Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность
Актуальность и новизна
Отличительные особенности
Адресат
Возрастные особенности
Режим занятий
Объем программы
Срок реализации
Формы обучения
Виды занятий
1.2 Цель и задачи
Цель программы
Задачи программы
Принципы
Методические приемы
2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план 1 года обучения
Содержание учебного плана 1 года обучения
Учебный план 2 года обучения
Содержание учебного плана 2 года обучения
Учебный план 3 года обучения
Содержание учебного плана 3 года обучения
Учебный план 4 года обучения
Содержание учебного плана 4 года обучения
Учебный план 5 года обучения
Содержание учебного плана 5 года обучения
2.4 Планируемые результаты
3. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническая база
Методические материалы
Формы аттестации
Список литературы
Приложение
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Современный танец – это своеобразный пласт в искусстве танца, в
котором по-новому соединились движения, музыка, свет и краски. Он
обладает своей неповторимой спецификой, изяществом и энергетикой.
Современный танец возник относительно недавно (в начале XX века),
но успел довольно быстро развиться за это время. Современный танец можно
условно разделить на танец модерн и джазовый танец, которые в свою
очередь подразделяются на различные техники: модерн-техника М. Грэхем,
Дж. Маллер, Х. Лимона, Д. Хэмфри, техника низкого полёта и др.; джаз –
афро-джаз, фанки-джаз, стрит-джаз и др.
Современный танец – особый вид пластического, хореографического
языка. Основные принципы его техники базируются на понимании
структуры человеческого тела, координации движения и дыхания, ощущении
гравитации, пространства и времени.
Современный танец в отличие от классического впитывает в себя все
сегодняшнее, он подвижен и непредсказуем, не хочет обладать какими-то
правилами и канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму
окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, одним словом, создает
новую пластику. Именно поэтому современный танец интересен и близок
молодому поколению.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные
документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее
федеральная Концепция);
5. Паспорт
приоритетного
проекта
"Доступное
дополнительное
образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
7. СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» Реализация требований санитарных правил на практике, должна
обеспечить здоровье сберегающие условия воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи. (от 28.09.2020)
8. СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
работы
образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)" (от 30.06.2020)
9. Устав МАОУ ДО ДДТ
10. Образовательная программа МАОУ ДО ДДТ
Направленность
программы
«Современная
хореография»
заключается в ее содействии гармоничному психическому, духовному и
физическому
развитию
детей
и
подростков;
формировании
художественно- эстетического вкуса, умения самовыражения чувств и
эмоций, физической культуры, а также нравственных качеств личности.
Актуальность
и
новизна
программы.
Необходимость
и
актуальность программы обусловлена образовательными потребностями
конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в
определённых
образовательных
услугах
субъективно
выражена
в
обращённых к системе образования интересах и ожиданиях в отношении
современного танца. Современный танец является одним из основных
предметов, он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и
спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует
технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечнососудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки
строения тела – в этом его значение и значимость.
Общеразвивающая
программа
«Современная
хореография»
способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Отличие
программы
от
других
дополнительных общеразвивающих
программ по хореографии состоит в том, что в ее основе лежит изучение
нового направления в хореографии – современный танец. Это постоянно
развивающееся, свободное от канонов и условностей направление. У
педагога и учащихся есть возможность постоянно экспериментировать с
новыми формами, музыкой и пространством.
Адресат общеразвивающей программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы – 9 – 15 лет.
Возрастные особенности.
9-11 лет. Это самый трудный и самый интересный возраст и для
учащегося, и для педагога. Продолжается формирование организма.
Происходит процесс осознания себя как личности. Дети начинают ценить в
людях волевые качества, ум, характер, независимость. Но это и период
психологической неуравновешенности: резкая смена настроения, переход от
экзальтации к депрессии и наоборот, нарастание общего возбуждения, и
ослабление всех видов условного торможения. Это наиболее трудный
возраст эмоционального развития, повышенной тревожности. Тревожность
проявляется в двигательном беспокойстве (сжимание рук, покусывание губ),
в эмоциональном внутреннем возбуждении (слезы, сердцебиение), в
состоянии напряжения (скованность, мышечная зажатость).
Дети 10 лет наиболее активны на занятиях и еще не утеряли той
детской
непосредственности,
которая
так
выгодно
отличает
их от
подростков. Однако они уже приобрели много знаний, у них развивается
чувство коллективизма. Опыт работы показывает, что основу коллектива
должны составлять дети именно этого возраста. Ребята занимаются с
любовью и увлечением.
11-13 лет. Занятия с учащимися средних классов имеют сложную
систему организации, это связано с изменениями физиологических процессов
организма в подростковом возрасте. Учебный процесс предполагает более
сложную систему развития исполнительских навыков. Большое внимание
уделяется повторению и закреплению материала.
В этом возрасте происходит переоценка сил, стремление выделиться,
но и стремление к анализу и самоконтролю. Это возраст, когда закладывается
отношение к трудолюбию. От педагога требуется особое внимание,
осторожность при постановке задач перед детьми: не подчеркивать значение
результата, не ориентировать на высокие достижения, но и не сомневаться в
возможностях ребенка сделать задание хорошо.
13-15 лет. Старшие подростки не только познают действительность,
но и вырабатывают к ней соответствующее отношение. Представление о
жизни,
требования
к
себе
и
другим
превращаются
в
убеждения,
формирующие мировоззрение, которое начинает выступать в качестве
основных мотивов в поведении и деятельности. Как отмечают психологи,
мышление подростков полно увлечений и страсти. Особенно остро
эмоциональность характера проявляется в спорах, в отстаивании своих
взглядов. Выражено стремление объединить свои знания в единую систему и
тем самым определить смысл своего существования. Это возраст между
детством и юностью, когда осуществляются основные процессы физического
созревания. Работая с этой возрастной группой, педагогу необходимо
воспитывать волевые качества участников коллектива, поощрять выдержку,
упорство, настойчивость.
В этом периоде учащимся доступна сложная координация, точность,
отчетливость движений. Развивается художественный вкус: не всегда
интересны конкретные, приземленные характеры, образы, сюжеты. Это
необходимо учитывать при формировании репертуара коллектива.
В старших классах больше времени уделяется подготовке учащихся к
сценической практике. В этот период они учатся применять полученные
знания, умения, навыки на практике, т.е. показывать полученные в процессе
учебы результаты зрительской аудитории.
Режим занятий:
1, 2, 3 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа.
4, 5 год обучения 3 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы:
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по
спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового
уровня знаний.
1 год обучения 144 часа,
2 год обучения 144 часа,
3 год обучения 144 часа.
4 год обучения 216 часов
5 год обучения 216 часов
Общее количество учебных часов 864часа.
Сроки реализации программы:
Программа является базовым уровнем полного курса программы
«Современная хореография. Предназначена для обучения детей 9-15 лет.
Программа «Современная хореография» рассчитана на пять учебных
лет, в количестве 864 часа.
Формы обучения
Индивидуальная.
Обучение
проходит
индивидуально
(педагог-
ребенок) для лучшего освоения материала.
Групповая. Осуществляется с группой учащихся, состоящих из трех и
более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно
взаимодействуют между собой.
Коллективная. Учащиеся рассматриваются как целостный коллектив,
имеющий свои правила взаимодействия, традиции.
