Современная хореография оз.ур

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2. Комплекс

организационно-педагогических

условий

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
При разработке Программы учитывались следующие нормативные
документы:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 г.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018
N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р.
Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021г. N 652 н «Об утверждении

5.

профессионального стандарта «Педагог

дополнительного образования детей и

взрослых».
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р.
7.

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 "Об утверждении

Целевой

модели развития региональных систем развития дополнительного

образования детей".
8.

Санитарно-Эпидемиологические

правила

СП 2.4.3648-20.

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи». Реализация требований санитарных правил на
практике, должна обеспечить здоровьесберегающие условия воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи.(от 28.09.2020)
9. СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" (от 30.06.2020)

10. Устав МАОУ ДО ДДТ
11. Программа развития МАОУ ДО ДДТ
Программа дополнительного образования по хореографии разработана в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В основу
положена программа «Ритмическая мозаика», разработанная А.И. Бурениной,
рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве
программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
Направленность программы – художественная.
Обучение детей по данной рабочей программе, предполагающей
изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично
двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки,
сопутствует физическому развитию и

повышению уровня общего

образования и культуры детей. Если образовательное учреждение может
предоставить

своим

воспитанникам

возможность

приобщения

к

прекрасному миру танца, то детство, обогащённое соприкосновением с
этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и
развиваться не только физически, но и духовно.
Актуальность программы:
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я» как составную часть орудия общества.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие
чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней
свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу
корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем
дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких
видов спорта.

Используемые

в

хореографии,

ритмике

движения,

прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное
воздействие на здоровье детей.

Музыкально-ритмическая

деятельность

привлекает

детей

своей

эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в
движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия
хореографией

проводятся

в

игровой

форме,

большое

внимание

уделяется

музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной
образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех
необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного
движения при условии многократного повторения заданий, что помогает
успешному выполнению требований Программы.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является комплексность
подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в
первую

очередь,

развивающую

направленность

программы.

Данная

комплексность основывается на следующих принципах:
—

развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной

активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих
основу детских танцев);
—

формирование

осмысленной

моторики,

которое

предполагает развитие координации ребёнка и способность на
определённом этапе
изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм
танца,но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных
движений;
—

формирование у детей способностей к взаимодействию в паре

и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в
процессеисполнения танца;
—

формирование навыков коллективного взаимодействия и

взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного
выступления.
—

Адресат общеразвивающей программы:

Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет, одновременно находящихся в группе

12-20 человек.
Возрастные особенности это особый период в жизни ребенка. В этот
период происходит активное анатомо- физиологическое созревание
организма. Изменения нервной системы закладывают основу для нового
этапа умственного развития ребенка.
Возрастает

подвижность

нервных

процессов,

отмечается

равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы
возбуждения

превалируют,

что

определяет

такие

характерные

особенности младших школьников как непоседливость, повышенная
эмоциональная возбудимость и т.п.
Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают
внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие
мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые
движения, чем те, которые требуют точности. Важно также иметь в виду
неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности
носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной
высокая утомляемость. Все это необходимо специально учитывать, имея в виду
и уже упоминавшуюся повышенную эмоциональную возбудимость.
Мышление приобретает теоретический характер. Ребенок учится мыслить
научными понятиями, которые в подростковом возрасте становятся основой
мышления, сталкивается с музыкальными терминами и понятиями средств
музыкальной выразительности. В области восприятия происходит переход от
непроизвольного

к

целенаправленному

произвольному наблюдению

за

музыкально-художественным объектом, подчиняющемуся определенной задаче.
Память

приобретает

ярко

выраженный

характер.

Идет

интенсивное

формирование приемов запоминания. Учитель должен уметь руководить
приемами запоминания и воспроизведения для того, чтобы процесс обучения и
воспитания имел положительные результаты танцевальной деятельности.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы:

Данная программа предусматривает построение процесса обучения
по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового
уровня знаний.
1 год обучения (7-8 лет) 144 часа, 2 год обучения (8-9 лет) 144 часа, 3 год
обучения (9-10 лет) 144 часа. Общее количество учебных часов 432.
Сроки реализации программы:
Программа

является

ознакомительным

уровнем

полного

курса

программы
«Современная хореография. Предназначена для обучения детей 7-10
лет. Программа «Современная хореография» рассчитана на три учебных
года, вколичестве 432 часа.
Этот период можно определить, как первый этап в освоении азов
ритмики,азбуки классического, русского и бального танцев.
Долгосрочность освоения программы определяется:
— постепенным характером формирования физического
аппарата ребенка для освоения и в связи с этим постепенное
усложнение образовательной программы;
—

процессами психического развития ребенка;

—

большим объемом материала, многопредметностью;

— групповым

характером

освоения

программы

и

предъявленияобразовательного результата.

