репертуаром. Применение
изучаемого материала в произведениях.
4. Единая певческая позиция.
Теория: Понятие «Резонаторы». Головной резонатор. Грудной резонатор.
Понятие «певческая позиция», типы певческой позиции- высока, низкая. (см.
Понятийный словарь)
Выявление определяющего значения резонаторов: головного и грудного.
Тембральные краски. Действие резонаторов на тембральную окраску голоса.
Практика: Формирование единой певческой позиции. Изучения приёмов
пения в высокой позиции. Ощущение взаимодействия грудного и головного
резонаторов при пении определенных упражнений.
Работа над репертуаром. Применение изучаемого материала в
произведениях.
5.Техника звука.
Теория: Понятие «зевок».
Практика: Разучивание и пение упражнений по технике звука. Изучение
механизма «поднятого нёба»
Упражнение на продолжительность звучания. Упражнение на сдержанное
расходование выдоха. Упражнение на ровность звучания звуков разных
регистров. Ощущение чувства опоры звука на дыхание.
Работа над репертуаром. Применение изучаемого материала в
произведениях.
6.Работа артикуляционного аппарата в пении.
Теория: Понятие «Артикуляция». Понятие «Звукообразование». (см.
Понятийный словарь)
Разучивание артикуляционной гимнастики Значение гласных и согласных
букв в образовании звука. Понятие «звук». Изучение механизма первичного
звукообразования.
Практика: Пение скороговорок и произношение от медленного до быстрого
темпа. Работа по формированию гласных звуков. Работа по формированию
согласных звуков. Работа с текстом каждой песни.
Работа над репертуаром. Применение изучаемого материала в
произведениях.
7.Развитие вокальной техники.
Теория: Понятие «Опора». Изучение силы звукоизвлечения.
Понятие «Певческая атака» (см. Понятийный словарь)
Практика: Применение на практике «мягкой» и «жёсткой» атаки. Пение
устойчивым звуком. Пение гаммаобразных упражнений. Разучивание
упражнений, выравнивающих регистры звучания.
Упражнения на развитие вокальных навыков:
пропевание трезвучий мажорных и минорных на различных слогах, пение с
закрытым ртом, пение слогов на одном звуке постепенно по полутонам,
начиная с примарной зоны, а капельное исполнение кантиленно, стаккато,
легато, упражнения на выработку вибрато, пение интервалов от терции до
октавы
Работа над репертуаром. Применение изучаемого материала в
произведениях.
8.Работа с концертным репертуаром.
Практика: Изучение репертуара, работа с произведением.
Фразировка. Пение с аккомпанементом, работа с микрофоном Знакомство со
сценой. Создание сценического образа.
9.Концертная деятельность
Практика . Концертные выступления.
1.3.Планируемые результаты.
Воспитательные (личностные):
-ответственно относиться к обучению,
-развивать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
-осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре.
-формировать представление о ценности здорового и безопасного образа
жизни (в рамках деятельности объединения);
-давать критическую оценку своему исполнению;
-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
-уметь общаться в коллективе.
Развивающие (метапредметные):
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения,
-уметь самостоятельно планировать пути достижения целей,
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата,
-определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований,
-корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности еѐ
решения;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в образовательной деятельности;
-уметь находить смысл в любом текстовом материале;
-принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
Образовательные(предметные):
В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен знать,
понимать:
-особенности и возможности певческого голоса;
-гигиену певческого голоса;
-понимать по требованию педагога слова–петь «мягко, нежно, легко»;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать
им(внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
-основы музыкальной грамоты;
-место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
-петь легким звуком, без напряжения;
-на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое
индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- делать распевку;
-к концу года спеть выразительно, осмысленно.
2.2. Условия реализации программы
Требование к помещению:
Специальный кабинет;
Стол для педагога, стул для педагога;
Репетиционный зал (сцена);
Зеркало.