Виды занятий
Учебное занятие;
занятие-игра;
открытое занятие;
класс-концерт;
занятие-экскурсия;
индивидуальная работа над номером;
демонстрация видеоматериалов с комментариями и анализом;
сбор-анализ занятий, мероприятия;
репетиция.
2. Цель и задачи программы
Цель
программы
–
танцевальных способностей
формирование
и
творческого
и
развитие
пластических,
потенциала
обучающихся
посредством овладения техниками современного танца.
Задачи программы:
Обучающие:
- выработать у обучающихся комплекс навыков и умений, способствующих
свободному и выразительному овладению различными техниками и стилями
современной хореографии;
- познакомить с историей танца, различными танцевальными культурами;
- сформировать исполнительскую культуру и навыки ориентации в
сценическом пространстве.
Развивающие:
- раскрыть и
развить
творческие способности
обучающихся,
эмоциональную отзывчивость на музыку, способность к импровизации;
- содействовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного
аппарата, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия,
функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения,
сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- развить мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и
координационные способности обучающихся.
Воспитательные:
- привить интерес к танцевальному творчеству;
- воспитать культуру
общения,
способствовать
установлению
и
укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе;
- воспитать чувство ответственности за индивидуальное и коллективное
творчество;
- приобщить к здоровому образу жизни;
- способствовать организации
свободного времени,
профилактике
девиантного поведения и социальной адаптации подростков.
Задачи 1 - го года обучения:
Образовательные:
- обучить выполнению заданий по инструкции педагога.
- обучить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении
упражнений и движений.
- обучить выполнению партерной гимнастики
- обучить выполнению простых акробатических упражнений
- обучить позициям ног, рук, головы в классическом танце, и в танце джазмодерн
-обучить простым прыжковым комбинациям
-обучить умению согласовывать движения с музыкой
- обучить пользоваться простейшей танцевальной терминологией на занятиях
Развивающие:
- развивать умения ориентирования в пространстве (знание точек класса)
- развивать самостоятельность в выполнении заданий по инструкции
педагога
- развить интерес к творчеству через изучение танцевальных этюдов
- развить навыки самостоятельной и творческой деятельности развивать
умения координировать движения рук, ног, корпуса и головы
Воспитательные:
- воспитывать общительность, умение входить в контакт с педагогом и
детьми.
- воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.
- способствовать привлечению родителей к участию в работе творческого
объединения.
Задачи 2 - го года обучения:
Образовательные:
- обучать выполнению экзерсиса классического танца у танцевального станка
- обучать выполнению экзерсиса танца джаз-модерн на середине зала
- научить переключаться эмоционально с одного характера музыки на другой
Развивающие:
- развивать мышление, воображение, активность, импровизацию посредством
выполнения упражнений по актерскому мастерству
- развивать навыки выразительности, пластичности, грации и изящества
движений.
- развивать мышечную силу, гибкость, ловкость и выносливость.
- развить представление об организации постановочной и концертной
деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
- воспитывать общую культуру личности, способной адаптироваться в
современном обществе.
- воспитывать чуткое отношение друг к другу, желание заниматься вместе.
- воспитывать личность ребенка посредством хореографического искусства.
- сформировать знания о правилах поведения в танцевальном зале.
Задачи 3 - го года обучения:
Образовательные:
- обучать основным позам классического танца (6 поз), арабескам (4), пор де
бра
- обучить выполнению экзерсиса танца джаз-модерн у танцевального станка
- обучить выполнению хореографической композиции
- формирование навыков правильного и выразительного движения в области
классической и современной хореографии;
-
организация
постановочной
работы
и
концертной
деятельности
(разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах,
фестивалях).
Развивающие:
-
развивать
навыки
танцевальных
данных:
гибкость,
пластичность,
музыкальность.
- развивать навыки артистичности, эмоциональности и выразительности.
- развивать навыки выполнения движений в соответствии с динамическими
оттенками в музыке.
-
сформировать
навыки
креативного
мышления
в
работе
над
хореографическими образами.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения друг к другу.
- сформировать представления об организации постановочной и концертной
деятельности.
- способствовать привлечению родителей к участию в работе творческого
объединения.
Задачи 4 - го года обучения:
Образовательные:
- обучать навыкам технического выполнения основных упражнений на
середине танцевального зала.
- обучать технически сложным тренировочным комбинациям в продвижении
- обучать выполнению хореографической композиции (различные жанры
хореографии).
Развивающие:
- развивать физическую подготовку: силу, выносливость, ловкость.
- развивать навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к концертным костюмам и атрибутике.
- сформировать потребность в здоровом образе жизни.
- обучить правилам культуры поведения на сценической площадке.
Задачи 5 - го года обучения:
Образовательные:
- обучить практическим приемам артистического мастерства и сценической
выразительности.
- обучить выполнению хореографической композиции (сольный танец).
Развивающие:
- развить навыки работы с литературой.
- продолжать развивать навыки постановочной и концертной деятельности.
- развивать интерес и фантазию в создании образов в хореографических
композициях.
Воспитательные:
- воспитать любовь к хореографическому искусству.
- воспитать чувство выдержки, активности и лидерства в коллективе.
- воспитать чуткое и доброе отношение друг к другу, желание заниматься
вместе.
- воспитать профессиональный уровень культуры через концертную
деятельность.
Принципы.
•
индивидуализации
(определение
посильных
заданий
с
учётом
возможностей ребёнка);
• систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
• наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
• повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных
навыков);
• сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приемы.
Организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной
деятельности
предполагают
передачу,
восприятие,
осмысливание,
запоминание учебной информации и практическое применение получаемых
при этом знаний и умений.
Исходя из этого, основными методами обучения являются:
метод словесной передачи учебной информации (рассказ, объяснение,
беседа и др.);
методы
наглядной
передачи
и
зрительного
восприятия
учебной информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.);
методы
передачи
учебной информации посредством
практических действий.
Практические
применяются
методы
в
тесном
сочетании
со
словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе
по
выполнению
упражнения
должно
предшествовать
инструктивное
пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно
сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают
анализ его результатов.
Проблемно-поисковые
методы
обучения.
Педагог
создает
проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных
подходов к ее разрешению. Ученики, основываясь на прежнем опыте и
знаниях, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной
ситуации.
Поисковые
методы
в
большей
степени
способствуют
самостоятельному и осмысленному овладению информацией.
Методы эмоционального восприятия. Подбор ассоциаций, образов,
создание художественных впечатлений. Опора на собственный фонд
эмоциональных переживаний каждого учащегося.
3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план первого года обучения
№
п/п
Тема
Всего
Часы
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2
Азбука танцевальных движений.
Ритмическая разминка:
-разогрев
-движения головы, плеч, грудная клетка
-контракция
-прыжки
Лексика:
-упражнения стэтч-характера;
-приставной шаг (steptouch);
-«виноградная лоза» (grapevine);
-V-шаг(V-step).
Кросс:
-комбинации с перемещением
-различные способы вращений и
прыжков;
-понятие «кач» как основа пластической
характеристики хип-хопа;
-Principlestep.
Партерная пластика:
-«Шпагат»;
-«Бабочка»;
-«Мостик»;
70
18
52
10
3
7
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
Постановочная работа
- Танец для Новогоднего утренника;
- Танец в стиле «Диско»;
- Танец в стиле «Хип-хоп».
Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
20
5
15
20
5
15
20
5
15
40
-
40
Педагогическое
наблюдение
4.
Концертная деятельность
20
-
20
Педагогическое
наблюдение
5.
История хореографии
Современные направления
а) хип-хоп;
б) хаус;
в) диско.