1.2

Цель и задачи общеразвивающей программы.

Цель: формирование творческих способностей у детей
дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности
вусловиях сюжетно-игровых занятий.
Задачи реализации программы:
Обучающие
- обучение технике выполнения движений,
- формирование музыкально-ритмических навыков.
—
запаса;

расширение музыкального кругозора, пополнение словарного

— умение отмечать в движении сильную долю такта,
простейшийритмический рисунок;
— умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной
формой, имузыкальными фразами;
Развивающие:
—

через

образы

дать

возможность

выразить

собственное

восприятие музыки;
— развитие

координации,

гибкости,

пластичности,

выразительности иточности движений;
— развитие умения ритмично двигаться в соответствии с
различнымхарактером музыки, динамикой;
—

развитие координации и укрепление опорно-двигательного

аппарата;
- развитие выразительности и артистизма
Воспитательные:
- приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонии тела,
— воспитывать у детей интерес к занятиям хореографией путем
созданияположительного эмоционального настроя;
—

воспитание умения работать в паре, коллективе;

- воспитание дисциплины, трудолюбия, самостоятельности.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
-

познакомить с основными изучаемыми предметами –

хореография,классическая и детская, эстрадная хореография
-

формировать грамотное выполнение и исполнение

танцевальныхэлементов
Развивающие:
-

развивать и соблюдать устойчивость в темпе, переключаться

с одноготемпа на другой
- развивать правильное положение и постановку корпуса
-

развивать

у

воспитанников

желание

импровизации(вместе спедагогом) на предлагаемую музыку

к

- развивать умение ориентироваться в музыкальном зале
-

исполнять комплекс оздоровительных движений лёжа на

спине, наживоте и стоя
- развивать способность отличия в движении динамических оттенков и
характера музыки
-

развивать умение перестраиваться из линии в две, в

колонну, в круг(лицом, спиной по линии танца), два круга
-

исполнять прыжки по 6 позиции, прыжки с 6 во 2

(параллельную)позицию ног
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения на занятии.
Задачи второго года обучения.
Обучающие:
- дать понятие о танцевальной разминке, суставно-мышечном
аппаратечеловека, французской терминологии движений и её значении
Развивающие:
- развивать способности детей - согласовывать движения с музыкой, а
также

формировать

выразительные,

которые

их

способности:

способствуют

эмоциональные,

непосредственному

исполнению под музыку
-

развитие специальных навыков (выворотности, гибкости, шага,

прыжка, координации движений, устойчивости), передача характера
исполняемогодвижения
-

закрепить полученные знания по основным учебным темам

(азбука музыкально – ритмических движений, основные танцевальные
элементы, ориентация

и

координация

в

пространстве,

система

корригирующих движений, азбука классического танца, творческая
импровизация,
Воспитательные:
- прививать уважение друг к другу, к педагогам.
- воспитание умения работать в паре, коллективе;
-

воспитывать чувство выносливости и терпения во время

репетиционной ипостановочной работы.
Задачи третьего года обучения.
Обучающие:
- Научить исполнению заданных танцевальных движений и этюдов
Дать понятие современного, бального, эстрадного, русского

-

народного и историко-бытового танцев, их истории, направлений,
особенности, специфики, понятие «стиль».
Дать понятия «рисунок танца», способы варьирования

-

(по ритму,характеру, образу).
Развивающие:
- Развить специальные навыки: легкие прыжки, пластичность
- Развить выносливость, внутреннюю собранность, силу
- Развить танцевальность
Воспитательные:
Воспитать культуру исполнения танца, импровизации, выносливость,
творческое исполнение.
Принципы:
•

индивидуализации (определение посильных заданий

с учётомвозможностей ребёнка);
• систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
• наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
•

повторяемости

материала

(повторение

вырабатываемых

двигательныхнавыков);
•

сознательности и активности (обучение, опирающееся на

сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим
действиям).
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии
детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это
основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного
возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и
отдыха на

занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать
игруего органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей
основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети
знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои
представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод
аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная
имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ,
активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его
пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых
творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический

метод

заключается

в

многократном

выполнении

конкретного музыкально-ритмического движения.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ

Первый

год

обучения
Учебный план первого года обучения.
№п/п Вид деятельности

1.

2.

3.

Введение в мир эстрадного
искусства:
- занятие-знакомство
- занятие-творчество
- занятие-презентация
Азбука
музыкальноритмических движений
Ориентация, координация в
сценическом пространстве

Теория практика всего Формы
аттестации и
контроля
1
1
2

4

20

24

Педагогическое
наблюдение

4

18

22

Педагогическое
наблюдение

4
.