Организационное обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение программы:
- методическое обеспечение программы: учебно-методическое обеспечение,
интернет – ресурсы;
1.Певческое дыхание.
http://vocalmuzshcola.ru/vokal/dyxanie/pevcheskoe-dyxanie
2.Вокальная техника.
https://vocalmechanika.ru/index.php?id=3&Itemid=13&option=com_content&vie
w=category
3.Арт-студия «Вояж» Татьяны Липницкой» (группа в Контакте)
https://vk.com/club177617521
4.https://infourok.ru/primernie-trebovaniya-k-razrabotke-programmiindividualnih-marshrutov-v-dodim-418270.htmlПримерные требования к
дополнительным общеобразовательным программам и составлению
индивидуальных маршрутов обучения;
5.http://easyen.ru/load/dopolnitelnoe_obrazovanie/dop_obr/individualnyj_marshrut
_obuchajushhegosja_studii_ehstradnogo_vokala_orfej/486-1-0-17222
Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся студии
эстрадного вокала;
6.https://www.youtube.com/watch?v=jS0IvSDYeKk&index=1&list=PLs__Yie1dJ
7Xlb6_ISl4q_8NApPeAihBmКак научиться петь красиво
7. http://sovetv.ru/8236-kak-nauchitsya-pet-poshagovaya-instrukciya-urokivokala.html Как научиться петь по английски
8.https://www.youtube.com/watch?v=ZiXX1S5-VdY Школа мюзикла
Материально-техническое обеспечение:
Синтезатор;
Компьютер;
Электроаппаратура;
Книги, ноты;
Фонограммы;
Записи аудио, видео;
Костюмы (и для них костюмерная);
Записи выступлений, концертов.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Механизмы оценивания результатов:
1.Участие детей в концертных программах ДЮЦ 3, участие в городских,
областных, российских, Международных фестивалях-конкурсах.
2. Индивидуальная контрольная сдача учебного материала педагогу.
3. Открытые показы, класс-концерты, контрольные уроки с целью реальной и
объективной оценки знаний, навыков и умений, полученных за полугодие.
2.4. Оценочные материалы
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся в
объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает
входящую, промежуточную и итоговую диагностику. Так же используется
методика на выявление эмоциональной сферы воспитанника и тесты
творческого мышления.
1. Методика Радыновой О.П.
http://ds52.edunv.ru/files/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D1%91%D0%B2%D0%B0_%D0%A1
.%D0%9B/proekt_prog/MONITORING_3-7.pdf
1. Диагностика музыкальных способностей детей В.П. Анисимов
http://music-fantasy.ru/content/diagnostika-muzykalnyh-sposobnostey-detey
1. Графическая методика «Кактус» М.А.Панфилов
http://testoteka.narod.ru/pm/1/14.html
1. Тест творческого мышления П.Торренс
http://www.86kamsch-okt.edusite.ru/DswMedia/metodikitorrensa.pdf
2.5. Методические материалы
N Название
№ раздела,
п/
темы
п
1 Вводное
занятие.
Инструкта
ж.
2
3
4
5
6
7
УМК
Инструктаж по технике безопасности на занятии в по
вокалу: https://docplayer.ru/48808612-Instrukcii-po-tehnikebezopasnosti-dlya-obuchayushchihsya.html
Инструктаж по ТБ при работе со звукоусилительной
аппаратурой:
http://yakit.ru/index.php?do=static&page=pbi
Певческая
установка.
Правильная певческая установка сидя, стоя. Правильное
положение головы и корпуса:
http://vocalmuzshcola.ru/vokal/pevcheskaya-ustanovka-3
Работа над
Певческое дыхание и его
дыханием. особенности: https://vocalmechanika.ru/index.php?option=com
_content&view=article&id=161&Itemid=320
Урок от Татьяны Шуруповой:
https://www.youtube.com/watch?v=h64D7AUxhEI
Звукообра
Певческое звукообразование:
зование.
http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/--gn14-05/1219-a
Правильное звукообразование:
https://www.youtube.com/watch?v=RJzVv_cZgEk
Звуковеде Приемы звуковедения: http://vocalmuzshcola.ru/vokal/priemyние.
zvukovedeniya
Пример открытого урока по теме: «Различные виды
звуковедения в произведениях по вокалу»:
https://infourok.ru/urok-tema-razlichnie-vidi-zvukovedeniya-vproizvedeniyah-po-vokalu-1557339.html
Работа над
Развитие интонации через воплощение: https://xn-интонацие
i1abbnckbmcl9fb.xn-й.
p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8
/417963/
Итоговое
Проведение отчетного концерта с участием всех
занятие 1
обучающихся.