2
2
-
Педагогическое
наблюдение
Воспитательная работа.
Работа над сплочением коллектива:
-экскурсии;
-посещение концертов;
-проведение праздников.
8
3
5
Педагогическое
наблюдение
6.
7.
Промежуточная аттестация
2
Итого:
2
144
26
118
I год обучения
1. Вводное занятие
Целевая направленность: знакомство с учащимися, определение
работы в коллективе решение организационных вопросов, определение
музыкальных и танцевальных данных учащихся; знакомство с техникой
безопасности на занятиях.
Форма работы: групповая.
Теория. В занятие входит рассказ педагога о программе обучения,
знакомство с родителями, требования к танцевальной форме, обуви, о
культуре поведения в коллективе и в танцевальном зале. Беседа по технике
безопасности. Формирование групп по возрасту, медицинские показания для
занятий танцами, расписание занятий.
Практика. Игры на знакомства, на сплочение коллектива
2. Азбука танцевальных движений
Теория.
Теоретические
основы
хореографических
движений.
Хореографические термины.
Практика.
Ритмическая
разминка:
комплекс
упражнений,
рассчитанный на разминку, растяжку и разогрев необходимых групп мышц.
Отличается от многих разминок тем, что выполняется под музыку, т.е.
изучение танцевальных элементов начинается уже в разминке.
Изучаемые элементы разминки:
- Движения головы. Соединение движений головы с движениями других
центров.
- Плечи: комбинация из движений, изученных ранее, разные по ритму
комбинации.
- Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной
плоскостях, соединение в комбинации движений.
- Контракция.
- Прыжки.
Лексика:
изучение
основных
движений
hip-hop
(хип-хоп).
Упражнения выполняются по тем же разделам, что и разминка, с
координацией всех центров. Усложняются прыжки и вращения.
- Нiplift - полукруги и круги одним бедром.
- V-положения рук, jerkposition.
- А-Б-В-положения рук.
- Комбинации из движений, изученных ранее, соединение с шагами.
- Соединение contraction и release с одновременным подъемом одной ноги в
воздух и перемещением в пространстве.
- Tilt в сторону, вперед, с работающей ногой, открытой на 90 и выше.
- Упражнения стэтч-характера в соединении с твистами и спиралями торса.
- Приставной шаг (steptouch).
- «Виноградная лоза» (grapevine).
- V-шаг(V-step).
Кросс: передвижение в пространстве.
- Вращение как способ передвижения в пространстве.
- Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали.
- Соединение шагов с изолированными движениями двух центров.
-
Развернутые
комбинации
с
перемещением
в
пространстве,
с
использованием смены уровней, различных способов вращений и прыжков.
- Понятие «кач» как основа пластической характеристики хип-хопа.
- Движения рук (сгибания в плечевом, локтевом, кистевом суставах).
-
Броски
ног
в
различные
направления
с
наклоном
корпуса
в
противоположную сторону.
- Соскоки по выворотным и завернутым позициям на всей стопе и на
полупальцах.
- Переходы из параллельных позиций ног в широкие выворотные и «in»
позиции.
- Прыжки с раскрыванием ног и поворотами в воздухе.
Партерная пластика. Скелетные мышцы развиваются гармоничнее,
а их силовые возможности проявляются полнее, если упражнения на силу
сочетаются с упражнениями на растяжимость мышц и на повышение
подвижности в суставах. Для развития гибкости применяется метод
выполнения упражнений с увеличением амплитуды.
Все многочисленные упражнения этого метода подразделяются на
активные и пассивные. К активным относятся маховые (всевозможные
вращения и махи звеньев тела в различных направлениях), фиксированные
(различные наклоны, повороты, прогибание) при закрепленных звеньях тела
и статические движения (удержание звеньев тела в положении максимальной
амплитуды). Пассивные упражнения на гибкость выполняются с помощью
партнера, который помогает увеличить амплитуду движения.
В
первый
упражнения, как:
- «Шпагат».
- «Бабочка».
- «Мостик».
год
обучения
подростки
учатся
выполнять
такие
Рекомендации. Занятия партерной гимнастикой, в основе которой –
использование элементов классического танца, проводятся в положении лежа
и сидя на полу.
3. Постановочная деятельность
Практика. В первый год обучения учащиеся узнают такие понятия,
как:
Танцевальная связка — это несколько танцевальных движений (35), разучив которые, впоследствии можно использовать как элемент постановочного танца или как вставку в произвольной комбинации.
Танцевальная комбинация - нечто среднее между связкой и
композицией, обычно ее продолжительность составляет 1-2 восьмерки.
Схема изучения танца:
1. Танец учится «на счет», с каждым разом ускоряя темп. Затем, включается
музыка, и счёт тактов ложится на музыку. В группе, занимающейся до года,
практикуется изучение коротких (в основном на 8 счетов) связок
TopRoking’а, и элементами из более лёгких стилей StreetDance’а и Hip-Hop’а.
2. Изучение и запоминание новых элементов. После танца, уделяется
внимание изучению новых элементов. В данном случае, применяется
индивидуальный подход к каждому ученику. Что учить дальше, на этом
этапе, определяется личными качествами ученика.
3. Дополнение – это обязательное условие закрепления пройденного
материала, состоит из попыток соединить новый материал со всем,
пройденным до этого, материалом.
Прохождение связок, отработка кусочков и повторение движений под
индивидуальным контролем педагога.
4. История хореографии.
Теория. В первый год обучения дети изучают темы:
Современные направления:
а) хип-хоп;
б) хаус;
в) диско;
г) модерн;
д) джаз;
е) контемпорари
5. Концертная деятельность
Практика.
-Новогодние выступления.
- Отчетный концерт по итогам 1 года обучения.
6. Воспитательная работа
Задачи:
- Предъявить единые педагогические требования и выработать
осознанное отношение к ним.
- Познакомить детей друг с другом.
- Познакомить детей с традициями Дворца и с его сотрудниками.
- Заложить основы детского самоуправления в коллективе.
- Наметить с детьми перспективы совместной деятельности.
- Раскрыть у детей лидерский,
творческий,
организаторский,
интеллектуальный потенциал.
- Приучить подростков к аналитической деятельности.
Предполагаемый результат
- Выполнение детьми единых педагогических требований.
- Принятие детьми программы.
Практика. Формы работы:
экскурсии;
совместное проведение праздников, дней рождения;
походы в музей, на концерты;
консультации.
Учебно-тематический план второго года обучения
№
п/п
Часы
Теория Практика
Тема
Всего
1.
Вводное занятие
2
1
1
2
Азбука танцевальных движений.
Ритмическая разминка:
-разогрев рук, растяжка рук, прокачка
рук;
-вращение предплечьями;
-«Мельница» плечевой сустав;
-«Качели»;
-разминка стоп,
проработка
стоп,
растяжка стоп, прокачка стоп;
-вращение коленями;
-упражнения для таза и бедер
Лексика:
-открытый шаг» (openstep);
-jumpingjacr – прыжок ноги врозь – ноги
вместе;
-kneeup, kneelift - колено вверх-вниз;
-kick –махи ногами;
-lang – выпад;
-crossstep - скрестный шаг.
Кросс:
-бег;
-шаг;
-плавные переходы.
Партерная пластика:
-Комплекс динамических упражнений на
гибкость;
-«складочка»;
-«шпагаты».