Основные

5

30

танцевальныеэлементы

3
5

Педагоги

ческое
наблюдение

5
.

Система

4

22

корригирующих

2
6

движений
6
.

Педагоги

ческое
наблюдение

Творческая

импровизация

4

16

и

2
0

танцевальные игры

Педагоги

ческое
наблюдение,
творческая
работа.

7
.

Постановочная

и

2

13

репетиционная

1
5

работа

Творческ

ая

работа,

конкурс
фестиваль.

8

Всего

.

2

120

4

1
44

Виды деятельности первого года обучения
1. Введение в мир эстрадного искусства.
Теория : занятие-знакомство с основными
изучаемыми предметами – хореография, классическая и детскоэстрадная хореография. Основные понятия и термины: эстрада, танец,
сцена, артист,сценический костюм.
Практика: Эстрадная разминка под фонограмму. Импровизация
учащихся вместе с педагогом на предлагаемую музыку. Понятийное
представление об эстрадном жанре, его специфике, отличие от других
жанров. Показ заданных хореографических имитаций (кваканье лягушки,
мяуканье кошки, цоканье копыт лошадки и т. д.). Показ танцевальных
комбинаций индивидуально.

2. Азбука музыкально-ритмических движений.
Теория: Основные понятия и термины: темп движений, характер и
динамика движений, мелодия, характер и динамика движений, мелодия, ритм,
звук, акцент, звук, ритмический рисунок, такт, пауза, форма и фразировка:
анализ музыкальных форм. Значение слов: лексика, образ, импровизация,
стилизация, танец, понятиетанцевальной комбинации.
Практика: устойчивость в темпе (марш по кругу, бытовой и
танцевальный шаги, ходьба на полупальцах и на пяточках, легкий бег вперед и
назад, галоп, подскоки и полька). Переключение с одного темпа на другой:
марш – полька – вальс; постепенное ускорение и замедление темпа: быстро –
умеренно – медленно. Отражение в движении характера музыки. Отражение в
движении динамических оттенков (форте, пиано, легато, стаккато). Передача
ритмического рисунка хлопками, шагами, бегом, подскоками, галопом и др.
дирижерские жесты, совмещенные с шагами, бегом, прыжками. Использование
знания при исполнении ритмического рисунка в простейшей танцевальной
комбинации.

Соблюдением

пауз,

синкопированными

движениями,

ритмическим контрапунктом. Вступление в движение на такт позднее своего
партнёра. Вступление в движение на такт позднее своего соседа, затактовое
построение, дирижерские жесты на 2/4, ¾, 4/4. Выполнение дирижёрских
жестов в соответствие с заданным ритмическим рисунком танцевальной
комбинации. Самостоятельное проявление творческой инициативы, фантазии,
работы в коллективе.
Методика исполнения основных танцевальных комбинаций. Исполнение
танцевальных

комбинаций,

правила

и

логика

пространственныхперестроений.
3. Ориентация, координация в сценическом пространстве.
Теория: Основные 8 точек сценического пространства (план
учебно-танцевального класса) план
сцены: центр, середина, зритель. Основные понятия и термины:
анфас (прямо), croisse (наискосок), линия, две линии, колонна, диагональ
круг (лицом, спиной по линии танца), два круга «змейка», «воротца»
«улитка»

«паровозик», «спираль» графическая запись танца. Понятие «интервал».
Организация сценического пространства, основные понятия артиста эстрады.
Методика

перестроения

из

одного

рисунка

в

другой

рисунок

сценическогопространства.
Практика: комплекс игр и упражнений на определение
основных точек класса, на ориентацию в пространстве, на определение
центра, середины, задника, авансцены и кулис сцены. Танцевальноигровые
занятия,

задания

на

перестроение.

Умение

разворачиваться иперестраиваться
по команде. Умение перестраиваться из линии в две и в колонну. Задание
на
построение

фигур:

круг,

обход,

змейка,

диагональ,

ходьба

«паровозиком» ипо
спирали. Простой и сложный рисунок. Исполнение
музыкально-пространственных композиций.
4. Основные танцевальные элементы.
Теория: Основные понятия и термины: расслабление и напряжение
корпуса, танцевальный шаг. Основные танцевальные элементы: марш, бег,
ходьба на полупальцах и пятках;
подскоки по диагонали, на месте вокруг себя; приставной шаг (вперед,
назад, в сторону). Ковырялочка и притопы, положение рук на поясе, сзади;
наклоны и поворот головы, корпуса, поворот на месте на полупальцах галоп
по диагонали и по кругу, движения кистей рук, работа плечами прыжки по 6
позиции, с поджатыми ногами – вперед, назад; прыжки с 6 во 2
(параллельную) позицию ног; прыжки с 6 в 4 позицию ног. Понятийное
представление о музыкально-ритмических движениях
Практика: правильное положение (постановка) корпуса – вытянутый
позвоночник, голова прямо (подбородок не приподнимаем), шея длинная,
грудная клетка раскрыта, плечи опущены, живот и пятая точка втянуты, ноги
– по шестой позиции. постановка корпуса 2 такта 4/4, затем
расслабление; танцевальный шаг по диагонали на 2/4 с остановкой в шестой