модуля.
Концертная деятельность НК Арт-студия «Вояж»
Instagram – voiazh_voiazh
ВКонтакте – Арт-студия «Вояж» Татьяны Липницкой
При организации учебно-воспитательного процесса в объединении
вокала используются следующие принципы:
-принцип систематичности проведения занятий;
-последовательное ознакомление учащихся с азами вокальной грамоты;
-воспитание в учащихся осознанного стремления к самореализации в
подготовке концертных номеров;
-воспитание у детей чувства коллективизма: творческая
деятельность для успешного выступления ансамбля.
В работе чаще всего используются объяснительно - иллюстративный,
практический, игровой методы проведения занятий.
На занятиях в объединении используется стилевой и системный подходы к
освоению вокального искусства.
Стилевой подход нацелен на формирование у обучающихся осознанного
восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения,
вокальных характеристик произведений.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы–тематики вокального материала,
видов концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет
координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение
содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной
программы).
Особое внимание при обучении вокалу уделяется сценическому движению.
Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального
произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями,
требование времени. Важно научить воспитанников правильно вести себя на
сцене, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара.
В учебно-образовательном процессе по данной программе используются
следующие виды занятий:
-индивидуальные практические занятия в классе с педагогом по вокалу;
-самостоятельное занятие по заданию педагога;
-вокально-исполнительская практика;
Для усвоения теоретических знаний и практических навыков и умений
используются следующие дидактические материалы:
фонотека (репертуарные музыкальные произведения);
видеотека (видео-уроки по вокалу, мюзиклы, концерты мировых звезд,
исполнителей эстрадной и джазовой музыки, материалы с Международных и
Всероссийских конкурсов исполнителей эстрадной песни).
Индивидуальные методические материалы:
-репертуарный план – включает наиболее показательные вокальные
произведения для прослушивания, отработки различных техник, наиболее
востребованные песни и т.д.
-конспекты творческих занятий;
-наглядные пособия по артикуляции, строению голосового аппарата и т.д.,
позволяющие более доступно разъяснить детям особенности образования
звука, чистого голоса, возникновения проблем и способы их решения;
-элементарная партитура – графическое изображение партий для ребят не
знакомых с нотной грамотой;
Репертуарный план
Репертуар должен отвечать таким требованиям:
1)Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
6) Закреплять приобретенные умения и навыки, двигать вокалиста вперед.
В репертуарном плане указан ряд песен, чаще всего используемых для
основной работы по программе. Произведения, над которыми педагог
работает при подготовке тематических концертных мероприятий, при
подготовке детей к конкурсам различного уровня подбираются
индивидуально, в соответствии со способностями детей, тематикой
мероприятий и требованиями к конкурсам.
Для успешной реализации дополнительной образовательной программы
необходимо наличие звукоусилительной аппаратуры: микрофонов,
усилителя, колонок, микшерского пульта.
Аудитория для занятий должна быть оснащена необходимой аппаратурой
для прослушивания и просмотра записей известных исполнителей и
коллективов, творческих встреч, концертов, с целью анализа собственных
выступлений учащихся, воспитания нравственно-духовных качеств.
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет: усилить проблемный
характер содержания обучения, связанный с апробированием,
экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать
портфолио учащегося; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность
педагога на анализе и оценке способов и результатов собственной
самостоятельной работы.
Работа с индивидуально - образовательными маршрутами реализует право
учащегося на выбор темпов работы, форм обучения. И несомненно,
личностно-ориентированный подход к учащемуся раскрывает его как
артиста, подчеркивает его индивидуальность. Он становится художником на
сцене, оставляя частицу души в сердцах зрителей и выходит на новую
ступень музыкального и личностного развития.
Литература
Для педагога:
1. Л.Абидова «История джаза и современных музыкальных стилей»,
«ТуронИкбол», 2007г.
2.Е.А.Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2009г.
3.Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»:
«Музыка», 2006г.
4.Н.В.Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва,2010г.