Постановочная работа:
-Подготовка танца к конкурсу;
-постановка танца в стиле «Диско»;
10
3
7
20
5
15
20
5
15
17
2
15
34
-
34
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
-танец в память о Майкле Джексоне.
История хореографии, современных
направлений:
-возникновение хип-хопа;
-рождение диско.
2
2
-
5.
Концертная деятельность.
34
-
34
6.
Работа над сплочением коллектива:
-экскурсии;
-проведение праздников, дней рождения.
5
1
2
7.
Промежуточная аттестация
2
4.
Итого:
144
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
2
19
125
II год обучения
1.
Вводное занятие.
Теория. Темы, затрагиваемые на занятии
план работы на год;
расписание занятий;
о репертуаре на год;
о концертной деятельности;
приобретение танцевальных костюмов и обуви.
Практика. Работа над репертуаром прошлого года.
2.
Азбука танцевальных движений
Теория. Теоретические основы хореографических движений.
Практика. Ритмическая разминка:
повороты головы, наклоны в сторону, вращение головы;
перемещение головы параллельно плечам в сторону;
разогрев рук, растяжка рук, прокачка рук;
вращение предплечьями;
«Мельница» плечевой сустав;
«Качели»;
разминка стоп, проработка стоп, растяжка стоп, прокачка стоп;
вращение коленями;
упражнения для таза и бедер;
упражнения для корпуса: вращение грудной клетки, проработка
грудной клетки;
волны, в сторону по точкам.
Лексика:
«Открытый шаг» (openstep);
Jumpingjacr – прыжок ноги врозь – ноги вместе;
Kneeup, kneelift - колено вверх-вниз;
Kick –махи ногами;
Lang – выпад;
Crossstep - скрестный шаг;
упоры (присев, лежа, согнувшись);
группировка, перекаты в группировке;
стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги);
кувырок вперед (назад);
«мост» из положения лежа на спине, «шпагаты» и складки;
танцевальные упражнения: соединения элементов акробатики с
элементами хореографии;
освоение техники правильного приземления;
стойка на голове и руках;
различные соединения акробатических упражнений; «колесо»
(вправо-влево);
рондат;
курбет: в равновесие, в шпагат, с пируэтом;
сальто вперед, маховое сальто.
Кросс:
- упражнения с плие, маховые упражнения, упражнения для головы,
плеч, корпуса, упражнения для гибкости;
- упражнения на координацию (проучивается под медленную музыку,
позднее темп может измениться на более быстрый);
- ходы;
- бег: вперед с поочередным отбрасыванием согнутых ног назад в
прямом положении;
- на полупальцах с подъемом согнутых ног вперед в прямом положении;
- шаг с последующим прыжком и одновременным подъемом другой
согнутой ноги вперед в прямом положении;
-
плавные
поочередные
шаги
в
перекрещенное
положение
с
продвижением;
- шаг вперед на ребро каблука с последующим соскоком на всю стопу;
- прыжки с согнутыми ногами в прямом положении;
- вращение в паре на различных движениях.
Партерная пластика.
Гимнастика parterre.
Комплекс динамических упражнений на гибкость:
1. И.П. – лежа на спине, ноги свести вместе, руки вдоль туловища:
- опираясь на ладони, на неглубоком вдохе медленно поднять прямые
ноги до вертикального положения, а затем немного их опустить;
- на вдохе рывком поднять ноги вверх до вертикали и вытянуть носки,
поддерживая туловище сбоку руками, принять стойку на плечах, подбородок
при этом должен упираться в верхний край грудины, глаза не закрывать,
дыхание произвольное;
-
удерживать
конечное
положение
от
10
до
30
секунд
(продолжительность увеличивать постепенно).
2. И.П. – конечное положение предыдущего упражнения:
- медленно опустить прямые ноги за голову, коснувшись пальцами ног
пола;
- удерживать позу от 10 до 30 секунд (продолжительность увеличивать
постепенно);
- медленно опуститься на спину, касаясь каждым позвонком пола, и
также медленно опустить прямые ноги;
- принять позу упражнения 1, расслабиться.
3. И.П. – лечь на живот, повернув голову влево (вправо), руки вдоль
туловища:
- лечь на живот с упором на локти, опереться подбородком на кулаки,
прогнувшись в грудном отделе позвоночника:
- позу удерживать 10–30 секунд;
- медленно принять И.П.
4. И.П. – сесть на пол, ноги вперед, затем согнуть левую ногу в колене и
прижать подошву ступни к внутренней поверхности правого бедра так,
чтобы пятка находилась возле паха, а колено было прижато к полу:
- на выдохе наклониться вперед и захватить руками левую (правую)
ступню;
- наклонить голову вперед и упереться подбородком в грудину, спину
держать прямо;
- выполнить глубокий вдох и, задержав дыхание, постараться втянуть
живот;
- удерживать позу на задержке дыхания 0,5 минуты, затем расслабиться
и сделать выдох, выпячивая живот, повторить цикл дыхания еще 1-2 раза;
- выдохнуть, поднять голову, опустить руками ступню, поднять
туловище до вертикали и вытянуть согнутую ногу;
- выполнять упражнения с другой ноги, затем лечь на спину,
расслабиться.
Практика. Экзерсис у станка и на середине зала.
3. Постановочная деятельность
Практика.
Усложнение
техники
движений
за
счет
ускорения
темпа
в
комбинациях. Особое внимание уделяется исполнительской манере.
Соединение движений нескольких центров в различных ритмических
рисунках. Использование различных ритмов в исполнении движений,
например один центр исполняет движение медленно и плавно, другой –
акцентировано и резко.
подготовка танца к конкурсу;
постановка танца в стиле «Диско»;
танец в стиле «Джаз»
4. История хореографии.
Теория
- возникновение хип-хопа;
- рождение диско.
5. Концертная деятельность
Практика.
-Новогодние выступления.
- Отчетный концерт по итогам 2 года обучения.
6. Воспитательная работа
Задачи:
-Создавать (поддерживать) в коллективе доброжелательную обстановку,
творческую атмосферу.
- Добиваться выполнения детьми единых педагогических требований.
- Осуществлять выполнение программы.
- Способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка.
- Содействовать реализации возможностей и способностей каждого
подростка.
- Развивать умения аналитической деятельности подростков.
Предполагаемый результат:
- Благоприятный климат в коллективе.
- Высокий уровень развития межличностных отношений среди сверстников.
- Успех коллектива в концертной деятельности.
- Активность всех членов коллектива.
Практика.
экскурсии;
совместное проведение праздников, дней рождения;
помощь старших воспитанников младшим;
посещение концертов.
Учебно-тематический план третий год обучения
№
п/п
Тема
1.
Вводное занятие
2
Азбука танцевальных движений.
Часы
Всего
Теория
Практика
2
1
1
Формы аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
2.1
Ритмическая разминка:
-позиции рук -flex;
-позиции ног (параллельные);
-положение стоп: point. Kick.
20
2
18
2.2
Лексика:
-шаги (приставной, тройной)
-волна;
- вattement.
Кросс:
-развитие координации,
-Jam.
Партерная пластика:
-«Кошка»;
-«Рыбка»;
-«Кольцо».
Постановочная работа:
-танец к Новогоднему представлению;
-танец в стиле «Fank».
История хореографии, современных
направлений:
22
2
20
12
2
10
15
2
13
35
-
35
Педагогическое
наблюдение
2
2
-
Педагогическое
наблюдение
2.3
2.4
3.
4.
-КулХерк;
-современные DJ.
5.
Концертная деятельность.