позиции марш по кругу 4/4 с остановкой в шестой позиции, бег на носочках
по кругу 2/4 – остановка, хлопки выполнение различных прыжков.
Построение в зависимости характера музыки. Игра на определение мелодии:
при звучании вальса все дети строятся в круг; при звучании польки – в
шеренгу;

при

звучании

марша–

в

колонну.

Правила

и

логика

пространственных перестроений по отношению к зрителю. Контроль за
грамотным выполнением танцевальных элементов.
5. Система корригирующих движений (СКД)
Теория: (СКД) – комплекс оздоровительных движений: стоя, лёжа на
спине и животе. Происхождение СКД, понятие релаксации. Взаимосвязь
классического

танца

и

комплекса

СКД.

Методика

исполнения

корригирующих движений - разогрев мышц (импровизационный метод в
рамках программы «Тепло в мышцах» – понятия). Понятие темпа, ритма,
представление о музыкально-ритмических движениях, понятие координации
движений, пространства и ориентации в пространстве. Релаксация,
концентрация, суставно- мышечный аппарат. Название суставов и мышц
человеческого тела. Терминология и техника исполнения простейших
стилизованных комбинаций.
Практика: Порядок исполнения движений СКД от простого к
сложному. Специфика СКД. Упражнения на напряжение и расслабление
мышц, на улучшение выворотности ног, по исправлению недостатков осанки
и развития танцевального шага выполнение комплекса оздоровительных
движений лежа на спине, на животе. Начало развития специальных навыков
по хореографии.
Техника исполнения простейших стилизованных комбинаций.
Построение танцевального комплекса и порядок исполнения, специфика
исполнения иотличия от других видов разминки.
6. Творческая импровизация и танцевальные игры.
Теория: Основные понятия и термины: импровизация, раскрепощение, лексика,
образ, стилизация, самооценка. Понятие варьирования. Понятие художественного
образа. Виды творческой импровизации. Рисунок и ориентация композиции. Предметы
и аксессуары в хореографическом искусстве. Одушевлённый и неодушевлённый

предмет. Своё личное чувство жизни и личное отношение к внешнему миру.
Стремление к новому, неизвестному.
Практика: игры превращения «Деревянные и тряпичные куклы», «Воробьи и
журавушки», «Мельница», «Паровозики». Игры-превращения «Кошка выпускает
когти», «Песик». Игры-имитации. Игровой стенчинг «Сказка о карандаше и резинке».
Выполнение упражнений «Волшебные палочки»,
«Мягкие и твердые карандаши», «Рыбка», «Змейка», «ящерица»,
«Кошечка»,
«Летучая мышь», «Носорог» и др. Разучивание игр-танцев «Полька с
куклой», «На лошадках скачем». Танцевально-игровое занятие «Лабиринт»,
игра «Веселый автобус». Выполнение заданий: досочинить элементарную
музыкальную фразу, передать характер и настроение, изобразить животных,
насекомых, зверей под соответствующую музыку (передать характер, образ).
Показ танцевальных комбинаций индивидуально. Использование знания в
практической деятельности, самостоятельное проявление творческой
инициативы фантазии, умение работать в коллективе. Своё личное чувство
жизни и личное отношение к внешнему миру. Выполнение бега-ассоциации
на тему.
7. Постановочная и репетиционная работа.
Теория: Основные понятия: репетиция номера, концерт, номер (из
чего состоит), ответственность, дисциплинированность, чувство ансамбля,
костюм, артист, чувство сплочённости и др. Основные понятия организации
сценического пространства. Терминология и техника исполнения Работа в
ансамбле,

работа

в

паре.

Организация

и

динамика

сценического

пространства. Простой и сложный рисунок концертного номера.
Практика:

грамотное

выполнение

танцевальных

элементов,

перестроений, отработка танцевальных номеров. Постановочная работа
танцевального номера: Песенка-чудесенка, Топ-топ, Мухоморы, Весёлые
горошины, Капитошка, Новый день. Просмотр танцевального материала,
концерт.
Второй год обучения.
Учебный план второго года обучения.