5.Л.В. Романова. «Школа эстрадного вокала», М.: « Музыка»,2012г.
6.У.Сарджент «Джаз»,М.: « Музыка»,2012г..
7.Н.С.Лейтеса « Психология одарённости детей и подростков», М.: 2000;
8.Т.Вечирко «Методические основы построения индивидуальных траекторий
учащихся, планирования и оперативного управления учебным процессом в
соотвествии с требованиями ФГОС»,М.: 2013г.
. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса».
15. Емельянов В. В. «Развитие голоса – и координация, и тренаж».
16. Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные
базовые законы. – 2-е изд. – М.; ИФ «Образование в документах», 2001 г.
17. Иванченко В. Н. «Взаимодействие общего и дополнительного
образования детей: новые подходы», издательство «Учитель», 2007 г.
18. Конвенция о правах ребёнка. ЮНИСЕФ, 1999 г.
19.Конен В. Рождение джаза, М: «Музыка», 1984 г.
20.Коллиер Дж.-Л. Становление джаза, М: «Радуга», 1986 г.
21. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей:
методическая служба, изд-во «Учитель», 2005 г.
22. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей, Ленинград, 1967г.
23. Менабени А. Г. Методика обучению сольному пению, М, 1987г.
24. Морозов В. П. «Тайны вокальной речи», М, 1967г.
25. Морозов В. П. Искусство резонансного пения, М, 2002г.
26. Охомуш Т. В. «Чистый голос», методическое пособие по эстрадному
вокалу, Иваново, 2002 г.
27. Павлищева О. П. «Методика постановки голоса»
28. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении
фортепиано, М: «Нота», 2006г.
29. Соловей С. Д. «Оздоровление детей в организованных коллективах:
практическое руководство» – СПб, 1995 г.
30. Суязова Г. Я. «Мир вокального искусства», издательство «Учитель»,
Волгоград, 2008
31. Способин И. В. «Элементарная теория музыки» - М., издательство
«Музыка», 1973 г.
32. Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором», Москва, ГИЦ
«Владос» 2002г.
33.Теплов Б. М «Психология музыкальных способностей».
34. Чугунов Ю., Джазовая мозаика, литературно-музыкальный альманах
«Молодёжная эстрада», М: «Молодая гвардия», 1997 г.
Для детей:
1.Г.Н. Абрамян «Солнечный круг», Москва: Музыка,2008г .
2.Г.В. Ивашева «Твой друг музыка», Санкт-Петербург:Просвещение, 2007г .
3.Н.В.Кирьянова « История мировой литературы и искусства», М.: Наука,
2006.
4.Р.Ж.Кузьгов «Основы эстрадного вокала», сборник упражнений.Павлодар, 2012г.
5.Э.Г.Кузнецова « Игры, викторины, праздники»,Москва:
Просвещение,2010г.
6.Т.А. Москалёва «Музыка вокруг», Москва: Музыка,2012г.
Е.В. Сокольский «Мой парус.- Иваново»: Просвещение, 2010г .
7. Булучевский Ю, Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся,
М: Музыка, 1998г.
8. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь, Ленинград: Музыка, 1986г.
9. Крунтяева Т. С., Молокова Н. В. Словарь иностранных музыкальных
терминов, Москва – Санкт-Петербург: Музыка, 1996г.
10. Кутерский И. Ю., Минина Е. В.Энциклопедия для юных музыкантов,
«Золотой век», 1996 г.
11. Леонов Э. Краткий музыкальный словарь-справочник, М: «Кифара»,
2002г.
12. Назаренко И., Прянишников И. П. Советы обучающимся пению, 1958г.
13. Петрушин В. И. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального
самообразования - М., ВЛАДОС, 2000 г.
14. Салмина Н. Г. , Манакова И. П. «Дети. Мир звуков», Музыка,
Свердловск, 1991 г.
15.«Солнечный круг: музыкальная азбука», - М, Линка-Пресс, 1997 г.
16. Эстрада в России, XX век, Лексикон – Москва: «Российская политическая
энциклопедия», 2000г.