30
-
30
6.
Воспитательная работа:
-проведение праздников;
-походы на концерты.
4
1
3
7.
Промежуточная аттестация
2
Итого:
144
2
12
132
III год обучения
1. Вводное занятие.
Теория.
Включает рассказ педагога о плане работы на год: приобретение концертных
костюмов и обуви; о репертуаре ансамбля; концертной деятельности,
расписание занятий.
Практика. Исполнение репертуара предыдущего года обучения.
2. Азбука танцевальных движений
Теория.
Ритмическая разминка.
Учащиеся
продолжают
изучать
движения
хореографической
гимнастики и начинают знакомиться с терминологией современного танца.
Продолжают знакомиться со специальной терминологией.
Основные позиции, положения и функции рук и ног в современном
танце. Руки имеют максимальную возможность движения:
-руки могут двигаться вытянутые, без изгибов. Две руки могут исполнить
множество сочетаний в различных плоскостях (впереди, вверху, сзади);
-каждая часть руки – кисть, предплечье, пальцы – может двигаться
изолированно или в сочетании одна с другой;
-положения кисти – вытянутая, сокращенная (flex);
-локоть – вытянут, округлен.
Позиции и положения рук:
-нейтральное, или подготовительное, положение;
-press-position;
-первая позиция;
-вторая позиция;
-третья позиция.
Двойная функция ног: передвижение тела в пространстве и
выполнение самостоятельных движений.
Позиции ног:
-первая позиция (параллельная);
-вторая позиция (параллельная);
- третья позиция (аналогична классической);
-четвертая (параллельная);
-пятая (параллельная);
- положения стопы point и flex.
Лексика.
Шаги (исполняются по кругам и диагонали):
- мягкий шаг,
- ходьба на носках,
- высокий шаг,
- острый шаг,
- приставной шаг (шаг польки),
- тройной шаг (шаг вальса).
Волна:
- прямая (лицом к станку),
- боковая (одной рукой за станок).
Взмахи руками с волной:
- целостный взмах,
- поднимая руки вперед,
- целостный взмах в прогибе назад.
Упражнения для развития осанки:
- наклоны головой,
- повороты головы,
- вращение головы.
Упражнения для плечевого пояса:
- круг плечами вперед, назад;
- круг плечами в разных ритмах.
Упражнения для мышц корпуса:
- повороты верхней части тела,
- смещение верхней части тела.
Упражнения для бедер:
- восьмерка бедрами,
- перекат бедер (лодочка).
Наклоны:
- наклоны и прогибы на прямых ногах (широкая II позиция),
- боковой наклон на одной согнутой ноге (широкая II позиция),
- наклон вперед к ногам; наклон вперед с прогибом,
- круг корпусом (ноги в широкой II позиции).
Большие батманы у станка:
- вперед из положения работающая нога сзади на полу;
- в сторону (лицом к станку);
- назад (с одновременным наклоном корпуса вперед).
Кросс.
Упражнения для развития координации на месте, в пространстве. Jam
- закрепление пройденного материала. Раскрепощает начинающих танцоров
морально и физически. Переводит в стадию, когда о своем результате
ребенок узнает не по словам педагога, а за счет наличия и количества
аплодисментов от остальных воспитанников в группе. Педагог помогает
только тем, что объясняет, что любой выход на джеме достоин
аплодисментов.
Укрепляется
"командный дух",
помимо конкуренции
появляется солидарность.
Партерная пластика.
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и
различный характер, способ движения (упражнения на плавность, махи,
пружинность) упражнения на гибкость, пластичность движения.
Исполняется для развития эластичности мышц. Растяжки, прогибы корпуса,
броски
ногами,
«шпагаты».
Упражнения
для
развития
гибкости,
эластичности мышц спины и позвоночника: прогиб к прямым ногам; в
положении сидя; прогиб назад в положении лежа на животе; поза «кошки»;
«рыбка», «кольцо».
Упражнение, развивающее подвижность голеностопных суставов,
укрепляет мышцы ног, вырабатывает правильную осанку. Сидя на ногах,
затылок, лопатки, поясница на одной линии, спина прямая. Чередовать
напряжение с расслаблением мышц спины.
Практика. Экзерсис у станка и на середине зала.
3.
Постановочная деятельность
Практика.
- танец к Новогоднему представлению;
- танец в стиле «Fank».
4. История хореографии.
Теория.
История мирового современного танца. Хип-хоп — это объединенное
название многих танцевальных стилей или направлений. В широком
понимании — это то, что танцуют под музыку хип-хоп. Характерная черта
хип-хоп культуры — это эксперименты в области хореографии и
импровизация. Кул Херк придумал словечко "b-boys" Кул Херк перебрался в
Бронкс с Ямайки - и принес с собой традицию кингстонских уличных танцев,
на которых DJ крутит пластинки с рэгги-минусовкой, а поэты вживую
начитывают речитатив. Но главное было не в музыке, а в уличности, Кул
Херк открыл в нью-йоркских гетто - эру дешевых подпольных вечеринок.
Собственно, там и родилась как таковая клубная культура. Кул Херк первым
притащил на вечеринку две вертушки и начал пускать музыку нонстопом.
5. Концертная деятельность
Практика.
-Новогодние выступления.
-Отчетный концерт по итогам 3 года обучения.
-Участие в конкурсах.
6. Воспитательная работа
Задачи:
- Создавать (поддерживать) в коллективе доброжелательную обстановку,
творческую атмосферу.
- Добиваться выполнения детьми единых педагогических требований.
- Осуществлять выполнение программы.
- Способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка.
- Содействовать реализации возможностей и способностей каждого
подростка.
- Развивать умения аналитической деятельности подростков.
Предполагаемый результат:
- Благоприятный климат в коллективе.
- Высокий уровень развития межличностных отношений среди сверстников.
- Успех коллектива в концертной деятельности.
- Активность всех членов коллектива.
Практика.
экскурсии;
совместное проведение праздников, дней рождения;
походы здоровья.
Учебно-тематический план четвертый год обучения
№
п/п
Тема
1.
Вводное занятие
2
Азбука танцевальных движений.
Ритмическая разминка:
-Работа головы, плеч, грудной клетки.
-контракция.
Лексика:
-Крест,
-квадрат,
-круги,
-полукруги, «восьмерка»
-shimmi, jellyroll.
Кросс:
-основные уровни;
-«Фриз»,
-«Колесо»,
-«Рондат».
Партерная пластика:
-скручивание;
-твист;
-спирали.
Постановочная работа:
-постановка танца в стиле «Диско»;
-постановка танца в стиле «Хаус».
История хореографии, современных
направлений:
-современные ди-джеи,
би-боксеры, би-бои.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
4.
Всего
Часы
Теория Практика
Формы
аттестации и
контроля
2
1
1
30
2
28
34
4
30
30
3
27
27
2
28
40
-
40
Педагогическое
наблюдение
8
8
-
Педагогическое
наблюдение
5.
Концертная деятельность.
36
-
36
6.
Воспитательная работа:
-совместное посещение концертов;
-поездки.
7
2
5
7.
Промежуточная аттестация
2
2
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Итого:
216
22
194
IV год обучения
1. Вводное занятие.
Теория.
Знакомство со специальной терминологией.
Знакомство с планом работы на год.
Входящая диагностика.
Проведение инструктажа по охране труда, правила поведения на занятиях в
танцевальном коллективе.
Анализ деятельности коллектива за прошедший период, с целью
выработки стратегии постановочной деятельности.