№п/п Виды деятельности

Теория практика всего Формы аттестации
и контроля
1
1
3
12
15
Педагогическое
наблюдение

1.
2.

Организационное занятие
Повторение пройденного
материала

3.

азбука музыкально –
ритмических
движений

4

31

35

Педагогическое
наблюдение

4.

танцевальная разминка

2

20

22

5.

4

28

32

4

20

24

7.

элементы современного,
бального,
эстрадного танца
Постановочная
репетиционная работа
Концертная деятельность

15

15

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
творческая работа
Творческая работа,
Открытое занятие.
Конкурсы,
фестивали

8.

Всего

18

96

144

6.

Виды деятельности второго года обучения.
Повторение

пройденного

материала.

Теория:

Импровизация на заданную тему. Хореографические импровизации,
творческое

мышление.

Различать

основные

направления

хореографического искусства.
Практика: закрепление изученного ранее материала. Исполнение
концертного номера и программных упражнений. Метод варьирования
(простейшие формы).
2. Азбука музыкально – ритмических движений.
Теория: Мелодия и движение. Темп. Контрастная музыка: быстрая медленная,

веселая

–

грустная.

Соотношение

пространственных

перестроений с музыкальным материалом. Выделение сильной доли.
Определение характера музыки словами и передача характера в движении.
Музыкальные размеры 4/4, 2/2. Правила и логика перестроений, логика
поворотов. Соотношение сильной и слабой доли, с правой и левой ногой.
Методика исполнения основных танцевальных элементов.

Практика:

Практические

занятия

заключаются

в

музыкально-

пространственных упражнениях. Танцевальные шаги со сменой
музыкального темпа. Умение различать и двигаться под музыку в
музыкальном темпе. Ходьба, марш в темпе и ритме музыке, шаг на месте
вокруг себя. Умение начинать движение с началом и окончанием музыки.
Фигурная маршировка с перестроениями из одного в два и обратно; из
колонки в линию. Правая нога – сильная доля, левая нога – слабая доля.
Выразительное исполнение основных танцевальных элементов. Начало и
окончание движений вместе с музыкой, различие музыкальных частей.
Соотношения

пространственных

перестроений

с

музыкой.

Музыкальность и грамотность исполнения. Упражнения исполняются детьми
индивидуально. Пространственные музыкальные упражнения. Ритмические
упражнения с музыкальным заданием. Контрольный показ. Музыкальные
игры.
Дидактическая игра.
3. Танцевальная разминка.
Теория: Начало тренировки суставно-мышечного аппарата
ребенка

Ознакомление

с

искусством

хореографии

Специфика

танцевального шага, бега Позиции положения рук и ног Понятие твердо - мягко
Мышечная
и эмоциональная память Понятие «мышечного напряжения» Сила
движения, точность направления Знание правил исполнения каждого
отдельного движения и упражнения. Красиво, грамотно «строить» свое тело
Практика: комплекс упражнений лежа на полу Выработка осанки,
опорыПостановка рук в позиции. Умение напрягать и расслаблять мышцы.
Упражнения для укрепления всех групп мышц. Позиции ног. Подъем на
полупальцы по 6 и 1 позициям. Выполнение упражнений в комбинациях.
Позиции ног: 6, 3, 1. Танцевальный шаг, бег. Маленькие прыжки.
Выполнение упражнений с чередованием комбинаций.
4. Элементы современного, бального, эстрадного танца.

Теория:

Понятие

современного

бального,

эстрадного

танца.

Отличительные черты характера исполнения в различных танцевальных
жанрах. Виды танцев. Тематика танцев. История возникновения данных
танцевальных

жанров.

Понятие

«Стиль».

Многообразие

жанров

танцевального. Понятие
«Стилизация». Виды, направления, особенности современного танца.
Эстрадная азбука. Понятия современной ритмики. Методические пояснения.
Практика: Анализ музыкального материала. Эстрадный экзерсис на
середине. Правила и техника исполнения движений эстрадного экзерсиса.
Комплекс эстрадной разминки. Проучивание и исполнение движений
бального

и

современного

танца.

Передача

характера

исполнения

современного, эстрадного и бального танца. Стилизация народных движений.
Характер

исполнения

танцевальных

движений.

Повторение

хореографических номеров.
5. Постановочная и репетиционная работа.
Теория:
танцевальных

Знакомство
комбинаций.

с

сюжетом
Порядок

танца,

рассказ

танцевальных

и

показ

комбинаций,

положения рук в паре.Техника выполнения, порядок движений. Порядок
танцевальных
комбинаций, четкое перестроение. Правила перестроений,
манераисполнения.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций; положение рук в
паре, работа над рисунком танца. Общение в паре, равнение в линию, в
колонку,

красиво

перестраиваться.