17. Яных Е. А. Словарь музыкальных терминов, М: АСТ Донецк, Владимир:
ВТК, 2009г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Главную роль в обучении вокалу отводят дыханию. О дыхании я уже писала
раньше – о видах дыхания: жизненном и певческом. Но это очень важная
тема, к ней нужно возвращаться вновь и вновь. Поэтому я вновь
переработала материалы, которые у меня есть по теме дыхания. И сегодня
мы более подробно поговорим о певческом дыхании, так как дыхание влияет
на качество интонации, звуковедение, атаку и красоту звука.
О ПЕВЧЕСКОМ ДЫХАНИИ
Певческое дыхание — процесс, происходящий осознанно. Певческое
дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей
продолжительностью.
У женщин во время дыхания больше работают мышцы грудной клетки, а у
мужчин – мышцы брюшного пресса. Поэтому мужское дыхание более
глубокое, чем женское дыхание.
Эти различия легли в основу деления дыхания на типы.
Общеизвестна оздоровительная роль певческого дыхания. Дыхательные
упражнения, используемые вокалистами, увеличивают объем легких, лучше
обогащают организм кислородом. Во время дыхательных упражнений
происходит естественный массаж внутренних органов.
ТИПЫ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ
Нужно сказать, что четкости в определении типов дыхания нет. В одних
учебниках дыхание разделяется на четыре типа:
1 — ключичное (клавикулярное)
2 — грудное или реберное (костальное)
3 — брюшное (абдоминальное)
4 — грудобрюшное или смешанное (косто-абдоминальное)
А есть разделение на три типа:
1 – грудное (ключичное рассматривается как разновидность грудного типа)
2 – смешанное, или грудобрюшное (косто-абдоминальное)
3 – брюшное, или диафрагмальное
Рассмотрим некоторые типы дыхания.
Ключичное дыхание (клавикулярное)
При этом типе дыхания активно участвуют мышцы верхнего отдела грудной
клетки, плечевого пояса и шеи. Такое дыхание поверхностное, движение
гортани ограничено и поэтому голосообразование затруднено, мышцы шеи
напряжены.
При вдохе воздух заполняет только верхушки легких, а плечи поднимаются.
Это не естественное дыхание, в быту ключичное дыхание наблюдается во
время болезни, например, при высокой температуре; при заболевании
дыхательных органов, во время бега.
Такой тип вокального дыхания неверный и вредный для пения, он
распространен у начинающих вокалистов.
Чтобы избегать пения с применением ключичного дыхания, нужно во время
вдоха мысленно оттягивать плечи вниз.
Грудное дыхание
При грудном дыхании (или реберном)
расширяются верхние ребра и легкие заполняются воздухом. Грудное
дыхание больше свойственно женщинам. Грудным дыханием пользуются
при исполнении звуков в высокой тесситуре, пассажей, трелей, рулад.
Брюшное дыхание
При брюшном дыхании активизируется диафрагма, что дало дыханию другое
название — диафрагмальное дыхание.
Благодаря усиленной работе брюшного пресса в процессе диафрагмального
дыхания, легкие — не только верхняя часть, но и нижняя, в полной мере
заполняются воздухом. Отличия дыхания мужского у женского: мужчинам
свойственно низкое дыхание, ближе к брюшному, а у женщин дыхание выше
и приближается к грудному типу дыхания.
Смешанное дыхание
Смешанное дыхание еще называют грудобрюшное, нижнереберное
диафрагмальное, косто-абдоминальное. Поток воздуха при вдохе проходит
путь вквозь носоглотку, трахею, бронхи и достигает легких.
При этом происходит увеличение легких в объеме.
Нижние ребра расходятся в стороны, а диафрагма отжимается книзу.
Поэтому это дыхание так и называется – нижнереберное диафрагмальное.
Диафрагма
Диафрагма – перегородка из мышц, отделяющая грудной отдел от брюшного.
Диафрагма поддерживает органы грудной клетки, которые имеют
определенную тяжесть и давят на органы брюшной полости. Диафрагма
напоминает собой форму купола. Когда легкие при вдохе наполняются
воздухом, диафрагма под напором воздуха отжимается книзу. Ученикам
можно объяснить процесс дыхания следующим образом.
Наши легкие состоят из альвеол. Это маленькие пузырьки. Можно
представить их в виде воздушных шариков. При выдохе эти шарики
сдуваются, и грудная клетка опускается.