Практика. Исполнение репертуара предыдущего года
2. Азбука танцевальных движений
Теория.
Ритмическая разминка:
Примерный перечень движений и элементов упражнений для занятий.
Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения
исполняются вперед-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и
квадратом.
Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги,
«восьмерка», nвист, шейк.
Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперед-назад,
горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и
квадрат с разных точек.
Контракция.
Лексика:
Крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jellyroll.
Руки: движения изолированных ареалов, круги и полукруги
кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в
положение, основные позиции и их варианты.
Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп).
Переводы
стоп
из
параллельного
в
выворотное
положение.
Исполнение всех движений как по параллельным, та и по выворотным
позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и невыворотной
ногой. Продолжается разработка мышечной свободы как основы пластики.
Усложнение техники исполнения за счет сочетания ритмов во время
движения.
Вводятся
понятия
«жанр»,
«стиль»
танца.
Изучаются
танцевальные движения и комбинации стиля «диско». Основные движения
рук: переводы из положения в положение через промежуточные позиции.
Кросс: Развитие умений ориентироваться в пространстве (различные
построения, перестроения в пары, в круг).
Шаги с продвижением на demi plie по диагонали; по диагонали с
поворотом.
Прямая волна на середине зала, боковая волна на середине зала.
Наклоны корпуса, сидя в полушпагате: вперед между ног, к каждой ноге по
очереди. Упражнения из положения на коленях с упором на руки: прогибы
корпуса; батманы назад.
Свободное вращение головы (тренинг освобождения мышц шеи),
вращение
плечами
(тренинг
овладения
мышцами
плечевого
пояса):
противовращение плеч, вращение верхней половиной корпуса.
Разработка
гибкости
позвоночника:
круговое
движение
расслабленного корпуса спереди – в сторону; назад – вперед.
Разработка подвижности бедер: опускание и поднимание одного
бедра, круговое движение бедер.
Основные уровни: «стоя», «сидя», «лежа». Frog-position.
«Фриз»
«Колесо» на локтях
«Рондат»
Партерная пластика. Общеразвивающие упражнения на развитие гибкости,
ловкости, координации.
Растяжка. Скручивание.
Шпагат продольный на обе ноги, поперечный.
«Бабочка».
«Захват».
«Кольцо».
Упражнения стэтч-характера в различных положениях.
Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2 счета.
Упражнения на contraction и release в положении «сидя».
Твист и спирали торса в положении «сидя».
Практика. Экзерсис у станка и на середине зала.
3. Постановочная деятельность
Практика.
- постановка танца в стиле «Диско»;
- постановка танца в стиле «Хаус».
4. История хореографии. Теория.
-Кул Херк;
-современные DJ.
5. Концертная деятельность
Практика.
-Новогодние выступления.
-Отчетный концерт по итогам 4 года обучения.
-Участие в конкурсах.
6. Воспитательная работа
Задачи:
- Создавать (поддерживать) в коллективе доброжелательную обстановку,
творческую атмосферу.
- Добиваться выполнения детьми единых педагогических требований.
- Осуществлять выполнение программы.
- Способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка.
- Содействовать реализации возможностей и способностей каждого
подростка.
- Развивать умения аналитической деятельности подростков.
Предполагаемый результат:
- Благоприятный климат в коллективе.
- Высокий уровень развития межличностных отношений среди сверстников.
- Успех коллектива в концертной деятельности.
- Активность всех членов коллектива.
Практика.
экскурсии;
совместное проведение праздников, дней рождения.
посещение концертов, выставок, мастер-классов.
Учебно-тематический план пятый год обучения
№
п/п
1
1.1
2.2
2.3
Тема
Часы
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
2
2
Азбука танцевальных движений.
Ритмическая разминка:
-«импульс»;
-«контракция»;
-flatback;
-«волна»
Лексика:
-боковой переменный шаг;
-приставные шаги;
-простой, тройной ход;
-скользящий шаг.
Кросс:
-lat step;
30
2
28
34
4
30
30
3
27
Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
2.4
3.
-camel walk;
-прыжки: hop, Jump, Leap.
-«Фриз»;
-«Циркуль»;
-«Гелик».
Партерная пластика:
-разогрев в положении лежа;
-bodywolk;
-спираль.
Постановочная работа:
-постановка танца в стиле «Funk»;
-танец в стиле «trancehouse».
20
2
18
40
-
40
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
4.
История хореографии
8
8
-
5.
Концертная деятельность.
36
-
36
6.
Воспитательная работа
12
4
8
7.
Итоговая аттестация
4
Итого:
216
Педагогическое
наблюдение
4
25
191
V год обучения
Учащиеся овладевают техникой исполнения основных движений
современного танца. Вводятся новые технические понятия «импульс»,
«волна», разогрев с использованием различных уровней, комплексы
изоляций, сочетания различных ритмов во время движения, комбинации,
состоящие из спиралей, твистов и contraction в положении «стоя» и «сидя»,
упражнения стэтч-характера во всех положениях: «сидя», «лежа», «стоя у
станка», комбинации шагов в различных направлениях, координация шага и
движений изолированных центров, танцевальные этюды.
1. Азбука танцевальных движений Теория.
Ритмическая разминка. Примерный перечень движений и элементов
упражнений для занятий
- Движения головой исполняются вперед-назад и из стороны в сторону,
диагонально, крестом и квадратом.
- Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги,
«восьмерка», твист, шейк.
-
«Импульс»
–
показатель
точки
возникновения
движения
и
его
энергии.Возникновение «импульса» в разных частях тела: «импульс» (руки)
прямо; «импульс» (руки) в сторону; «импульс» ноги.
- «Волна» – распространитель начатого «импульсом» движения и показатель
его направления.«Волна»: волна руки, волна ног-корпуса-головы-рук; волна
бедер-ног; сквозная волна.
- Смена нескольких положений исполнителя во время разогрева (у станка, на
середине, в партере). Разогрев в положении «сидя» и «лежа», используя
упражнения стэтч-характера, наклоны и твисты торса.
- Упражнения для позвоночника.
Flatbаck вперед, назад, в сторону, полукруги и круги торсом.
Deep bodу bend. Twist и спираль.
Contraction, release, high release.
Положения arch, low back, curve и body roll («волна» – передняя,
задняя, боковая).
Лексика.
Боковой переменный ход (шаг накрест с выносом ноги на
полупальцы).
Приставные шаги вперед, назад, в сторону с двойной «волной»
корпуса.
Движение на месте с выведением бедра.
Повороты на месте, с продвижением.
Простые и тройные ходы с броском ноги на 90° (и выше).
Скользящий ход вперед, в сторону, назад.
Упражнения на координацию.
Свинговое раскачивание двух центров.
Параллель и оппозиция в движении двух центров.
Принцип управления, «импульсные цепочки».
Координация движений рук и ног, без передвижения.
Кросс.
Перемещение в пространстве - latstep;
Camelwalk.
Шаги с трамплинным сгибанием коленей при передвижении из
стороны в сторону и вперед-назад.
Шаги по квадрату.
Трехшаговые повороты и полуповороты на двух ногах.
Триплеты с продвижением вперед, назад и по кругу.
Прыжки: hop, jump, leap.
Повороты corkscrewturn, tourchaine на разных уровнях вращения
(на полупальцах, на полной стопе, на demi-plie), штопорные вращения.