Натяжение

стопы,

динамичное

исполнение, осанка при выполнении танцевальных шагов. Разучивание
танцевальных комбинаций, построение рисунков танца. Отработка техники
исполнения движений, танцевальных комбинаций. Выразительность и
грамотность исполнения. Проведение соревнования кто лучше выполнит
зачет по комбинациям. Показ танцевальных комбинаций индивидуально и в
паре.
Открытое занятие, показ родителям. Постановка нового танца: Сыщики,
Яблонька,

Светит

солнышко,

Весёлые

горошины,

Мухоморы.

Показ

танцевального материала Открытое занятие, показ родителям.
Третий год обучения
Учебный план третьего года обучения
№п/п Виды деятельности

теория практика всего

Организационное занятие
повторение пройденного
материала
танцевальная разминка

1
1

9

1
10

1

14

15

4.

элементы современного,
бального,
эстрадного танца

4

28

32

5.

постановочная
и
репетиционная работа

5

21

26

6.

Рисунок танца

4

10

14

1.
2.
3.

Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческая
работа,
контрольный
показ.
Педагогическое
наблюдение

7.

Творческая импровизация

8.

Концертная деятельность

9.

Всего

4

20

Творческая
работа
Фестивали
конкурсы

18

22

20

20

124

144

Виды деятельности третьего года обучения.
Повторение пройденного материала.

2.

Теория: Устный опрос. Закрепление изученного ранее материала.
Программные упражнения. Позиции ног и рук;
Понятия опорной и рабочей ноги. Перенос корпуса с одной ноги на
другую.Техника исполнения элементов в комбинациях.
Практика: Разучивание движения в медленном темпе. Разучивание
движения вперед и в сторону.
Исполнение элементов в комбинациях. Разучивание комбинаций в
медленном темпе. Четкость, грамотность, выразительность исполнения.
3. Элементы современного, бального, эстрадного танца.
Теория: Основной шаг, простой, основной шаг комбинированный.
Прыжковые движения; подскоки из стороны в сторону. Комбинации
движений

рук.

Танцевальные

комбинации

на

основе

шагов.

Комбинации рук: мельница, лодочка. Танцевальные прыжковые движения.
Понятие

композиции

танца.

Закон

композиции

танца.

Построение

хореографической композиции. Особенности, техника и манера исполнения.
Логика перестроений. Логика выполнения, техника и скорость исполнения.
Практика: Разучивание шагов в медленном темпе. Разучивание в
медленном темпе комбинаций, позиций рук отдельно, комбинации движений
ног отдельно. Темп ускоряется, комбинации соединяются. Отработка
движений и комбинаций в быстром темпе. Сочинение и выполнение
хореографической композиции. Грамотность, четкость, выразительность
исполнения.
4. Элементы историко-бытового танца.
Теория: Особенности народных движений, характерные положения рук.
Понятие открытое и закрытое положения рук. Шаги с носка вперед, притоп,

удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, «переменный» шаг.
Притопы. Шаг с высоко поднятым коленом, соскоки в пол-оборота, вправо и
влево. Бегс забрасыванием ноги назад, перескоки с ноги на ногу.
Практика: Разучивание движений в медленном и быстром
темпе, чередование. Разучивание на месте и с продвижением в
медленном ибыстром темпе.
5. Постановочная и репетиционная работа.
Теория: Порядок движений в танцевальных комбинациях. Рисунок
танца. Основной шаг, шаг-точка, комбинация, бег. Перестроения: цепочка,
змейка. Равнение и синхронность исполнения. Порядок танцевальных
комбинаций, техника исполнения.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций на ранее изученном
материале. Постановка танца, сюжет танца. Русский танец «Яблонька» стилизация, «Зоренька». Разучивание движений, танцевальных комбинаций и
перестроений, построение рисунка, отработка танца в быстром темпе.
Контрольный показ.
6. Рисунок танца и варьирование движений.
Теория: Основные понятия: номер (из чего состоит), чувство ансамбля,
рисунок танца и варьирование движений. Понятие варьирования. Виды
рисунков танца, методика построения. Комбинации из различных позиций и
положений рук. Логичность перестроений. Техника, манера, грамотность и
выразительность исполнения.
Практика: Выполнение учебных этюдов. Контрольный показ.
7. Творческая импровизация.
Теория: Понятийное представление о жанре эстрадного
искусства. Понятие танца. Составные части хореографического номера
Драматургия построения танца. Аксессуар в хореографическом искусстве
Признаки и свойства, ощущение и восприятия предмета.
Практика: творческое задание. Исполнение танцевальных движений
иэтюдов.
Грамотность, четкость и выразительность исполнения Индивидуальный
просмотр.