Когда мы вдыхаем, альвеолы наполняются воздухом, как воздушные шарики.
Шарики расправляются, увеличиваются в объеме, и грудная клетка
приподнимается и тоже увеличивается в объеме. При этом нижние ребра
расходятся в стороны, а диафрагма-перегородка опускается за счет
увеличения в объеме легких.
Польза смешанного дыхания
Смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он –
естественный и присущ для речевого дыхания, им мы пользуемся в жизни.
Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие
воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом.
Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так
как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат,
получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать.
Следует сказать, что отдельных, изолированных типов дыхания в пении нет.
Вокалисты, и взрослые, и дети, в основном, пользуются смешанным типом
дыхания, с преобладанием когда-то грудного, а когда-то брюшного типа. А
значит, в дыхании участвуют все участки дыхательного аппарата.
Есть прямая связь между дыханием и качеством звука. Например,
надрывный, неровный звук указывает на неправильность певческого
дыхания.
Отсутствие опоры в пении – вялое дыхание, форсированное пение – вдох
шумный с перебором количества воздуха.
Поэтому, не так важен выбор типа дыхания, а выработка свободного дыхания
и свобода мышечных движений, которые обеспечат координацию всех
составляющих голосового аппарата.
ФАЗЫ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ
Жизненное дыхание состоит из двух компонентов: вдоха и выдоха, и, как
было сказано в статье о дыхании, вдох и выдох приблизительно одинаков по
времени. Жизненное дыхание – процесс естественный, происходящий без
нашего сознания, мы не замечаем, как дышим. А дышим мы спокойно,
бесшумно, равномерно.
В пении вдох и выдох тоже играют большую роль. Отличается певческое
дыхание от жизненного (речевого) третьей фазой – задержкой дыхания. То
есть певческое дыхание составляют: вдох, задержка дыхания, выдох.
Вдох
Певческий вдох немного продолжительнее, чем жизненный. Нужно
добиваться выработки быстрого и активного певческого вдоха.
Скорость вдоха зависит от темпа произведения. Вредно брать лишнее
дыхание, от которого приходится во время пения освобождаться.
Вдох можно брать носом, можно – ртом. Но постоянно дышать при пении
носом некомфортно, тем более, если в произведении быстрый темп.
Если постоянно брать вдох ртом, происходит осушение задней стенки
носоглотки и начинается першение. Лучше комбинировать и пользоваться
смешанным вдохом – когда-то носом, когда-то ртом.
При этом нужно стремиться к бесшумному вдоху.
Нужно помнить:
— низкий регистр и продолжительная фраза требуют более глубокого
дыхания
— в произведениях спокойных, медленных вдох должен быть более
глубокий, в быстрых произведениях – вдох короткий и энергичный
Отработке вдоха нужно уделять серьезное внимание.
Задержка дыхания
Отличие певческого дыхания от жизненного — наличие задержки дыхания
между вдохом и выдохом.
При помощи задержки дыхания происходит активизация певческого и
дыхательного аппарата.
У учащихся часто отсутствует фаза задержки дыхания, и необходимо с
помощью дыхательных упражнений работать над устранением этого
дефекта.
Выдох
Требования к выдоху:
— максимальная продолжительность
— ровность, отсутствие толчков
— экономность выдоха
У неопытных вокалистов выдох короткий. При выдохе следует помнить, что
ребра, которые разошлись в стороны при взятии дыхания, возвращаются в
исходное положение постепенно, плавно, то есть сохранять при выдохе
состояние вдыхательной установки.
Естественное, правильное певческое дыхание способствует пению на опоре.
«Опертый звук» воспринимается на слух как возникающее сопротивление
при сужении при пении входа в гортань. При пении на опоре звук красивый,
объемный и сильный. Нужно научить учащихся петь на опоре, то есть петь,
экономно расходуя дыхание и активно смыкать голосовые связки.
Вот такие правила певческого дыхания.
Помните: в голосе ценится тембр, объемность, полетность, звонкость,
активная подача звука. Добиться этих качеств нельзя без последовательной и
упорной работы над выработкой певческого дыхания.