«Колесо»
«Фриз»
«Циркуль»
«Гелик»
«Краб»
Использование всего пространства класса. Шаги с координацией трех,
четырех и более центров, шаги с использованием contraction и release, смены
направлений в комбинации шагов. Соединение шагов, прыжков и вращений в
единые комбинации. Изучение вращений по кругу и со сменой уровня, а
также лабильных вращений.
Партерная пластика.
Развернутые комбинации с использованием движений изолированных
центров, движений позвоночника (твисты, спирали, contraction и release),
падения и подъемы, а также переходы из уровня в уровень. Смена
нескольких положений исполнителя во время разогрева (у станка, на
середине, в партере.)
Разогрев в положении «сидя» и «лежа», используя упражнения стэтчхарактера, наклоны и твисты торса.
Упражнения для позвоночника.
Flatbаck вперед, назад, в сторону, полукруги и круги торсом.
Deepbodу bend.
Twist и спираль.
2. Постановочная деятельность
Практика.
постановка танца в стиле «Funk»;
танец в стиле «trancehouse».
3. История хореографии.
Теория.
Более подробно изучаются следующие направления: джаз-танец,
джаз-модерн, авангард-балет (французское направление), разновидности
брейка (нижний, верхний, волновой и т.д.), стилизация народных и
фольклорных танцев в различных ритмах, стилизация латиноамериканских
танцев и другие направления. Большое внимание уделяется теоретическим
аспектам современной хореографии.
Возникновение танца модерн в США и Германии в конце ХIX века.
Основоположники танца модерн – Ж.Далькроз и А.Дункан. Ведущий
теоретик модерна – хореограф Р.Лабан. Осознание деятелями танца модерн
необходимости синтеза выразительного танца с техникой классического
танца
и
небалетной
пантомимы.
Драматически
насыщенный
танец.
М.Грэхем.
Отечественный современный танец. Антуражный танец как основной
жанр эстрадной хореографии с конца 1990-х годов. Бессюжетные танцы.
Балет А.Духовой «Тодес» и особенности его исполнительской манеры.
Современные белорусские коллективы эстрадного танца.
Разучивание различных танцевальных комбинаций и композиций с
использованием любых музыкальных и хореографических стилей и с
введением свободного хореографического текста (по выбору педагога).
Повторение
всего
теоретического
и
практического
материала.
Подготовка этюдов и номеров на основе всего программного материала.
4. Концертная деятельность
Практика.
- Новогодние выступления.
-Отчетный концерт по итогам 5 года обучения.
-Участие в конкурсах.
5. Воспитательная работа:
Теория.
- Предоставить возможность каждому осознать свою роль в
коллективе, свою жизненную позицию, личностные изменения.
-
Проанализировать с
детьми достигнутый
уровень развития
коллектива, уровень реализации программы.
- Определить с детьми дальнейшую самостоятельную деятельность,
жизненную перспективу.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы подростки расширят знания в области
танцевальной культуры, разовьют танцевальные способности, приобретут
большой
опыт
межличностного
общения
в
условиях
практической
деятельности, освоят и накопят танцевальный материал для осуществления
собственных постановок.
В результате обучения по программе учащиеся будут знать:
специальную терминологию;
основные сведения по истории современного танца;
основные стили и жанры современной хореографии.
основы техники исполнения движений джаз танца, танца модерн,
современных молодежных направлений танца;
современные формы, стили и техники танца.
Учащиеся будут уметь:
исполнять основные движения современного танца;
грамотно подходить к изучению лексики разных жанров и стилей
современного танца;
использовать
знания
современного
лексического
материала
в
хореографических произведениях коллектива;
отражать в танце особенности исполнительской манеры разных стилей
современной хореографии;
исполнять движения и комбинации артистично и музыкально.
Иметь представление:
об
основных
направлениях
и
этапах
развития
современной
хореографии;
о тенденциях развития современного танца.
Ожидаемые результаты первого года обучения.
В конце первого года обучения учащиеся будут уметь:
выполнять движения и комбинации у станка и на середине зала в
ускоренном темпе;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
выражать образ с помощью движений;
Ожидаемые результаты второго года обучения.
В конце второго года обучения:
свободно и грамотно ориентироваться в терминологии современного
танца
самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танца;
владеть исполнительским мастерством сценического танца.
Ожидаемые результаты третьего года обучения
В конце третьего года обучения:
работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
эмоционально и технически, верно, выступать перед зрителями.
самостоятельно и грамотно выполнять движения современного танца
Ожидаемые результаты четвертого года обучения
В конце четвертого года обучения:
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
Ожидаемые результаты пятого года обучения
В конце пятого года обучения:
исполнять хореографический этюд в группе.
соединять отдельные движения в хореографической композиции.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Материально-техническая база
Танцевальный зал 63 кв. м – 100 %
Раздевалка – 100%
Половое покрытие (паркет или линолеум)
Станок – 30%
Зеркала – 100%
Музыкальная колонка – 70 %
Ноутбук – 70%
Гимнастические коврики 60%
Кубы для йоги – 40%
Костюмы
Методические материалы
Библиотека по хореографии: учебно-методическая литература для
преподавателей.
Наглядные пособия: учебные DVD фильмы, CD диски, альбомы, книги
по истории танца,
Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации,
учебные пособия, интернет-контент).
Формы аттестации
Программа «Современная хореография» включает
в
себя
текущую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется различными формами:
практические учебные задания;
аттестационный открытый урок (класс-концерт);
открытые уроки по полугодиям (зачет);
тестирование;
сценические выступления
учащихся (участие
в
концертах, конкурсах, фестивалях и т.п.).
Текущий
итоговая
контроль
аттестация,
успеваемости
консультации,
учащихся,
подготовка
промежуточная
и
дополнительные
индивидуальные репетиционные занятия и занятия с одаренными детьми
проводятся вне аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Текущий контроль по полугодиям проводится в форме контрольных
занятий и зачетов. Промежуточная аттестация по итогам года проводится в
форме класс-концертов. Итоговая аттестация по завершению обучения
проводится в форме отчетного концерта.
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
(см. Приложение 1 «Мониторинг результатов обучения в рамках
реализации программы»).
Список литературы
1.
Шипилина И.А. Хореография в спорте. – Москва. 2010.(переиздано)
2.
Клюнеева С.А. Детский музыкальный театр. – Волгоград 2012.
3.
Джоан Ходоров «Танцевальная терапия и глубинная психология»
(Когито-центр Москва 2015)
4.
Холл Джим Лучшая методика обучения танцам. - Москва. 2013.
5.
Володина О.В.Самоучитель клубных танцев.- Ростов-на-Дону 2015.
6.
Прокопов К. Клубные танцы. - Москва 2006.
7.
Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2016.
В.В. Козлов, А.Е. Гиршон «Интегративная танцевально-двигательная
8.
терапия» (СПб.: Речь, 2016)
9.
Ю. Андреева «Танцетерапия» (М.; Диля 2015)
10.
Э. Гренлюнд, Н. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика,
практика» (СПб.: Речь, 2014)
11.
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.:
Владос, 2013.
12.
http://www.openclass.ru/node/47746
13.
http://pedsovet.org/
14.
www.ast.ru
15.
www.uchitel-izd.ru
16.
www.dilya.ru
17.
https://kopilkaurokov.ru
18.
https://vk.com/dancerussia
19.
https://vk.com/dancederevnya
Приложение 1
Виды работы
Практический
тест
«Музыкальная
грамота»
Контрольный
срез на знание
танцевальных
терминов.