Планируемые результаты освоения программы

1.4

Личностные:
- учебно-познавательный интерес к хореографии;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность

к

самооценке

на

основе

критерия

успешности

деятельности;
-

основы социально ценных личностных и нравственных

качеств:трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
Метапредметные:
-

форсированность чувства прекрасного и эстетические чувства

на основезнакомства с хореографически искусством;
-

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей

творческойдеятельности;
Предметные:
- знание основных терминов, используемых в хореографии;
- умение правильно исполнять основные элементы классического
экзерсиса;
-

умение правильно держать осанку, подбородок и руки, при

выполнениихореографических движений;
-

умение исполнять хореографические композиции, поставленные

педагогом,в соответствии с программой обучения;
-

должны

овладеть

навыками

музыкально-ритмической

координации, знатьтехнику выполнения упражнений;
-

должны уметь исполнять танцевальные движения и

элементы;

Развивается

способность

к

творческому

самовыражению;
-

дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь

ориентироваться в сложных перестроениях, уметь быстро переключать
внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность, уметь
общаться со своими сверстниками в коллективе.

Ожидаемые результаты 1 год обучения
Что должен знать и уметь ребенок к концу первого года обучения. Знать основные
изучаемые предметы – хореография, классическая и детско-эстрадная

хореография. Уметь соблюдать устойчивость в темпе, переключаться с
одного темпа на другой, ориентироваться на сцене. Уметь принимать и
держать правильное положение (постановку) корпуса, выполнять комплекс
оздоровительных движений. Импровизировать вместе с педагогом на
предлагаемую музыку. Уметь грамотно выполнять танцевальные элементы и
исполнять

музыкально-пространственные

композиции.

Отражать

в

движении динамические оттенки и характер музыки. Выполнять прыжки по
6 позиции, с поджатыми ногами – вперед, назад; прыжки с 6 во 2
(параллельную) позицию ног; прыжки с 6 в 2 позицию ног, основные
танцевальные элементы: ковырялочка и притопы, положение рук на поясе,
сзади; наклоны и поворот головы, корпуса, поворот на месте на
полупальцах. Соблюдать культуру поведения на занятии, чувство ансамбля.
Ожидаемые результаты 2 год обучения
Что должен знать и уметь ребенок к концу второго года обучения Знать
специальную терминологию. Уметь согласовывать движения с музыкой.
Применять

навыки,

которые

способствуют

эмоциональному,

выразительному, непосредственному исполнению движений под музыку.
Знать о танцевальной разминке, суставно-мышечном аппарате человека,
французской
(выворотность,

терминологии
гибкость,

движений.
шаг,

Развить

прыжок,

специальные

координация

навыки

движений,

устойчивость). Уметь передавать характер исполняемого движения. Знать
музыкальные размеры, правила и логику фигурных перестроений из одного
рисунка в другой. Использовать и совмещать теоретические знания с
практической деятельностью. Четко и выразительно исполнять движения.
Закрепить полученные знания и умения по основным учебным темам.
Ожидаемые результаты 3 год обучения
Что должен знать и уметь ребенок к концу третьего года обучения.
Уметь исполнять заданные танцевальные движения и этюды. Приобрести
специальные навыки: легкие прыжки, пластичность. Развить выносливость,

внутреннюю

собранность,

силу.

Развить

танцевальность.

Знать

о

современном, бальном, эстрадном, русского народного и историкобытового танцах, их истории, направлениях, особенностях, специфике,
понятии «стиль». Знать и применять на практике понятия «рисунок танца»,
«варьирование» движений, способы варьирования (по ритму, характеру,
образу).

Приобрести

культуру

исполнения

танца,

импровизации,

выносливость, творческое исполнение.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы
подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
в разных видахдетской деятельности.
При реализации образовательной Программы педагог:
• продумывает содержание и организацию совместного образа жизни

детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого
ребенка;
•

определяет единые для всех детей правила сосуществованиия

детского

общества,

включающие

равенство

прав,

взаимную

доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на
помощь, поддержать;
• соблюдает гуманистические принципы педагогического
сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое
отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех,
развитие детской самостоятельности, инициативы;
•

осуществляет развивающее взаимодействие с детьми,

основанное на современных педагогических позициях: «Давай
сделаем это вместе»;
«Посмотри, как я это делаю», «Научи меня, помоги мне сделать это»;
•

сочетает совместную с ребенком детальность (игры, труд,

наблюдения ипр.) и самостоятельную деятельность детей;
•

ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие

практический и познавательный опыт детей, эмоции и преставления о мире;
• создает развивающую предметно-пространственную среду;
•

наблюдает как развиваются самостоятельность каждого

ребенка ивзаимоотношения детей;
•

сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи

воспитанияи развития малышей.
Формы организации образовательной деятельности:
Формы организации

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение
(содержание,
методы, средства), однако требует от ребенка
больших
нервных затрат; создает эмоциональный
дискомфорт;
неэкономичность
обучения;
ограничение
сотрудничества с
другими детьми.