Критерии оценки знаний и умений
Низкий уровень
Средний уровень
(1 балл)
(2 балла)
Недостаточно
чувствует ритм и
Двигается ритмично,
характер музыки,
путается в знаниях
недостаточно
музыкального размера.
ориентируется в
музыкальном размере.
Знает в полном объеме,
Недостаточно владеет
но отсутствует
танцевальной
свободное общение на
терминологией.
профессиональном
языке.
Высокий уровень
(3 балла)
Двигается ритмично,
учитывая характер
музыки; легко определяет
музыкальный размер.
Знает танцевальную
терминологию, свободно
общается на
профессиональном языке.
Промежуточная
аттестация.
Открытое
занятие
Исполнение движений
не выразительное,
имеет замечания при
исполнении
упражнений
партерного экзерсиса.
Правильно исполняет
ритмические движения,
упражнения партерного
экзерсиса, элементы
игровой хореографии.
Имеет высокие навыки
выразительного
движения, партерного
экзерсиса, музыкальноритмической
деятельности.
Активен в игровой
хореографии.
Этапы педагогического контроля
№
п/п
Срок
проведения
1.
сентябрь
2.
3.
январь
январь
4.
май
Какие знания, умения, навыки
контролируются
Входной контроль
Выворотность, гибкость, шаг.
Ритмический рисунок музыки.
Текущая аттестация
Знания по разделу «Музыкальная грамота»
Знание танцевальной терминологии
Промежуточная аттестация
Форма подведения
итогов
Практический тест
Практический тест
Контрольный срез
Выявление знаний, умений навыков по Открытое занятие
итогам 1 года обучения.
Критерии оценки знаний и умений (II год обучения)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Виды работы
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Знает основные этапы
Знает основные этапы
развития
развития
Контрольные
хореографического
хореографического
вопросы по
Поверхностно владеет
искусства древнейших
искусства древнейших
истории
информацией.
цивилизаций, но
цивилизаций. Легко
хореографическ
отвечает не уверенно, отвечает на поставленные
ого искусства.
путает фамилии и
(дополнительные)
название балетов.
вопросы.
Знает в полном
Знает танцевальную
Контрольный
Недостаточно владеет
объеме, но отсутствует
терминологию, свободно
срез на знание
танцевальной
свободное общении на
общается на
танцевальных
терминологией.
профессиональном
профессиональном языке.
терминов.
языке.
Не уверенно
Имеет замечания при
Имеет высокие навыки
исполняет упражнения
исполнении упражнений
исполнения
классического
Промежуточная
классического
классического
экзерсиса,
экзерсиса; не
аттестация.
экзерсиса; не
элементов эстрадного
Открытое
выразительно
выразительно исполняет
танца.
занятие
исполняет элементы
элементы современного
современного и
и эстрадного танца.
эстрадного танца.
Этапы педагогического контроля
№
п/п
Срок
проведения
1.
январь
2.
Январь
3.
май
№
1.
Какие знания, умения, навыки
контролируются
Текущая аттестация
Выявить теоретические знания по разделу
«Танцевальные
культуры
древнейших
цивилизаций»
Знания танцевальной терминологии
Промежуточная аттестация
Выявление знаний, умений навыков по
итогам 2 года обучения.
Форма подведения итогов
Контрольные вопросы
по истории
хореографического
искусства.
Контрольный срез
Открытое занятие
Критерии оценки знаний и умений (III год обучения)
Виды работы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Нет
четкости
в
Знает
позы
Знает
позы
классического
Практический
тест
«Руки, исполнении позы, классического танца, но танца, легко ориентируется
путает позиции рук, ног. в позициях рук, ног. Точно
ноги, позы в
Не знает позиции
Замедленная
координирует
заданную
классическом
рук, ног.
координация
в позу с позициями рук, ног.
танце»
определении заданной
позы и позиций рук,
ног.
2.
Практический
тест «Основы
актерского
мастерства»
3.
4.
Не
стремится
передать
заданный образ,
комплексует при
общем показе.
Выполняет задание с
достаточным
творческим подходом,
но без яркого образного
показа.
Творчески
подходит
к
заданию, точно передает
образ, с натуральностью,
неповторимостью.
Поверхностно
Контрольные
владеет
вопросы
по
истории информацией.
хореографичес
кого искусства.
Знает основные этапы
развития
хореографического
искусства в России, но
отвечает не уверенно,
путает
фамилии
и
название балетов.
Знает
основные
этапы
развития хореографического
искусства в России. Легко
отвечает на поставленные
(дополнительные) вопросы.
Промежуточная
аттестация.
Открытое
занятие.
Не уверенно исполняет
упражнения
классического
экзерсиса;
не
выразительно исполняет
элементы современного
и эстрадного танца
Грамотное и выразительное
исполнение упражнений
классического экзерсиса у
станка и на середине зала,
изученных комбинаций
современного танца в
контрастных стилях и
характерах.
Имеет замечания
при исполнении
упражнений
классического
экзерсиса;
не
выразительно
исполняет
элементы
современного и
эстрадного танца.
Этапы педагогического контроля
№
п/п
Срок
проведения
1.
январь
2.
Январь
3.
Май
4.
Май
Какие знания, умения, навыки
контролируются
Форма подведения итогов
Текущая аттестация
Выявить умение воспитанников Практический тест «Руки,
координировать позиции рук и ног. ноги, позы в классическом
танце».
Выявить умение детей легко и Практический тест «Основы
непринужденно перевоплощаться из актерского мастерства».
одного образа в другой.
Выявить теоретические знания по Контрольные вопросы
разделу
«Развитие по истории хореографического
хореографического искусства в искусства.
России»
Промежуточная аттестация
Выявление знаний, умений навыков Открытое занятие
по итогам 3 года обучения.
Критерии оценки знаний и умений (IV год обучения)
Виды работы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(3 балла)
(1 балл)
(2 балла)
Знает
основные Знает основные этапы
Контрольные вопросы по Поверхностно
владеет
этапы
развития развития
балетного
истории
информацией.
балетного
театра
в
театра
в
России.
Легко
хореографического
России, но отвечает отвечает
на
искусства.
не уверенно, путает поставленные
фамилии и название (дополнительные)
балетов.
вопросы.
Знает в полном Знает
танцевальную
Контрольный
срез
на Недостаточно
объеме,
но терминологию, свободно
знание
танцевальных владеет
танцевальной
отсутствует
общается
на
терминов.
терминологией.
свободное общении профессиональном
на
языке.
профессиональном
языке.
Итоговая
аттестация. Обязательное
Обязательное
умеет
выполнять
Открытое занятие.
наличие
1 наличие
2 комплексы специальных
критерия из 3 критериев из 3 хореографических
представленных.
представленных.
упражнений,
способствующих
развитию
профессионально
необходимых
физических качеств.
умеет
соблюдать
требования
к
безопасности
при
выполнении
танцевальных движений.
- умеет осваивать и
преодолевать
технические трудности
при
тренаже
классического танца и
разучивании
хореографического
произведения.
№
п/п
1.
2.
3.
Срок
проведения
январь
Январь
Май
Этапы педагогического контроля
Какие знания, умения, навыки
контролируются
Текущая аттестация
Знания танцевальной терминологии
Форма подведения итогов
Контрольный срез
Выявить теоретические знания по разделу Контрольные вопросы
«Основные этапы развития танцевального По
истории
искусства в России»
хореографического
искусства.
Итоговая аттестация
Выявление знаний, умений навыков по Открытое занятие
итогам 5 года обучения.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)