Групповая
(индивидуальноколлективная)

Фронтальная

Группа делится на подгруппы. Число
занимающихся может
быть разным – от 5 до 10, в зависимости от
возраста и
уровня развития детей.
Основания для комплектации: личная
симпатия, общность
интересов, уровни развития. При этом
педагогу, в первую
очередь, важно обеспечить взаимодействие
детей в процессе
обучения
Работа со всей группой, четкое расписание,
единое
содержание. При этом, содержанием может
быть
деятельность художественного характера.
Достоинствами
формы являются четкая организационная
структура,
простое управление, возможность
взаимодействия детей,
экономичность обучения; недостатком –
трудности в
индивидуализации обучения.

Методы эстетического воспитания:
•

Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний

с цельюовладения даром сопереживания.
•

Метод

побуждения

к

сопереживанию,

эмоциональной

отзывчивости напрекрасное в окружающем мире.
• Метод эстетического убеждения
•

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы

немыслимоприобщение детей к художественной культуре).
•

Метод

эстетического

выбора

(«убеждения

красотой»),

направленный наформирование эстетического вкуса.
• Метод разнообразной художественной практики.
• Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником,

сверстниками).
•

Метод нетривиальных (необыденных) творческих

ситуаций, пробуждающих

интерес

к

художественной

деятельности.
• Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Методы музыкального развития:
•

Наглядный:

сопровождение

музыкального

ряда

изобразительным, показдвижений.
• Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах.
• Слуховой:слушание музыки.
• Игровой: музыкальные игры.
• Практический: разучивание танцев, воспроизведение мелодий.
Методы физического развития:
Наглядные
- наглядно-зрительные
приемы (показ физических
упражнений, использование
наглядных пособий,
имитация, зрительные
ориентиры);
- наглядно-слуховые
приемы (музыка, песни);
- тактильно-мышечные
приемы (непосредственная
помощь воспитателя)

Словесные
- объяснения, пояснения,
указания;
- подача команд,
распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный
рассказ, беседа;
- словесная инструкция.

Практические
- повторение
упражнений
без изменения
ис
изменениями;
- проведение
упражнений в
игровой форме;
- проведение
упражнений в
соревновательн
ой форме

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
Материально
программы

–

техническое

(использование

а

соотношении)


Танцевальный зал 63 кв. м – 100 %

оснащение
процентном



Половое покрытие (паркет или линолеум)



Станок – 30%



Зеркала – 100%



Музыкальная колонка – 70 %



Ноутбук – 70%



Гимнастические коврики 60%



Костюмы

4.2

Формы аттестации

Оценка качества реализации программы «Попрыгунья –
Стрекоза» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную
Успеваемость

и

итоговую

учащихся

аттестацию

проверяется

на

учащихся.
различных

мероприятиях:


Открытое занятие



Концерт



Конкурс, фестиваль.

Используется метод наблюдения и бесед.
По итогам аттестации выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка
5 (отлично)

Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения;
4 (хорошо)
отметка отражает грамотное исполнение
с
небольшими недочетами (как в техническом плане,
так и в художественном);
3 (удовлетворительно) исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: неграмотно и невыразительно выполненное
движение, слабая техническая подготовка, неумение
анализировать свое исполнение, незнание методики
исполнения изученных движений и т.д.;
2
комплекс недостатков, являющийся следствием
(неудовлетворительно) нерегулярных занятий, невыполнение программы
учебного предмета;

4.3

Дидактический материал



Видеоматериал



Литература



Портфолио коллектива

4.4

Обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил техники

безопасности.


Влажная уборка помещения



Проветривание



Соблюдение режима обучения и перерывов



Лекции по технике безопасности.

4.5

Методическое обеспечениеСписок литературы

1.

Буренина, А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической

пластике для детей 3-7 лет / А. И. Буренина —С-Пб: «Аничков мост», 215
2.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая

гимнастика для детей. ФГОС/ Фирилева Ж.Е., - С-Пб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,
2016, 352с.
3.

Барышникова Т. К. Азбука хореографии / Барышникова Т. К. - М.:

Айрис – пресс, 2000, 266с.
4.

Скрипниченко Чудо-ритмика программа по хореографии для детей

4,5-6,5 лет / Скрипниченко – Соликамск.: 2010.
5.

Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.

6.

Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие– М.:

Владос, 2003
7.

Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс,2006.

8.

Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство -

пресс», 2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».